Иностранные инвестиции в РФ: правовое регулирование в 2020 году
Санкции, геополитика, девальвация национальной валюты – несмотря на все это, Россия продолжает наращивать инвестиционную привлекательность. В 2017 году в страну было привлечено более 23 млрд долларов, что, пожалуй, стало лучшим результатом за последние 4 года. Обеспечило это качественное законодательство и четкое правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ, исключающее дискриминацию.
Общая информация об иностранных инвестициях
Что вообще такое иностранные инвестиции ? В этом качестве закон понимает капиталовложения иностранных инвесторов (иностранных компаний, некоммерческих организаций или иностранных граждан) в объекты предпринимательства, осуществляющие свою деятельность на российской территории. Род их деятельности особого значения не имеет.
Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями ФЗ № 160 от 09.07.1997 «Об иностранных инвестициях» (далее – ФЗ № 160). Согласно ст. 2 ФЗ № 160, иностранный капитал может иметь не только денежное выражение. Инвестициями также признаются:
- ценные бумаги;
- любое другое имущество и имущественные права;
- интеллектуальная собственность;
- услуги;
- информация, если она имеет денежную оценку.
Правовые основы инвестиционной деятельности иностранных инвесторов, согласно ст. 4 ФЗ № 160, гарантируют иностранным инвесторам национальный режим инвестирования. Это значит, что условия использования зарубежного капитала, за некоторыми исключениями, не могут быть хуже, чем условия для российского капитала. .
Формы осуществления иностранных инвестиций в России
Применяемый к зарубежному капиталу национальный режим, согласно ст. 6 ФЗ № 160, гарантирует вкладчикам право на использование любых форм капиталовложений в российские предприятия, если они не ограничены законом. Это позволяет иностранцам и подконтрольным им организациям использовать все инвестиционные инструменты, действующие на территории России.
Такое право выбора дает возможность максимально оптимизировать капитал, при необходимости выбрать подходящий налоговый режим и войти на рынок без использования посредников. Традиционно принято различать три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:
- создание компаний с иностранными капиталовложениями;
- открытие представительств зарубежных юридических лиц на территории России;
- договорные формы инвестиционной деятельности.
Каждая из них по понятным причинам в корне отличается от других. Отличия касаются не только сути хозяйственной деятельности, которой планирует заниматься инвестор, разнятся в том числе и источники регулирования иностранных инвестиций: применению подлежат разные нормативные акты. По мере возможности мы рассмотрим особенности каждой из них подробнее.
Компании с иностранным капиталом
Коммерческие организации с иностранным капиталом действуют в России в форме хозяйственных обществ и товариществ, регулируемых положениями Гражданского кодекса. Предусмотренное ст. 4 ФЗ № 160 правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями различает два варианта приобретения компанией статуса предприятия с зарубежным капиталом:
- путем приобретения иностранным инвестором акций, паёв или иных долей участия в российских коммерческих организациях, в том числе приобретение 100% долей;
- путем учреждения коммерческой организации с привлечением иностранного капитала непосредственно в уставные фонды общества или товарищества.
Важное условие признания организации таковой, в которой участвуют иностранные инвесторы – это приобретение такими инвесторами доли в уставном капитале размером не менее 10%. Такое вложение носит название прямой инвестиции.
Несмотря на присутствие зарубежного капитала, регистрация таких предприятий осуществляется по общим правилам ФЗ № 129 от 08.08.2001 с особенностями, предусмотренными другими законами.
Открытие представительства или филиала
Согласно п. 3 ст. 4 ФЗ № 160, одна из допустимых правовых форм осуществления ИИ в России – это открытие филиала или представительства иностранной компании. Согласно ст. 55 ГК, таковыми являются подразделения иностранной предприятия, которые представляют ее интересы (представительство) или осуществляют и другие ее функции, в том числе ведут хозяйственную деятельность (филиалы).
Работа таких подразделений на территории РФ допустима лишь с момента их аккредитации, которую, согласно ст. 21 ФЗ № 160, осуществляет Федеральная налоговая служба (ФНС).
Процедура создания подразделения включает в себя такие этапы:
- Принятие иностранной компанией решения об открытии подразделения в РФ.
- Согласование с Торгово-промышленной палатой численности иностранных работников подразделения.
- Подача документов на получение аккредитации в ФНС в течение 12 месяцев после принятия решения.
- Принятие решения об аккредитации в течение 25 рабочих дней.
- При необходимости – обжалование отказа в аккредитации в суде.
- Внесение сведений в реестр аккредитованных подразделений.
Инвестиционное сотрудничество на договорной основе
ФЗ № 39 от 25.02.1999 «Об инвестициях, осуществляемых в форме капитальных вложений» – еще один нормативный акт, которым регулируются отношения в области иностранных инвестиций. Согласно ст. 8 ФЗ № 39, отношения между субъектами инвестиционной деятельности могут регулироваться на договорной основе.
Международное законодательство предусматривает огромный спектр форм и видов договоров, по которым российские и иностранные компании могут сотрудничать. Однако чтобы такое партнерство имело инвестиционный характер, заключенные сделки должны иметь ряд признаков, в том числе:
- носить долгосрочный характер. Срок договора должен составлять минимум несколько лет – от начала финансирования до момента компенсации инвестиционных затрат;
- характеризоваться инвестиционными рисками. Инвестор всегда несет риск невозврата вложенных средств;
- иметь целевой характер. Сторона, получившая инвестиции, обязана использовать их строго по целевому назначению, контроль над которым есть у иностранного инвестора;
- иметь коммерческий характер. Конечный результат любого инвестиционного контракта – получение прибыли.
Учитывая эти особенности, привлечение иностранных инвестиций может осуществляться российскими компаниями на основании различных договоров, в том числе:
- договор лизинга;
- договор строительного подряда;
- договор коммерческой концессии;
- соглашение о разделе продукции;
- договор финансовой аренды;
- договор займа и другие договоры, предусмотренные гражданским законодательством.
Особенностью такой инвестиционной деятельности является то, что во львиной доле заключенных договоров получателем капиталовложений является государство. Как правило, это касается таких сфер, как добыча полезных ископаемых, инвестиции в недвижимость, развитие транспортной инфраструктуры, производственные отрасли в особых экономических зонах и так далее.
Принципы правового регулирования ИИ
В основе любой инвестиционной деятельности лежит правовое регулирование этой самой деятельности. Применительно к российским реалиям такое правовое регулирование подчиняется трем главным принципам:
- Основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является российское законодательство. Деятельность иностранных инвесторов обязательно должна подчиняться российским законам.
- Для ИИ гарантируется национальный правовой режим. Зарубежный капитал пользуется теми же правами и привилегиями, что и национальные компании, за исключением некоторых допустимых законом изъятий.
- Верховенство международного нормативно-правовых актов. Российское законодательство обязано соблюдать особенности инвестирования, предусмотренные заключенными ей международными договорами.
Рассмотрим все эти главные принципы подробнее.
Принцип национального законодательства
Национальное законодательство лежит в основе правового регулирования инвестиций в любой стране, и Российская Федерация не исключение. Под ним следует понимать ряд законов, регулирующих не только порядок осуществления инвестиций: внутреннее право охватывает весь комплекс взаимоотношений с инвестором, в том числе и трудовую деятельность иностранных работников, осуществление валютных операций, особенности договорных отношений, меры ответственности и так далее.
Формы и методы регулирования ИИ национальным законодательством определяются политическими условиями, стабильностью экономики, уровнем социального развития и прочими факторами.
Несмотря на переход к рыночной экономике, российское национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на предметных федеральных законах, например, ФЗ № 160 и ФЗ № 39.
В развитых же странах с рыночной экономикой приоритетным считается общее законодательство, одновременно применяемое и к внутренним, и к зарубежным инвесторам. В РФ общее законодательство применяется в той мере, в которой это допустимо предметными нормами.
Принцип равной защиты прав
Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации гарантирует защиту интересов каждого инвестора, независимо от гражданской принадлежности, страны происхождения капитала и формы его деятельности. Такой принцип равноправия продиктован в том числе и национальным правовым режимом, по которому коммерческие предприятия с иностранным капиталом действуют в условиях, не менее благоприятных, чем российские компании.
Гарантии такой защиты распространяются на ИИ в части неэкономических факторов – то есть защита от административного давления, недобросовестной конкуренции, несправедливого применения законодательства и так далее.От экономических рисков защита иностранным инвесторам не предоставляется.
Принцип верховенства международного законодательства
Наряду с отечественными законами, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется и международным законодательством. Точнее, отечественное законодательство признает международные нормы правилами высшей силы, принимая их и в полной мере не противореча им. Это обеспечивает иностранным инвестициям международную защиту от посягательств и ущемлений, стимулируя валютные движения и межгосударственную инвестиционную деятельность.
Созданная на базе международного законодательства многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций включает в себя действие межгосударственных конвенций и договоров, агентств по гарантиям и страхованиям вкладов, собственных судебных органов и так далее.
Несмотря на приоритет национального законодательства, оно должно учитывать требования международных норм, что выступает еще одной гарантией для ИИ в России. Рассмотрим наиболее важные международные нормативы подробнее.
Конвенция по решению инвестиционных споров
Вашингтонская конвенция по разрешению инвестиционных споров от 1965 года, пожалуй, первое и главное достижение международно-правовых институтов в части защиты прямых инвестиций. Главная цель этой Конвенции – создание международного органа, который призван разрешать инвестиционные споры, когда национальные органы конкретного государства не способны рассматривать конкретные споры или рассматривают их необъективно.
Членами Конвенции являются 162 государства. Россия присоединилась к Конвенции еще с 1992 года, но так и не ратифицировала ее, что отчасти препятствует реализации принятых договоренностей со стороны РФ.
Таким урегулирования инвестиционный споров стал МЦУИС (International Centre for Settlement of Investment Disputes), которому в соответствии с Конвенцией предписана роль арбитра. Им рассматриваются споры страны и граждан стран-членов конвенции при условии, что обе стороны спора дали письменное согласие на рассмотрение такого спора в МЦУИС, и подали в Центр запрос.
При этом Конвенция предусматривает лишь два пути разрешения возникшего вопроса: примирение сторон либо арбитражное производство. Участие в арбитраже является добровольным и платным – один только первый авансовый платеж на каждую из сторон составляет 100-150 тыс. долларов.
Конвенция о страховании инвестиций
Вторым международным документом, имеющим огромное значение наряду с Вашингтонской конвенцией, является Сеульская конвенция от 1985 года. Ее принятие было вызвано поисками новых способов защиты прав ИИ, и таким способом стало страхование инвестиций.
По результатам переговоров договаривающиеся страны приняли решение создать Многостороннее инвестиционное гарантийное агентство (Multilateral Investment Guarantee Agency, МИГА). Цель его создания – страхование инвестиций от политических рисков и других неэкономических рисков при направлении капиталовложений в развивающиеся страны, в том числе страхование:
- от неспособности инвестора конвертировать полученные компенсации в твердую валюту;
- от рисков, связанных с экспроприацией;
- от рисков, связанных с войной, терроризмом и гражданскими беспорядками;
- от нарушения инвестиционных контрактов со стороны реципиентов;
- от неспособности реципиента исполнить взятые финансовые обязательства.
Претендовать на гарантии может частный капитал, принадлежащий лицам, не зарегистрированным в стране, в которую направлены инвестиции. Срок гарантий – от 3 до 20 лет.
Договоры между странами СНГ
В рамках регионального инвестиционного сотрудничества Россия подписала множество международных договоров с соседними странами, в том числе странами СНГ.
Первым таким документов было Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 года, которым были определены основные льготы и гарантии для инвесторов из стран содружества. В частности, капитал из СНГ пользуется безусловной защитой по месту инвестирования, не может быть национализирован, ему гарантируется беспрепятственный вывод в страну происхождения и так далее.
Следующим этапом стала Конвенция СНГ о защите прав инвесторов от 1997 года. Одной из его основ стало обязательное применение к ИИ национального правового режима. Однако в связи с принятием соответствующего национального законодательства РФ отказалась от подписания этого документа.
Вскоре неэффективность СНГ стала очевидной, что потребовало разработки новых форм сотрудничества между соседними государствами. Одной из них можно считать Договор об ЕАЭС. Он позволил иностранным инвесторам самостоятельно выбирать правовой режим, гарантировал им репатриацию капиталовложений и компенсацию в случае, если инвестиции будут утрачены в силу гражданских беспорядков, чрезвычайных ситуаций, революций и иных подобных ситуаций.
Меры правового регулирования ИИ
Как уже сказано, ст. 4 ФЗ № 160 устанавливает национальный правовой режим для ИИ: условия инвестиционной деятельности для иностранцев не могут быть менее благоприятными, чем для россиян. То есть по общему правилу государство уравнивает иностранных и зарубежных инвесторов в правах и возможностях при капиталовложениях.
В то же время закон не исключает, что могут быть применены специальные меры регулирования в области иностранных инвестиций, в том числе ограничительные или стимулирующие изъятия из национального режима:
- ограничительные изъятия. Речь идет об ограничениях для инвесторов, обусловленных защитой национальной безопасности, конституционного строя, здоровья граждан и так далее. Например, законом иностранным гражданам запрещено владеть землей на приграничных территориях, в границах морских портов, запрещено учреждать СМИ, ограничено их участие в стратегически важных отраслях экономики;
- стимулирующие изъятия. Наряду с ограничениями, закон позволяет предусматривать для ИИ стимулирующие льготы. Например, если бы для зарубежного капитала был бы установлен режим наибольшего благоприятствования, государственные субсидии, льготное налогообложение.
Правовые гарантии инвестиционной деятельности в РФ
Кроме того, одной из мер регулирования можно считать правовые гарантии от государства. В соответствии со ст. 15 ФЗ № 39, ст. ст. 6-15 ФЗ № 160, государственное гарантирование иностранных инвестиций включает в себя:
- равноправие инвесторов при осуществлении ИИ и их правовая защита;
- возможность обжаловать в суде действия государственных органов и получить возмещение убытков, нанесенных такими действиями;
- право на компенсацию в случае национализации или реквизиции капиталовложений;
- защиту от неблагоприятных изменений в законодательстве на протяжении срока окупаемости, но не более 7 лет (для предприятий с долей иностранного капитала свыше 25% и приоритетных инвестиционных проектов);
- гарантию надлежащего разрешения инвестиционного спора;
- возможность перехода прав иностранного инвестора другому лицу;
- право беспрепятственной репатриации инвестиционного капитала;
- возможность получения региональных и муниципальных льгот;
- право на участие в приватизации.
Государственные органы по контролю над ИИ
В соответствии с постановлением Правительства № 510 от 06.07.2008, функции контроля над осуществлением иностранных инвестиций возложены на Федеральную антимонопольную службу. Параллельно этим же документом создана правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
Ее функции – это осуществление контроля над ИИ, совершаемыми в стратегические для России предприятия. В частности, такая комиссия:
- предварительно согласовывает возможность подписания договоров, по которым стратегически важные предприятия перейдут под контроль иностранцев или зарубежных юридических лиц;
- выдает разрешения на заключение таких сделок;
- отказывает в заключении таких сделок.
Главой комиссии считается премьер-министр, он же утверждает остальных ее членов. Решения по результатам слушаний принимаются большинством.
Допуск ИИ в стратегически важные виды деятельности
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 160, одним из явных ограничительных изъятий для ИИ является возможность осуществления капиталовложений в предприятия, действующие в стратегически важных для РФ отраслях, лишь с предварительного разрешения вышеуказанной Комиссии.
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 57 от 29.04.2008, такими стратегическими отраслями считаются виды деятельности, связанные с эксплуатацией радиоактивных материалов, атомной энергии, с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, распространением и использованием шифровального оборудования, влиянием на гидрометеорологические процессы, разработкой и распространением военной техники, оружия, обеспечением авиационной безопасности, космической деятельностью. Всего перечень видов деятельности включает 46 пунктов.
Решение в отношении инвестора принимается по его предварительной заявке в течение 3 месяцев.
Проблемные секторы правового регулирования ИИ
Несмотря на растущие темпы привлечения капитала из-за рубежа, уровень правового регулирования по-прежнему характеризуется большим количеством проблемных моментов. К ним, в том числе можно отнести:
- отсутствие государственных органов, ответственных за обеспечение гарантий для инвесторов, защиту их прав и интересов, предоставление консультативной помощи;
- отсутствие действенных инструментов защиты иностранного капитала от давления со стороны чиновников;
- отсутствие конкретики в части государственных гарантий, в том числе в части реализации этих гарантий;
- ограничения, введенные для регионов и муниципалитетов федеральным законодательством в части внедрения программ для привлечения иностранных инвесторов (ограничены пределами своей компетенции).
Заключение
Иностранные инвестиции являются важной составляющей национальной экономики. Для их привлечения РФ разработала и внедрила предметное законодательство. Оно не только учитывает международные нормы, но и гарантирует иностранному капиталу национальный правовой режим, защиту прав и интересов, возможность свободной передачи прав на капитал и его репатриации.
Закон позволяет зарубежным предприятиям и частным лицам вкладывать средства в любых допустимых формах, в том числе приобретая российские компании, открывая филиалы и представительства либо заключая договоры на инвестирование.
О гарантиях в инвестировании
Гарантии в инвестировании
Банк предлагает вам стабильный процент на срок вклада. Если он не обанкротится, то в конце оговоренного в договоре срока вы сможете забрать больше, чем вложили. Вклады бывают с простым процентом, который ежемесячно начисляется на сумму вклада, и с капитализацией, когда начисление происходит на сумму с учетом предыдущих процентов. Это позволяет получить чуть больше, хотя разница между обычным вкладом невелика. Иначе говоря, вкладчик может точно рассчитать, какую сумму он будет иметь к определенному сроку.
Теперь возьмем вариант рискового страхования. Что это такое? Вы ежемесячно платите определенную сумму средств, страхуясь от несчастного случая. Если он происходит, то вы или ваша семья получает крупную сумму, которая тоже заранее известна. Хотя здесь уже подключается неопределенность — неизвестно, произойдет несчастный случай или ваши страховые взносы «сгорят», т.е. достанутся компании. Разумеется, компания желает, чтобы с вами ничего не произошло и старается минимизировать свой риск — в частности, она не страхует занимающихся экстремальными видами спорта. Застраховать больного раком на поздней стадии тоже вряд ли получится.
Инвестиции на финансовом рынке
Случаи выше понятны и известны всем. Иная ситуация получается, когда инвестор приходит на финансовые рынки — например, на валютный или на фондовый, где торгуют ценными бумагами. Знаний о том, сколько можно реально заработать, нет. Тем не менее есть подтвержденные истории, когда тут делались громадные капиталы, и иногда довольно быстро. Это то новое, что хочет новичек — высокий доход.
А что он несет с собой из старого мира? Как правило стремления к гарантиям, которые давал банковский депозит. Получаем желаемую комбинацию — гарантии с высоким доходом. Конечно, многие слышали фразу о том, что доходность пропорциональна риску… но неужели на всем рынке не отыщется тот, кто может этим риском управлять?
Развилка
Имея изначально ложную предпосылку, дальше весьма просто потерять деньги, хотя сделать это можно различными способами. Самый простой — нарваться на финансовую пирамиду, которая как раз пообещает постоянную высокую доходность и некоторое время будет ее действительно платить. Торговля на рынке, вложения в прибыльные сектора — частое, но далеко не единственное объяснение. Однако вскоре приток вкладчиков заканчивается, а компания исчезает — найти ее по данным на сайте невозможно. Так я потерял первые деньги.
Можно потерять деньги чуть хитрее. Мы принимаем тот факт, что постоянно высокая доходность недостижима и согласны на временные убытки — но легче не становится. Некоторые компании продают торговых роботов (треггеров) для заработка на финансовых или игровых рынках. Торговый робот это программа, написанная под определенную рыночную ситуацию. Например — покупай, если цена выросла по итогам дня. Очевидно, что в период бурного роста такая программа будет приносить прибыль, которую можно документировать и показать инвесторам. Так я потерял вторые деньги, хотя не полностью — взял робота со стопом.
Можно еще хитрее. Почти любой брокер возьмется научить вас торговать самостоятельно. О постоянной прибыли тут речь не идет, но вам обычно обещают, что по итогам торгов вы будете в хорошем плюсе. Вас учат фиксировать убытки, а также разбивают ваш депозит на большое число сделок. Дескать, небольшая часть будет в минусе, остальная в плюсе. Часто подключаются индикаторы, технический анализ и еще множество сложных вещей. Итогом являются комиссии брокеру с каждой сделки, которые возрастают при использовании плеча, т.е. заемных средств. Результат — ваш депозит быстрее или медленнее перетекает к брокеру.
Но хорошо — если не получается самому, то может быть отдать деньги тому, кто показал результат? У брокеров вроде Альпари можно найти ПАММ-счета с результатами в сотни и даже тысячи процентов годовых. Или подобные счета есть в рамках автоследования у брокера Финам, где используется торговля не на валютном, а на срочном рынке. Обычно речь там о сделках с акциями или товарными активами с плечом. Отлично!
Но вот вы вносите деньги, а счет ведет себя совсем не так, как раньше. Начинаются убытки, инвесторы выводят средства, управляющий закрывает позиции. Счет слит или закрыт в глубоком минусе. Как же он достиг первоначальных высот? Управляющему повезло — он открыл сделку с очень высоким риском и рынок пошел навстречу. Далее под этот случайный результат были привлечены средства, и управляющий собрал с них комиссию. Возможно, еще и вывел свой первоначальный вклад. В результате управляющий в прибыли, инвесторы в убытках. Подобные примеры смотрите здесь. Так я тоже потерял часть своих средств.
Но может быть тогда отдать средства в управление в такие надежные структуры, как например банк ВТБ? Вот у них на сайте торговая система с отличным результатом — то, что надо. Уж они-то деньги не сольют и наверняка могут позволить себе отличных управляющих. Сумма входа, правда, приличная, но ведь оно того стоит!
Вы вкладываетесь. Ваш капитал действительно не сливают в ноль, но какие-то хорошие результаты вы обычно видите только при общем росте рынка. Затем показатели становятся не очень и компания меняет свой портфель, выкладывая на сайте результат по новым данным. А что со старыми? Их убыток остается у вас… зато комиссии за управление, как и в предыдущем случае, вы заплатить успели. Они не так велики, как в случае ПАММ-счетов, где вы можете отдать половину прибыли — но и внесенная сумма тут больше, а сроки инвестирования обычно выше, поскольку слива нет, а доверие к компании на высоком уровне.
И снова о гарантиях
Что же получается? Во всех случаях гарантия в инвестициях только одна — что с ваших денег возьмут как минимум часть капитала. А могут и всю сумму целиком — одним махом в случае финансовых пирамид или полностью легально постепенным сливом через брокерские сделки. Так что анонимный мошенник с одностраничным сайтом за десяток долларов для вас сравним с респектабельным брокером, который учит часто использовать плечо: оба действуют в своих интересах, который лежит в отнятии у вас денег.
Что же делать? Получать знания, которые будут вашими источниками прибыли. Минимизировать расходы на сделки. Гарантии возврата средств должен давать финансовый институт, которому вы их доверили. Например, в России брокерские счета не застрахованы, тогда как в США их страхует корпорация SIPC. А вот практически все гарантии доходности выше банковского депозита — от лукавого. Американские брокеры прямо указывают, что гарантии возврата средств касаются случаев банкротства и не связаны с падением котировок ценных бумаг, которые находятся на вашем счету.
Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России в 2020 году
Иностранная инвестиционная деятельность является важной составляющей нормального функционирования экономики любого государства, и Россия не исключение. В контексте этого тезиса правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ приобретает огромное значение для страны, ибо их отсутствие негативно отражается на экономике. Проблемы с их привлечением вызваны не только кризисом, но и несовершенством правовой базы и правовых институтов, действующих на территории страны. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности регулирования капиталовложений в 2020 году подробнее.
Что такое иностранные инвестиции
Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.
Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.
На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.
Кто такой иностранный инвестор
Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:
- иностранной правоспособной коммерческой организацией – юридическим лицом ;
- иностранной правоспособной организацией, не образующей юридического лица;
- право- и дееспособным гражданином другого государства;
- право- и дееспособным апатридом;
- международной организацией;
- другим государством.
Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.
Рекомендуем узнать больше информации о том, кто такой иностранный инвестор .
Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности
Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.
Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;
- Налоговый кодекс РФ – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения;
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
- Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.
Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные РФ.
Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности
Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:
- компании с иностранными инвестициями;
- создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
- инвестиции в форме договоров.
Рассмотрим каждую из них подробнее.
Компании с зарубежными вкладчиками
Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.
При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.
Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.
Представительства и филиалы
Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.
Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям. Несмотря на это, в силу необходимости иностранных финансовых вложений, это не только организационная форма предпринимательства, но и форма инвестиционной деятельности.
В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.
Инвестиции в форме договоров
Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.
Они, в частности, должны отвечать таким признакам:
- Иметь долгосрочный характер.
- Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
- Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
- Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.
По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:
- договор о привлечении инвестиций;
- договор коммерческой концессии;
- договор простого товарищества;
- договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
- договор финансовой аренды;
- соглашение о разделе продукции.
Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.
Принципы регулирования инвестиций в РФ
Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:
- безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
- безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
- необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.
Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.
Применение национального законодательства
Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение.
Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.
При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.
Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством.
Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.
Равноправие иностранных и российских инвесторов
Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации направлено на обеспечение интересов каждого инвестора, независимо от формы осуществляемых им инвестиций, национальности, объемов капиталовложений, полученной прибыли и иных субъективных аспектов их деятельности.
Гарантии такой защиты закреплены как отечественным законодательством, так и обязательствами РФ по международным договорам и конвенциям. На такую защиту от любых неэкономических факторов вправе претендовать каждый инвестор, и государство обязано ему ее предоставить.
Международная нормативная база об инвестициях
Помимо национального законодательства, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется также и международными договорами, заключенными между государствами и иными субъектами международного права. По кругу участников их обычно делят на многосторонние, региональные и двусторонние международные договоры. Наиболее влиятельными и значимыми источниками инвестиционного права, безусловно, являются многосторонние международные договоры. Многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций позволяет обеспечить сохранность капиталовложений на межгосударственном уровне. Рассмотрим некоторые примеры подробнее.
Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров
В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав. В связи с этим вторую половину XX века международное сообщество пыталось выработать механизм, защищающий права инвесторов от нарушений со стороны таких государств.
Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.
Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала. На данный момент участниками Вашингтонской конвенции являются более 150 государств.
Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.
Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций
Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.
Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций. Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.
Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.
Международные договоры в рамках СНГ
Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:
- Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
- Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
- Договор о Евразийском экономическом союзе (2014).
Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.
Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций
В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.
Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.
В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.
Государственные гарантии иностранным инвесторам
Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:
- осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
- обладание правосубъектностью на территории РФ;
- защита от неблагоприятных изменений законодательства;
- объективное правосудие;
- использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
- беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
- покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
- получение льгот.
Правительственные органы, контролирующие инвестиции
В соответствии с Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций» и постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, Кабинетом министров образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ее состав определяется Правительством РФ, главой считается премьер-министр.
В число основных задач Комиссии входит предварительное согласование сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, согласование возможности установления такого контроля, а также отказ в согласовании.
При рассмотрении ходатайств инвесторов и выполнении иных функций она запрашивает в органах исполнительной власти требуемую информацию, заслушивает экспертов и принимает решения большинством голосов.
Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики
Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.
Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.
Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.
Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы
Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.
- Отсутствие конкретизации ряда государственных гарантий, предоставляемых зарубежным субъектам инвестиционной деятельности: например, государство гарантирует стабильность законодательства, но, согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», не более чем на протяжении 7 лет.
- Необходимость нормативного регулирования инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровне.
- Отсутствие в отечественном законодательстве каких-либо правоприменительных аспектов, касающихся разрешения споров на межгосударственном уровне, и действенных механизмов выхода на международный инвестиционный арбитраж.
- Отсутствие правовых институтов, прямо ответственных за реализацию государственных гарантий в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также за рассмотрение жалоб с их стороны и защиту их прав и интересов и т. д.
Зачем России иностранные инвестиции: Видео
http://topmigrant.ru/dlya-inostrancev/biznes/pravovoe-regulirovanie-inostrannyeh-investiciy-rf.html
Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России в 2020 году