Появится ли в ЕАЭС единая валюта и к чему это приведет — эксперт
Саму идею приветствуют далеко не все экономисты.
Полный текст опубликован на официальном сайте ИАЦ.
Сулейманов рассмотрел несколько точек зрения на эту возможность и кратко обрисовал их.
Первая, искусственное форсирование валютной интеграции не отвечает интересам стран ЕАЭС. Единая валюта должна быть конкурентоспособной, ликвидной и приниматься в расчетах с другими государствами. В любом случае страны будут пользоваться той валютой, которая им выгодна для минимизации своих издержек.
Вторая, евразийский союз накапливает свой опыт для введения единого валютного режима и постепенно отказывается от доллара. Уже сегодня на территории государств-участниц ЕАЭС проявляется стремление к переходу на расчеты во внутренних валютах (по некоторым направлениям расчеты на 40-50 % проходят в национальных валютах).
Третья, в валютно-финансовых отношениях стран ЕАЭС важно разработать нормы прямого действия, которые были бы максимально приближены к мировой экономической реальности, и отказаться от декларативности. Также следует учитывать внешние факторы-стрессоры, влияющие на экономическое благополучие организации (пандемия, экономическая гиперконкуренция, издержки регионализации и глобальной кооперации и т. д.).
Особенности валютных отношений
Валютная интеграция на постсоветском пространстве не столь эффективна, как например, в сфере таможенных процедур.
При этом регулирование валютных отношений в странах ЕАЭС имеет свои особенности
В Белоруссии самый ощутимый государственный контроль над валютными отношениями. Также здесь имеются определенные валютные ограничения.
Самый либеральный валютный режим в Кыргызстане, поскольку
отсутствуют дополнительные ограничения, кроме установленных Национальным банком
В Армении и Кыргызстане у резидентов есть право на валютные процедуры между собой без лимитирования и ограничений. А в остальных государствах ЕАЭС валютные отношения между резидентами запрещены, за исключением отдельно предусмотренных законодательством операций.
В Армении, Кыргызстане и Казахстане предусмотрено совершение валютных операций (процедур) между нерезидентами без каких-либо ограничений. В России в этих вопросах имеются незначительные ограничения,
а в Беларуси установлены особые меры
— В целом следует заметить, что регулирование валютных отношений в странах ЕАЭС имеет свои различия и особенности. При этом особые положения и нормы, связанные с деятельностью объединения,
практически отсутствуют в национальном законодательстве государств ,
Сценарии валютной интеграции
Далее Сулейманов описал три различных сценария валютной интеграции:
- «Паритет покупательный способности», выраженный в привязке валюты страны ЕАЭС к иной более популярной валюте.
- «Золотой стандарт» — фиксация валюты страны ЕАЭС к валюте другого государства.
- «Валютный союз» — принятие существующей или разработанной валюты как основной в рамках Союза.
А также выделил еще несколько возможных механизмов:
- введение безналичной (наднациональной) расчетной единицы, действующей наравне с известными национальными платежными системами;
- определение единой денежной единицы и учреждение единых органов валютного регулирования (Единый Центральный банк);
- образование Валютного союза, опирающегося на использование в обращении национальных денежных единиц, но при условии существования общего координирующего центра.
— Полагаю, что работа по формированию Валютного союза евразийского интеграционного объединения должна проходить в сторону унификации имеющихся валютно-финансовых возможностей стран-участниц ЕАЭС. Для этого
необходимо формирование наднационального органа, занимающегося монетарной политикой и регулированием финансово-валютных операций,
Экономики в ЕАЭС должны развиваться одинаково хорошо
Также он выделил факторы эффективности валютного регулирования и контроля.
Следует приблизиться к общим показателям экономического развития стран Евразийского союза. Асимметричность уровней жизни здесь скорее барьер в развитии. Важно обеспечить синхронные экономические процессы.
- Институты интеграции должны охватывать не только реальный сектор экономики, но и финансово-валютный. Формирование общих рынков возможно лишь при высокой степени кооперации финансово-валютных институтов и механизмов.
- Гармонизация валютных отношений.
- Поэтапная либерализация валютного регулирования и контроля в рамках ЕАЭС (до снятия валютных ограничений).
- Поэтапное смягчение административных наказаний за совершение валютных правонарушений.
— Решение вышеуказанных задач неизбежно способствует формированию Валютного союза в рамках ЕАЭС и стабилизации взаимных экономических выгод государств. Но сколько для этого понадобится времени, это уже другой вопрос, — резюмировал автор.
Страны, входящие в Евразийский экономический союз
Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.
Участники Таможенного союза
Создание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:
- Помочь скоординировать, согласовать, выработать единую политику относительно всех отраслей экономики.
- Обеспечить свободное движение как рабочей силы, так и финансов, услуг, товаров.
В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:
- Россия,
- Кыргызстан,
- Казахстан,
- Армения,
- Беларусь.
Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.
История создания
Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.
- Первый договор, который и стал основой создания Союза, был подписан Беларусью, Казахстаном и Россией в 1995 году. Позже соглашение подписали представители Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана.
- 2007 год. Россия, Казахстан и Беларусь заключили следующий договор. В нем говорилось, что перечисленные страны согласились строить Таможенный союз с единой таможенной территорией.
- 2009 год. Ранее подписанный документ был дополнен множеством дополнительных международных договоров, их было более сорока. Кроме того, было принято решение о том, что с первых дней 2010 года формируется единое таможенное пространство. Оно будет включать территорию России, Беларуси и Казахстана.
- 2010 год. Был принят общий кодекс для перечисленных государств. В это же время начинает действовать единый тариф.
- В 2011 году снятие между странами Союза таможенного контроля. Он был перенесен на внешние границы.
- С 2011 до 2013 года. Разработка и прием общих для стран ТС законодательных норм. Кроме того, осуществилась разработка единого закона о безопасности продукции.
- В 2014 году ТС пополнился еще одной страной, Арменией, а на следующий год членом Союза становится и Кыргызстан.
Евразийский союз на карте
Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.
Главная цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи. Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек. Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.
Кто управляет ЕЭС?
Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:
- Высший евразийский ЭС. Такое название носит наднациональный орган. В его состав входят главы стран, ставших членами ТС. Заседание Высшего совета происходит ежегодно. На нем принимаются очередные решения, которые должны выполнять все страны-участницы. Кроме того, совет занимается определением состава и полномочий различных структур ТС.
- Евразийская комиссия по экономике. Это регулирующий орган Союза, который работает постоянно. Кроме общих вопросов, комиссия решает и те, что касаются таможенного регулирования и международной торговли. А также разрабатывает и обеспечивает условия для развития ТС и его нормальной работы.
Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:
- Технического регулирования.
- Таможенного администрирования.
- Статистики торговли.
- Закупок.
- Валютной политики.
- Макроэкономической политики.
- Касающиеся перевозок, транспорта.
- Субсидий для сельскохозяйственных или промышленных предприятий.
- Финансовых рынков.
- Миграционной политики.
- Торгового режима с третьими странами.
- Политики конкуренции, энергетики.
- Соблюдения авторского права.
- Мер относительно санитарных/ветеринарных норм.
- Естественной монополии и других областей.
Управляющие органы Евразийского экономического союза
Кроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.
Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.
Цели ТС и их осуществление
Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.
Для этого предлагалось следующее:
- Отменить внутренние таможенные платежи. Благодаря этому могла бы возрасти ценовая привлекательность производимой странами — членами Союза продукции.
- Отменить таможенный контроль и оформление документов для перемещения продукции. Это помогало ускорить оборот товаров внутри Союза.
- Принять общие требования по ветеринарным стандартам безопасности и санитарно-эпидемиологическим вопросам. Получить это предлагалось на основе результатов совместных испытаний.
Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.
Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.
Следующие цели ТС:
- Создать все условия, чтобы страны — участницы Союза могли в первую очередь реализовывать собственную продукцию.
- Защитить внутренний рынок ТС.
К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.
Преимущества ТС
К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.
Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.
Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.
Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):
- Россия — 85,3.
- Казахстан — 7,1.
- Беларусь — 4,59.
- Кыргызстан — 1,9.
- Армения — 1,11.
Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.
Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза
Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.
Противоречия в Таможенном союзе
Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.
Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.
Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.
Полностью убедиться в том, насколько эффективна работа ТС можно будет только тогда, когда все страны-участницы будут строго соблюдать весь перечень подписанных договоров.
http://365info.kz/2020/10/poyavitsya-li-v-eaes-edinaya-valyuta-i-k-chemu-eto-privedet-ekspert
http://visasam.ru/emigration/economy/strany-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza.html