1 марта, 2021

Инвестиции в человеческий капитал – залог успешной кадровой политики

Инвестиции в человеческий капитал – двигатель технологического прогресса

Инвестировать можно не только в недвижимые объекты, ценные металлы или многообещающие проекты, но и в интеллектуальную составляющую.

Эффективность инвестиций в человеческий капитал оценивается экономистами предельно высоко.

Инвестиции в человеческий капитал являются своего рода двигателем технологического прогресса. Именно люди разрабатывают новые теории в сферах медицины, экономики, науки, физики, техники и прочих, а затем доказывают их реалистичность и действенность на практике. Это позволяет странам развиваться качественнее и быстрее, а их жителям соответственно жить лучше.

Инвестиции в образование и повышение квалификационного уровня людей позволяют обеспечить эффективное освоение нововведений, поддерживать должную конкурентоспособность с производственными единицами.

Человеческий капитал и цели вложений в него

Человеческий капитал представляет собой запас индивидуальных профессиональных и личностных качеств человека, способных в процессе своей реализации в течение жизни посредством осуществления трудовой деятельности привести к получению дохода.

На практике деньги в человеческий капитал вкладываются, когда возникает диссонанс между имеющимися на предприятии человеческими ресурсами и их потребностью.

В этом случае качество важнее количества. Вместо того чтобы бездумно «раздувать» штат, разумнее направить средства на раскрытие максимального потенциала человека. Выигрывают по сути все:

  • предприятие вследствие повышения коэффициента полезности действия персонала и, как следствие, улучшения производительности;
  • сотрудники, реализующие свои знания и умения более качественно и получающие за это более высокую заработную плату;
  • государство благодаря пополнению бюджета за счет деятельности образовательных учреждений.

Инвестору (работодателю) важно осуществлять этот многоэтапный процесс правильно:

  • оценивая резерв потенциала сотрудников (количественную и качественную составляющую);
  • определяя оптимальные объемы инвестирования и периодичность их осуществления;
  • отслеживая целенаправленное использование вложенных средств – на обновление, поддержку, капитализацию профессиональных качеств носителей;
  • разрабатывая стратегию будущей деятельности предприятия с учетом проведенных мероприятий.

Инвестирование в статусный капитал компании делится на два вида – портфельное и прямое. В следующей статье речь будет идти о первом варианте. Портфельные инвестиции: достоинства и стратегии планирования, а также типы и виды вложений.

Возможно, вам интересна будет следующая информация – инвестиции в фондовый рынок США и выбор брокера.

Знаете ли вы, в чем отличие прямых инвестиций от портфельных? В этой теме https://businessmonster.ru/investitsii/pryamyie-i-portfelnyie.html рассмотрим особенности каждого из названных типов инвестирования.

Модель инвестирования в человеческий капитал

Под моделью инвестиций в данном случае подразумевается способ обновления профессиональных характеристик (знаний, навыков, опыта), которые со временем (при моральном износе работника и быстро развивающемся НТП) могут обесцениться.

В основе модели должна «лежать» эффективная система развития персонала, направленная на определение кадровых резервов, повышение уровня профессионализма, внедрение новых ценностей в отношении осуществляемой деятельности.

То есть потенциал человека выступает в роли капитала. При этом важно, чтобы уровень профессионализма соответствовал занимаемой сотрудником должности. С ростом первого критерия повышается отдача от капитала в виде повышения доходов.

К особенностям, присущим человеческому капиталу, можно отнести:

  • неотделимость от носителя;
  • ценность для общества в современных условиях;
  • непосредственное влияние на экономический рост;
  • способность накапливаться в виде способностей и навыков;
  • возможность физически изнашиваться, амортизироваться, вследствие чего изменяется его экономическая стоимость;
  • более высокую ликвидность в отличие от физического капитала;
  • самостоятельный контроль человеком меры использования капитала и, как следствие, масштаб получения доходов от него вне зависимости от семейных, государственных, частных и прочих источников формирования.

к содержанию ↑

Подходы к формированию

В экономической литературе виды инвестиций в человеческий капитал классифицируются по критериям:

  • биофизический;
  • ликвидный;
  • неликвидный;
  • культурно-нравственный;
  • социальный;
  • структурный;
  • интеллектуальный;
  • организационный;
  • клиентский;
  • организационно-предпринимательский;
  • трудовой.

Как видно, цели и основания, определяющие различные формы подобных инвестиций достаточно различны. Между тем, в комплексе они дают синергетический эффект, позволяя в разы повысить доходность предприятий.

По влиянию на экономическое благосостояние человеческий капитал разделяется на производительный и потребительский. Первый направлен на создание такого вида услуг, с потреблением которых повышается уровень общественной полезности (образовательная, к примеру, или научная деятельность, которую легко применить на практике, создавая средства производства, продукты, технологии, услуги).

Что касается потребительского капитала, то поток услуг, создаваемый им, потребляется непосредственно.

То есть результат образовательной или творческой деятельности выражается в той степени общественной полезности, которая позволяет удовлетворить потребности людей или же повысить эффективность имеющихся способов.

Теория человеческого капитала устанавливает прямую зависимость между качеством обучения, физическим здоровьем, уровнем образования, объемом производственного опыта и, естественно, заработной платой.

Расходы, направленные на повышение качества указанных характеристик и большую производительность, являются инвестициями. Они имеют долговременный эффект, так как компенсируются в будущем периоде вследствие возросшего потока доходов от профессиональной деятельности. Определить эффективность вложений в человеческий капитал позволяет анализ издержек и выгод.

Золото – качественный инвестиционный инструмент. Чем же привлекателен этот драгоценный металл? Читайте далее. Денежные инвестиции в золото: как сохранить и преумножить свои деньги.

Структуру и особенности модели “сбережения-инвестиции” разберем в этом блоке.

Видео на тему

Человеческий капитал

Нестеров А.К. Человеческий капитал // Энциклопедия Нестеровых

Человеческий капитал представляет собой материализованные в человеке знания и его способность к эффективному труду, эффективное использование которых позволяет воспользоваться возможностью существенного улучшения уровня жизни населения и повышения темпов экономического роста.

  1. Понятие человеческого капитала
  2. Теория человеческого капитала
  3. Концепция человеческого капитала
  4. Факторы развития человеческого капитала
  5. Роль человеческого капитала для экономического роста и развития предприятий
  6. Выводы

Понятие человеческого капитала

Человеческий капитал является особой экономической категорией, основной проблемой исследования которой является специфическая природа человеческого капитала, обусловленная совокупностью физических и умственных способностей человека, определяющих его способность к труду.

Наиболее распространено следующее определение понятия человеческий капитал:

Человеческий капитал – совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Данный подход отражает основные составляющие человеческого капитала, которыми являются интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Понятие человеческого капитала можно трактовать как особый капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека. Данная трактовка указывает на тот факт, что наличие человеческого капитала означает способность людей к участию в производстве.

Специфические особенности понятия человеческого капитала представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Понятие человеческого капитала

Способность людей к участию в производстве определяет интерес к понятию человеческого капитала со стороны предприятий, так как эффективное использование человеческого капитала обеспечивает экономический рост, т.е. увеличение объема создаваемых полезностей, следовательно, повышается уровень хозяйственной деятельности предприятия.

Понятие человеческого капитала определяется в рамках нескольких концепций, включая экономическую теорию, управление персоналом, которое в свою очередь, разграничивает управление человеческими ресурсами и управление человеческим капиталом. Таким образом, человеческий капитал проявляет себя непосредственно в качестве капитала и в виде особого ресурса. С точки зрения сущностного содержания природы человеческого капитала, данное понятие затрагивает широкий спектр категорий науки управления людьми.

Разница в терминологии обусловлена включением в концепции «управления людьми» и «управление персоналом» двух взаимосвязанных понятий человеческого капитала и человеческих ресурсов. Философия и прикладные аспекты управления персоналом являются определяющими и для человеческого капитала, и для человеческих ресурсов, тогда как управленческое воздействие в теории управления людьми направлено на построение систем управления человеческими ресурсами и человеческим капиталом.

Взаимосвязь между этими аспектами представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Взаимосвязь между аспектами управления людьми

Теория человеческого капитала была разработана учеными-экономистами, среди которых наибольший вклад в разработку внесли Т. Шульц [1] и его последователь Г. Беккер [2]. Ими были заложены методологические основы и основные элементы теории человеческого капитала.

В таблице приведены несколько определений понятия человеческий капитал зарубежных авторов.

Понятие человеческий капитал

Определение понятия «человеческий капитал»

Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом.

Рассматривайте все человеческие способности либо как врожденные, либо как приобретенные. Свойства, которые являются ценными и могут быть развиты с помощью соответствующих вложений, будут человеческим капиталом.

Человеческий капитал представляет собой человеческий фактор в организации, это объединенные вместе интеллект, навыки и специальные знания, которые придают организации отличительный характер.

Скарборо и Элиас

Концепцию человеческого капитала чаще всего рассматривают, как связующую концепцию, т. е. связь между практическими методами человеческих ресурсов и качеством работы компании с точки зрения активов, а не бизнес-процессов.

Человеческий капитал – это нестандартизированный, неявный, динамичный, зависящий от контекста и воплощенный в людях уникальный ресурс.

Человеческий капитал – знания, навыки и способности людей, которые создают стоимость. Люди обладают врожденными способностями, поведением и личной энергией, и эти элементы формируют человеческий капитал. Владельцев человеческого капитала являются работники, а не их работодатели.

Человеческий капитал создает добавленную стоимость, которые делают люди для организации. Следовательно, человеческий капитал является условием конкурентного преимущества.

Шульц утверждал, что «благосостояние людей зависит не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний». Именно этот качественный аспект экономики он определил как «человеческий капитал». Его зарубежные апологеты придерживались аналогичного подхода, постепенно расширяя трактовку человеческого капитала.

В целом, человеческий капитал выступает главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего этапа социально-экономического развития.

Человеческий капитал представляет собой результат различных видов деятельности человека: получения образования, воспитания, трудовых навыков. Затраты на приобретение знаний расцениваются при этом как инвестиции, формирующие капитал, который впоследствии будет приносить его владельцу регулярную прибыль в виде более высокого заработка, престижной и интересной работы, повышения социального статуса и т.д.

Роль человеческого капитала проявляется через социальные институты, что позволяет проанализировать не только социальные параметры, но и изучить влияние социальных факторов на рыночную экономику.

Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала делает акцент на добавленной стоимости, которую люди могут создать для организации. Она рассматривает людей, как ценный актив и подчеркивает, что инвестиции организации в людей генерируют доходы, которые стоят затраченных средств. Устойчивого конкурентного преимущества можно достичь только тогда, когда у фирмы есть запас человеческих ресурсов, который не смогут имитировать или воспроизвести ее конкуренты, благодаря найму работников с ценными с точки зрения конкуренции знаниями и навыками, многие из которых трудно сформулировать.

Для работодателя инвестиции в обучение и развитие персонала – это средство привлечения и сохранения человеческого капитала, а так же способ получить более высокие доходы от этих инвестиций. Предполагается, что эти доходы станут следствием повышения качества работы, гибкости и способности к введению инноваций в результате повышения уровня знаний и компетенции. Таким образом, теория человеческого капитала позволяет объективно утверждать следующее:

Знания, умения и навыки являются ключевыми факторами, определяющими успех отдельной компании и экономики страны в целом.

Вместе с тем существует точка зрения, отвергающая подход к человеческому капиталу, как к некоему активу, по аналогии с финансовым и основным капиталом. Майкл Армстронг в своей книге «Политика управления человеческими ресурсами» указал на следующий аспект. «Сотрудники, особенно, квалифицированные, считают себя независимыми агентами, которые сами вправе выбирать, как распоряжаться своими талантами, временем и энергией. В связи с этим компании не могут распоряжаться и, тем более, владеть человеческим капиталом. Тем не менее, компании располагают определенными возможностями для того, чтобы эффективно использовать человеческий капитал с помощью организационно-экономических методов».

Суть теории человеческого капитала заключается в том, что основной формой богатства являются материализованные в человеке знания и его способность к эффективному труду.

Теория человеческого капитала вкладывает в данное понятие следующее:

  • приобретенный человеком набор навыков, умений и обладание им определенными знаниями в различных областях;
  • рост доходов ведет к заинтересованности человека в дальнейших инвестициях в человеческий капитал;
  • целесообразность использования человеческих знаний в различных видах деятельности с целью повышения производительности труда и эффективности производства;
  • использование человеческого капитала ведет к повышению доходов человека за счет его трудового заработка в будущем путём отказа от некоторых текущих потребностей;
  • все способности, знания, навыки и умения являются неотделимой часть самого человека;
  • необходимым условием формирования, накопления и использования человеческого капитала является мотивация человека.

Основным положением теории человеческого капитала является утверждение, что умение работника или группы работников добиться лучшего результата приводит к повышению их заработной платы. Для накопления и использования человеческого капитала, необходимы затраты на здравоохранение, образование, профессиональное, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности и качества труда.

Г. Беккером был введен термин «специальный человеческий капитал». Под специальным капиталом понимаются только определенные навыки, которые человек может использовать в каком-либо конкретном виде деятельности. В частности, к специальному капиталу относятся все профессиональные навыки человека. Таким образом, «специальный или специфический человеческий капитал – знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме». Отсюда следует необходимость специальной профессиональной подготовки, т.е. получения знаний, приобретения умений и навыков, увеличивающих специальный человеческий капитал.

Согласно теории человеческого капитала, процесс его воспроизводства имеет три стадии:

Стадии воспроизводства человеческого капитала

На первой стадии человек получает образование. Это базовая стадия для человеческого капитала, в процессе которой приобретаются знания, умения и навыки. От этого будет зависеть дальнейший род деятельности, место в обществе и уровень дохода человека. Образование является основной инвестицией в человеческий капитал, так как существует высокая зависимость между стоимостью полученного образования и стоимостью человеческого капитала.

Дальнейшее накопление человеческого капитала происходит в процессе трудовой деятельности, обогащая человека профессиональными умениями и навыками, которые помогут повысить эффективность его трудовой деятельности и увеличить доход. На этой стадии растет специальный человеческий капитал.

Использование человеческого капитала выражается через участие человека в производстве, за что он получает вознаграждение в виде заработной платы. При этом размер человеческого капитала напрямую влияет на уровень доходов.

Теория человеческого капитала указывает на то, что данный процесс непрерывен и на полученное вознаграждение человек может осуществлять дополнительные инвестиции в свой капитал, посредством дальнейшего профессионального обучения, повышения своей квалификации и т.д. Это позволит увеличить уровень дохода, что является основным стимулом для постоянного увеличения человеческого капитала.

Структура человеческого капитала зависит от характера деятельности человека, его специализации, в том числе отраслевой, динамики трудового дохода и т.д. Следует отметить, что структура человеческого капитала конкретного человека может претерпевать изменения с течением времени. Это происходит в зависимости от предпринимаемых человеком действий, расширения своих знаний и навыков или наоборот специализации на одном направлении.

Стоимость человеческого капитала определяется как приведенная стоимость всех будущих трудовых доходов человека, включая доходы, которые будут выплачиваться пенсионными фондами. «На стоимость человеческого капитала влияют возраст (трудовой горизонт) человека, его доход, возможная вариабельность дохода, налоги, ставка индексации зарплаты по инфляции, размер предстоящих пенсионных выплат, а также ставка дисконтирования доходов, которая отчасти определяется типом человеческого капитала (а точнее, связанными с ним рисками)» [3].

Таким образом, в теории человеческого капитала данное понятие выступает как продукт производства, представляет собой знания, умения, навыки, которые человек приобретает в процессе обучения и трудовой деятельности, и как любой другой вид капитала, имеет способность накапливаться.

Как правило, процесс накопления человеческого капитала носит более длительный характер, чем процесс накопления физического капитала. Это процессы: обучения в школе, вузе, на производстве, повышение квалификации, самообразование, то есть непрерывные процессы. Если накопление физического капитала длится, как правило, 1–5 лет, то процесс накопления в человеческий капитал – 12–20 лет.

Накопление научно-образовательного потенциала, лежащего в основе человеческого капитала, имеет существенные отличия от накопления материальных ресурсов. На начальном этапе человеческий капитал за счет постепенного накопления производственного опыта имеет низкую ценность, которая не уменьшается, а накапливается (в отличие от физического капитала). Процесс повышения ценности интеллектуального капитала обратен процессу обесценения физического капитала.

Концепция человеческого капитала

Учитывая характер экономической деятельности современных компаний, можно отметить, что для них человеческий капитал приобретает особое значение, так как именно за счет его использования компании могут осуществлять инновационную деятельность, в какой бы то ни было форме. Производственные, коммерческие, управленческие и общехозяйственные проекты ведут к созданию и реализации организационно-экономических преимуществ, которыми уже располагает компания.

Концепция человеческого капитала исходит из положения, что человеческий капитал выступает фундаментально значимым активом для предприятий, так как разработка и внедрение инноваций без его наличия не представляется возможным в современных социально-экономических условиях. В совокупности, человеческий капитал представляется ключевым активом организации, без которого она не может существовать в условиях современного развития национальной экономической системы.

Таким образом, согласно концепции человеческого капитала, для современной компании данный актив приобретает особое значение, так как позволяет эффективно реализовывать инновации на практике, внедрять их в производственную, коммерческую, управленческую деятельность, а также создавать преимущества организационного и экономического характера.

Человеческий капитал отражает потенциал, имеющийся для обеспечения роста интенсивности, эффективности и рационализации профессиональной деятельности человека. Наличие человеческого капитала предполагает способность людей к участию в производстве.

Концепция человеческого капитала рассматривает данное явление как особую экономическую категорию, которая представляет собой совокупность интеллектуальных способностей, приобретенных знаний, профессиональных навыков, умений, которые человек получает в результате обучения, опыта и практической деятельности.

Вместе с тем, человеческий капитал, являясь фактором развития имеющегося у человека потенциала, ведет к прямому и косвенному росту производительности труда на действующих предприятиях, а также росту эффективности их деятельности за счет использования имеющегося человеческого капитала. Фактически, человеческий капитал выступает приоритетным фактором инновационного типа экономического развития, поскольку предприятия способны добиваться больших успехов в своей хозяйственно-экономической деятельности, развивая ее за счет использования человеческого капитала.

В целостной концепции человеческого капитала подходы к его оценке основываются на различных моделях организационно-управленческого характера, использующих качественные и количественные параметры для оценки. Вместе с тем, возможности предприятия, производящего оценку человеческого капитала, обычно ограничиваются его возможностями по созданию такой системы оценки, которая позволяла бы объективно определить имеющийся человеческий капитал, кроме того, потребности в оценке могут отличаться у различных предприятий. Необходимо отметить, что наиболее формализованными являются подходы, основанные на количественных параметрах и стоимостных показателях оценки человеческого капитала, тогда как сугубо управленческие модели не позволяют предприятию оценить его достаточно точно, так как оперируют лишь качественными или натуральными характеристиками. Следовательно, концепция человеческого капитала оперирует качественными и количественными характеристиками данного актива.

Факторы развития человеческого капитала

Факторы развития человеческого капитала включают следующие сочетания индивидуальной и производственной деятельности:

  1. Сочетание природных и приобретенных в результате обучения и жизнедеятельности способностей и физической энергии с востребованностью их на производстве с последующими оптимальными затратами.
  2. Сочетание знаний и опыта, использующегося человеком в сфере общественного воспроизводства, с ростом производительности труда и повышением эффективности производства.
  3. Запас знаний, способностей и навыков накапливается в процессе целесообразного сочетания производственной деятельности и соответствующего мотивирования работника.
  4. Увеличение индивидуальных доходов сочетается с воспроизводством человеческого капитала в широком понимании (дополнительное образование, профессиональная переподготовка реинвестируются в производственную деятельность).

Происходит процесс кругооборота: собственно человеческий капитал способствует эффективности производства, эффективное производство инвестирует в развитие человеческого капитала. Следовательно, факторы развития человеческого капитала и собственно их влияние на развитие капитала имеют характер циклически повторяющегося процесса. Этот процесс бесконечен, поскольку стремление к увеличению индивидуального и национального богатства не имеет верхнего предела.

Факторы развития человеческого капитала обуславливают алгоритм, на котором основано развитие человеческого капитала, данный алгоритм показан на рисунке 3.

Рисунок 3 – Развитие человеческого капитала

Процесс развития человеческого капитала носит организационно-комплексный характер. Обновление человеческого капитала сопровождается развитием возможностей и способностей индивида с последующей их реализацией. Поэтому мотивами, влияющими на этот процесс, могут быть как материальные, так и духовные.

Можно справедливо утверждать, что основными мотивами развития человеческого капитала выступают следующие:

  • физиологические мотивы,
  • мотивы безопасности,
  • социальные мотивы,
  • мотивы уважения,
  • мотивы самоуважения.

За счет увеличения индивидуальных доходов собственников человеческого капитала происходит экономический рост экономики страны – так можно охарактеризовать влияние человеческого капитала на экономический рост.

Индивидуальные умения и опыт, которыми наделен отдельный человек, могут заставить его принимать обоснованные правозащитные решения – таково влияние потребностей безопасности на развитие человеческого капитала. Обоснованные рациональные решения большинства людей создают атмосферу безопасности в обществе.

Повышая индивидуальную производительность труда, человек способен выполнять ту работу, которая имеет большую социальную ценность – так социальные мотивы оказывают влияние на развитие человеческого капитала.

Новые идеи, научные разработки, внедряемые в практику, повышают уважение к людям, их предложившим и воплотившим, – таково влияние мотива уважения на развитие человеческого капитала.

Развитие интеллекта и генерация новых технических и технологических идей приводят человека к самоуважению.

Роль человеческого капитала для экономического роста и развития предприятий

Значение капитала, вложенного в материальные ресурсы, снижается. Эффективность сельского хозяйства, пищевой промышленности все меньше определяется материальными активами: размерами землевладения, производственными зданиями, машинами, техникой; в большей степени ценность предприятий формируют «нематериальные ресурсы» – идеи, предприимчивость и творчество персонала, стратегически-интеллектуальное объединение партнеров и т.д. Главное, на что расходуются ресурсы, – это генерация идей, поиск информации, ее обработка, быстрое практическое их применение для производства продукции и получения прибылей.

Действительно, чтобы реализовать стремление ускорить экономический рост, ликвидировать бедность и перейти к инновационному типу развития, необходимо уже сегодня начать создание системы, которая стимулировала бы инвестирование в человеческий капитал. Накопление человеческого капитала и последующее его использование позволит решить проблемы экономического роста на уровне национальной экономической системы.

Среди особенностей накопления и финансовых вливаний в человеческий капитал в России необходимо отметить положительные тенденции к росту числа работников, увеличивающих свой человеческий капитал путем повышения квалификации и приобретения новых профессиональных навыков. Это определенно является плюсом. В то же время общая низкая культура среди работников и работодателей в отношении рефинансирования человеческого капитала является ограничивающим условием для интенсивного экономического роста. В современных условиях человеческий капитал в России является главным фактором интенсификации экономического роста.

В качестве интегративной основы роста предприятий в современных условиях может выступать человеческий капитал, который сам является фактором развития предприятий (рисунок 4).

Рисунок 4 – Человеческий капитал, как фактор роста и развития предприятий

Таким образом, прослеживается система взаимосвязанных элементов: развитие экономики и социальных факторов в обществе позволяет «задействовать» факторы развития человеческого капитала, приводящие к росту производительности труда на предприятиях, росту эффективности предприятий за счет внедрений новых технологий и инвестирования в персонал. Следовательно, значимость человеческого капитала для предприятия проявляется в его возможностях обеспечения экономического развития. Хозяйствующий субъект добивается успеха, развивая свою производственно-коммерческую деятельность с учетом человеческого капитала.

Среди типичных проблем, связанных с использованием человеческого капитала на предприятиях, можно выделить следующие:

Во-первых, низкий уровень развития системы оценки человеческого капитала, ограничивающейся часто традиционным подходом.

Во-вторых, низкая степень использования человеческого капитала предприятия ведет к снижению эффективности и производительности труда, использования фонда рабочего времени.

В-третьих, часто наличествует недостаточно продуманная политика использования трудовых ресурсов и человеческого капитала в целом, либо данная политика вообще отсутствует.

Следовательно, в современных условиях требуется реализация на предприятиях мер, направленных на устранение типичных проблем и недостатков и формирование объективных подходов к системе оценки, развития и использования человеческого капитала.

Выводы

Человеческий капитал представляет собой комбинацию следующих факторов:

  1. качества, которые человек привносит в свою работу: ум, энергия, позитивность, надежность, преданность;
  2. способность человека учиться: одаренность, воображение, творческий характер личности, смекалка («как делать дела»);
  3. побуждения человека делиться информацией и знаниями: командный дух и ориентация на цели.

Несмотря на то, что знания всегда были одним из важнейших условий развития производства, уникальность современного этапа заключается именно в накоплении человечеством знаний в таком количестве, в котором они перешли в новое качество, превратившись в главный фактор производства.

  1. Шульц Т. Инвестиции в человеческий капитал. – М.: изд-во ВШЭ, 2003.
  2. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. – М.: изд-во ВШЭ, 2003.
  3. Менеджмент / под ред. В.Е. Ланкина. – Таганрог: ТРТУ, 2006.
  4. Авдулова Т.П. Менеджмент. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  5. Алавердов А.А. Управление человеческими ресурсами организации. – М.: Синергия, 2012.
  6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. – М.: Юрайт, 2014.
  7. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. – М.: Проспект, 2014.
  8. Голованова Е.Н. Инвестиции в человеческий капитал предприятия. – М.: Инфра-М, 2011.
  9. Грузков И.В. Воспроизводство человеческого капитала в условиях формирования инновационной экономики России. Теория, методология, управление. – М.: Экономика, 2013.
  10. Мау В.А. Развитие человеческого капитала. – М.: Дело, 2013.
  11. Хьюзлид М. Как управлять человеческим капиталом, чтобы реализовать стратегию. – СПб.: Питер, 2012.

Отдача от инвестиций в человеческий капитал

Новикова Валентина Федоровна
Россия, Московская государственная академии делового администрирования
novikova.111@mail.ru

В статье рассмотрены подходы к определению человеческого капитала и инвестиций в человеческий капитал, влияющие на устойчивое и качественное развитие любого общества. Приведены данные, свидетельствующие о низком уровне инвестиций в человеческий капитал в российской экономике, что свидетельствует о его неконкурентоспособности. Предложена инвестиционная парадигма, основанная на преимущественном развитии вложений в человека, направленная на формирование инновационной экономики.

человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал, инвестиционная парадигма, инновационная экономика, социально-экономический рост, социально-экономическая эффективность.

Категории статьи:

Совершенствование механизма реализации социальной поддержки семей с детьми через систему социального обеспечения и социальных услуг

Использование современных информационно-коммуникационных технологий для проведения цикла просветительских мероприятий по современному искусству для людей пожилого возраста

Концептуальные основы правовой аддикции

Российский переход от солидарной к накопительной пенсионной системе

Автоматизация процессов управления как фактор возникновения профессий будущего

Статья также доступна (this article also available):

  • Русский
  • English ( Английский )

Не используются как альтернативные такие показатели как мера экономического благосостояния, индекс экономического благосостояния, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), индекс подлинного прогресса и др., характеризующие в той или иной степени накопление человеческого капитала, что необходимо в условиях формирования инновационной экономики.

Просматривается тенденция, согласно которой основным фактором устойчивого развития становится человеческий капитал, а инвестиции в него являются стратегическим направлением, обеспечивающим социально-экономическое развитие любой страны. Расчеты Всемирного банка показывают, что в большинстве стран человеческий капитал составляет от двух третей до трех четвертей накопленного национального богатства, при этом доля воспроизводимого капитала составляет только 16 % накопленного богатства. Таким образом, человеческий капитал в любой стране превышает половину накопленного национального богатства.

Подходы к определению человеческого капитала неоднозначны и дискуссионны. Существует мнение о трудовых ресурсах как человеческом капитале, который некоторые авторы относят к невоплощенному, т.е. предполагается, что речь идет о новых формах организации труда, достижениях науки управления, маркетинга, накоплении опыта. [9.С.326]. По нашему мнению, более близко к категории «человеческий капитал» понятие «человеческие ресурс», поскольку трудовые ресурсы имеют несколько другую смысловую характеристику.
Весьма широко распространено в зарубежной литературе мнение о человеческом капитале как факторе экономического роста, включающим способности, умения, таланты работников, знания, способные обеспечивать добавочную стоимость.. Но человеческий капитал, охватывает прежде всего качественные характеристики и социальные аспекты развития экономики, поэтому более правильно использовать трактовку социально-экономического роста на макроуровне и социальной экономической эффективности производства – на микроуровне.

Можно согласиться с зарубежными учеными лишь в том, что вложения в человеческий капитал являются не только расходами на воспроизводство рабочей силы вне зависимости от источника финансирования. [10 С.104.] С другой стороны — это инвестиции, которые ведут к росту квалификации, расширяют способности, укрепляют здоровье человека, способствуют росту производительности труда и увеличению доходов работников.

К примеру разница между доходами людей с начальным образованием и людей с высшим образованием составляет в США около 1 млн долл.[8. С.191.]

Человеческий капитал, согласно теории его основоположника Г. Беккера, представляет собой имеющийся у каждого накопленный запас знаний, навыков, мотиваций. Основная особенность человеческого капитала состоит в том, что личность неотделима от носителя капитала. Соответственно, для повышения отдачи от использования человеческого капитала должны быть предусмотрены инвестиции, равно как в физический капитал, только по разным направлениям вложения. Беккер разделял инвестиции в человеческий капитал на инвестиции, зависящие от самого индивида в процессе получения общего (фундаментального) образования и инвестиции, зависящие от фирмы на осуществление специальной образовательной подготовки.[1].

Согласно Макконеллу К.Р. и Брю С.Л. инвестиции в человеческий капитал можно рассматривать как любое действие индивидов, которое повышает их квалификацию и способности и которые, по их мнению, бывают трех видов..[6. С.171.]. Во-первых, затраты на образование, которые включают расходы на общее и специальное, формальное и неформальное образование, подготовку по месту работы и т.п., являющиеся наиболее значимыми. Уровень образования влияет на работников через повышение их квалификацию и производительности.

Во-вторых, расходы на здравоохранение которые включают затраты на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание и улучшение жилищных условий, что, в свою очередь, увеличивает продолжительность жизни, способствует росту производительности труда и работоспособности работников. В третьих расходы на мобильность рабочей силы, вследствие чего работники имеют возможность перемещаться из территорий с относительно низкими заработками в места с относительно высокими заработками. В этой классификации следовало бы выделить отдельно инвестиции на обеспечение человека жильем.

Теоретические постулаты и выводы свидетельствуют, что государству более выгодно инвестировать в человека, нежели этого не делать, так как в перспективе это приведет к росту эффективности всей национальной экономики. Подтверждением является принятый в США в 1998г. федеральный, фактически квазирыночный закон-программа,, включающий в себя несколько законов-подпрограмм: о технологической безопасности и конкурентоспособности, о капиталовложениях в технологию, о системе высшего образования подготовки кадров в целях обеспечения конкурентоспособности Америки, также о совершенствования структуры американских университетов и реконструкции Национального научного фонда [11.С.38]

Отметим в связи с этим как положительный момент закон об инвестициях в рабочую силу в СЩА, который вступил в действие в июне 2000г. и предусматривает обеспечение граждан необходимой информацией для лучшей профориентации на рынке труда, выбора соответствующего направления профессиональной подготовки Принятые законы направлены в полной мере на улучшение качества человеческого капитала за счет государственных инвестиций [5.С.45].

Таким образом, можно согласиться с современными экономистами в том, что при переходе к инновационной экономике самым главным конкурентоспособным ресурсом страны становятся высокая квалификация и совокупность знаний работников, требующие повышенного инвестирования

Согласно теории человеческого капитала, производительность труда, и соответственно рыночная стоимость трудовых услуг (заработная плата) в значительной мере определяются тем, насколько отдельный человек или его семья и наниматель считают необходимым инвестировать в образование и обучение, здравоохранение и размещение рабочих мест.

Качество жизни населения напрямую зависит от инвестиций в человека, которые увеличиваются в последние годы в развитых странах. Поэтому инвестиции в человеческий капитал возрастают там более быстрыми темпами, чем в физический, причем суммарные расходы в здравоохранение, образование, и социальное обеспечение более чем в 3 раза превышают производственные капиталовложения. По некоторым оценкам, норма отдачи от высшего образования колеблется от 8 до 12%, при этом средняя норма прибыли от использования физического капитала редко превышает 4%. Особенно значительным может быть вклад образования в прирост национального богатства (не менее 30%).

Вполне закономерно, что люди, осуществляющие более значительные инвестиции в образование, впоследствии будут иметь более высокие доходы, причем на продолжении всей трудовой деятельности, нежели те, кто вложил меньше средств в образование. Полагаем, что инвестиции в человеческий капитал можно рассматривать как важную категорию при объяснении дифференциации заработной платы.

Методика подсчета внутренней нормы окупаемости инвестиций в человеческий капитал аналогична методике расчета вложений в физический капитал. С этой целью необходимо сравнить дополнительные издержки, обусловленные получением образования и дополнительные доходы, полученные после обучения, потерянный в период обучения доход и ряд других издержек. Преимущество выражается в получении постоянного дохода. По нашим оценкам, годовой доход лиц, получивших качественное образование и использующих его в работе, примерно в 2-3 раза выше тех, кто не имеет такого образования. При этом следует абстрагироваться от того факта, что в России имеются индивидуумы, имеющие сверхдоходы при минимальном образовании. Исключения лишь подтверждают правила.

Один из авторов теории человеческого капитала Т.Шульц своим расчетами на примере экономики США доказал, что доход от использования человеческого капитала гораздо выше, нежели от физического. В связи с этим он полагает, что развивающимся странам следует делать инвестиции, прежде всего в здравоохранение, образование и науку и в ряде случаев это гораздо выгоднее, чем строить новые предприятия. [10.-С.104]. Нелишне при этом отметить, что и некоторым «развитым» странам, к которым относится и Россия, не стоит обольщаться по вопросу уровня своего развития.

Данное положение является крайне важным при определении стратегии для развития страны или отдельного региона, для которого создание уникальной и выгодной позиции связано с его населением, являющимся неповторимым и неисчерпаемым ресурсом, увеличивающим совокупное богатство территории. России также в целях повышения ее конкурентоспособности исключительно важно обеспечить источники и модели формирования высокообразованной рабочей силы, без которой нельзя будет получить выгоды от потенциальных преимуществ новых технологий. В связи с этим требует значительной корректировки предложенная концепция модернизации образования.

Человеческий капитал становится фактором социально-экономического развития страны, регионов в условиях наступления постиндустриального общества и формирования инновационной экономики и экономики знаний, тем более при классической ограниченности материальных ресурсов в рыночной экономике. Следовательно, инвестиции в него в современных условиях более выгодны, чем вложения в физический капитал.

По нашему мнению человеческий капитал представляет собой определенный накопленный запас знаний, здоровья,, способностей, опыта, культуры, который целесообразно используется для целей производственной деятельности по созданию продукции и услуг, что увеличивает не только доходы человека, предприятия, общества, но при значительных вложениях в него способствует развитию инноваций.. В настоящее время человеческий капитал может считаться не только входным показателем развития новых технологий и производств, но и необходимым условием их внедрения и использования, а также важной предпосылкой справедливой политики занятости, методом борьбы с социальной маргинализацией и половой дискриминацией.

Формирование человеческого капитала является важнейшим элементом социально-экономической эффективности производства, т.к. развитие личностных качеств человека может быть по своему содержанию гораздо более инвестиционным процессом, чем наращивание факторов производственного потенциала. В связи с этим требуется для реализации не просто новая инвестиционная политика, а инвестиционная парадигма, основанная на преимущественном развитии вложений в человека, способная радикально изменить как будущее в целом страны, так и отдельных ее регионов.

Основы этой идеи заложены и в трудах зарубежных ученых, включающих человеческий капитал вместе со структурным в интеллектуальный капитал.. К сожалению, мало исследуется человеческий капитал в российской экономической мысли, в частности, в трудах таких ученых как Н. Мордвинов, М. Туган-Барановский, отмечающих, что центральной идеей политики российского государства безусловно должна стать этическая идея верховной ценности человеческой личности.

Важным источником сравнительного преимущества в постиндустриальном обществе в противовес классической теории являются знания и навыки, которые создаются теми же инвестиционными фондами, что и в физический капитал. Интеллектуальная собственность, основанная на накопленном человеческом капитале, в настоящий период становится ключевым стратегическим ресурсом, определяющим конкурентоспособность предприятий. По оценкам экспертов, реализация такой стратегии увеличивает рыночную капитализацию активов многих компаний с интеллектуальной собственностью минимум на 10%.

Ценность знания любого индивида зависит от того, насколько эффективно они используются в экономике позитивного и нормативного характера. Поскольку основной целью позитивной экономики является изучение фактического состояния экономических процессов, то в странах, использующих данную методологию, в т.ч. в России ( имеющую сырьевую направленность и приоритет на физической капитал), игнорируется процесс накопления человеческого капитала и инвестиций в него. В нормативной экономике постиндустриального типа прогнозируются инвестиции в знания и квалификацию, которые создадут ряд искусственных интеллектуальных и наукоемких отраслей промышленности, занятость в которых позволит гражданам получать высокую заработную плату и обеспечит им высокий стандарт качества жизни за счет создания большего национального богатства.

В современном мире знания являются единственным источником долговременного конкурентного преимущества, которое может быть использовано через квалификацию индивидов. Для этого потребуется создание организаций с квалификациями глобального масштаба и эффективное управление ими. Люди с навыками, позволяющими создавать необходимые всемирные сети знаний, могут получать самую высокую оплату.

В России пока не используется теоретическая модель связи между человеческим капиталом и социально-экономическим ростом, основанная на том, что знания и навыки, имеющиеся у людей, самым непосредственным образом влияют на рост производительности и усиливают способность национальной экономики развивать и воспринимать новые технологии. К инвестициям в человеческий капитал можно отнести любые действия, которые повышают квалификацию и способности, или другими словами, производительность труда рабочих. Также как затраты предпринимателей на станки и оборудование, расходы, которые влияют на производительность труда, можно рассматривать как инвестиции. Это связано с тем, что текущие расходы или издержки осуществляются с таким расчетом, чтобы эти затраты были впоследствии многократно компенсированы возрастающим потоком доходов в будущем [6. С.171.]

Модель такой зависимости между человеческим капиталом и производительностью труда определяет, что при изменении уровня человеческого капитала на 1%, производительность труда может вырасти на 3-4%.

Модель зависимости человеческого капитала от производительности труда предполагает, что заработную плату и другие выплаты стимулирующего или мотивационного характера не следует относить только к затратам на воспроизводство рабочей силы. С одной стороны — это расходы, а с другой инвестиции в человека с целью повышения производительности труда и качества рабочей силы, ее расширенного воспроизводства. Аналогичные выводы можно сделать и по выплатам на социальные программы. Не случайно, в развитых странах, предприятия, осуществляющие такие выплаты, считаются социально-ответственными.

Между тем минимизация затрат и снижение заработной платы обостряет социально-трудовые отношения между работниками и работодателями. Проблема преодоления отчуждения работника от результатов труда связана с постулатом Д. Рикардо о противоречии между трудом и капиталом и должна рассматриваться с учетом накопления человеческого капитала. Потребители, равно как и работники, имеют право на получение не только создаваемых материальных результатов, но и на научно-технические достижения – сокращение рабочего времени за счет повышения потребляемых и производимых ими потребительных ценностей, увеличения свободного времени в результате использования ими научно-технических достижений и применения их в целях всестороннего развития как личности.

Вместе с тем в современных условиях в более значительной степени, чем ранее, повышается норма эксплуатации живого труда работников, расширяются ее масштабы и маскируются формы. Прибавочный и часть необходимого продукта в более замаскированных формах перераспределяются на уровне монополий, корпораций и страны в целом за счет инфляционных рычагов и спекулятивных потребителей путем резкого повышения потребительских цен и огромной массы посредников между производителями и непосредственными потребителями созданной продукции., В результате возрастает норма эксплуатации и расхищение национального богатства.

Устойчивость общества зависит не от количественных показателей, не физической экспансии, а от качественного развития, от накопления и использования человеческого капитала. Дж.К Гэлбрейт полагал, что признание экономического роста в качестве цели общества, является ошибочным и идет на пользу только корпорациям. Целью общества является благосостояние для всех, за что боролся в свое время Л.Эрхард.

Полагаем, что для повышения устойчивости развития любой страны или региона, заработную плату необходимо рассматривать как инвестиции в работника, если просматривается тенденция увеличения доли оплаты труда в ВВП или ВРП. Доля оплаты труда работников в национальном доходе является одним из важнейших показателей благосостояния населения, т.к. ее величина свидетельствует о максимизации или минимизации потребления населения и является критерием социального инвестирования страны, отдельного региона. В макроэкономическом аспекте доля заработной платы в национальном доходе (по мнению известного ученого В. Новожилова) представляет собой рентабельность труда в стране.

В большинстве развитых стран, где на долю зарплаты приходится более 55%., труд является рентабельным. Например, в США в начале 90-х годов доля заработной платы в валовом внутреннем продукте составляла 59%, а в России – 23%.. Интересно, что в Японии доля заработной платы ниже, чем в США на 15-17 процентных пунктов., однако труд является эффективным и норма накопления человеческого капитала высокая, судя по одной из самой высокой в мире производительности труда[3.С.124, 238].

Используя статистические данные, произведем расчет, в результате которого в 2010г. доля оплаты труда в ВВП в РФ составила 43, 5%, однако в состав оплаты труда включена так называемая неучтенная (скрытая) оплата. По нашему мнению, с учетом данной корректировки доля оплаты труда будет ниже примерно вдвое, т.е. примерно те же 22-23%. [12. C.32[. Однако если ранее были социальные льготы, компенсирующие более низкую заработную плату, то в настоящее время они отсутствуют. Отсюда следует вывод, что труд в России не является рентабельным, причем у значительной части населения и связано это в том числе, с очень высокой с дифференциацией в оплате труда (коэффициент фондов равен 17 только по статистическим данным).

Из расчетов следует вывод, что доля оплаты труда в ВВП за период трансформации экономики значительно снизилась, учитывая инфляционные процессы в экономике.. Это не случайно, если иметь в виду новую сущность того, что мы привыкли называть заработной платой. Низкая доля оплаты труда в ВВП влияет на его производительность и в целом на эффективность экономики, а также на потребительский и инвестиционный спрос и может свидетельствовать о неконкурентоспособности российского человеческого капитала.

Более низкая доля оплаты труда наемных работников в ВВП еще не является негативной тенденцией. Например, в Японии этот факт вполне объясняется увеличением доли, направляемой на накопление, но в России возникает парадоксальная ситуация, когда в результате роста ВВП продолжает оставаться очень низким потребление большинства населения и одновременно валовое накопление.

При высоких темпах роста ВВП (до кризиса) и при низких (после кризиса) в неудовлетворительном состоянии продолжает оставаться социокультурная сфера (здравоохранение, социальное обеспечение, культура, жилищная сфера) и интеллектуальная сфера (образование, наука и научное обслуживание), которые более точно отражают общие вложения в человеческий капитал, чем используемые ООН показатели уровня грамотности и продолжительности образования. Они не дают представления о качестве образования, уровне культуры, вложениях в развитие человеческого и интеллектуального капитала.

Критерием оценки человеческого капитала является по нашему мнению индекс интеллектуального и физического потенциала развития общества на различных уровнях его измерения. Индекс физического потенциала снизился, о чем свидетельствует увеличение смертности и. самая низкая среди развитых стран ожидаемая продолжительность жизни: 67,3 г. в 2011г., особенно у мужчин [12.С.795].

При такой низкой продолжительности жизни расходы на здравоохранение в РФ составляют примерно 3, 7%, тогда как по западным экспертным источникам в странах с низким доходом они должны составлять не менее 4,7%, а в странах со средним доходом 5,3% [13. C.50]. Пока не наблюдается общемировая тенденция возрастания роли государства в финансировании и организации предоставления медицинской помощи населению на достаточно качественном уровне.

Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровень образования населения и состояние науки в стране. При его расчете учитывается уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности населения, удельный вес затрат на науку в ВВП.

За период рыночных реформ по нашим оценкам индекс интеллектуального потенциала общества снизился с 0,71 в 1989 г. до 0,47 в 2007 г., что произошло в результате сокращения расходов на науку, снижения образовательного уровня молодого поколения. Данная тенденция согласно прогнозам сохранится до 2014 г. и индекс интеллектуального потенциала общества составит 0,35.

Финансовое обеспечение образования не соответствует целям формирования инновационной экономики и не способствует накоплению человеческого капитала: так доля расходов федерального бюджета на образование составляет 0, 9%, о остальные 3% переданы территориальным бюджетам, в связи с чем растет и очень быстрыми темпами платность образования в стране с достаточно низкими доходами (для сравнения — 6% в развитых странах) [4. C.27].

Услуги образования — это общественные блага и финансируя образование, государство не покупает образовательные услуги, а обеспечивает деятельность своего структурного элемента, производящего эти блага. Причины впечатляющих достижений стран Юго-Восточной Азии объясняются именно высоким уровнем образования и профессиональной подготовки (от начального образования до научных исследований).

Страны-члены ОЭСР имеют очень высокие расходы на науку, так затраты на НИОКР по этой группе стран составляют около 2,3% от ВВП, 12% от расходов государственного бюджета. Бюджетные ассигнования на науку составляют в среднем менее 50% всех расходов на науку, остальные затраты на науку включают инвестиции корпораций и бесприбыльных организаций. Очень высокий удельный вес рыночного финансирования объясняется созданием государством данных стран мощных стимулов для привлечения капиталов в сферу НИОКР. Например, во всех странах ОЭСР расходы на НИОКР вычитаются из налогооблагаемой базы корпораций, а в ряде стран такое уменьшение происходит даже в двойном размере [7. С.16]. Расходы на финансирование науки в России в настоящее время включают только 0,4% от ВВП (в 2000г. -0,24%).

Финансирование человеческого и интеллектуального капитала характеризует состояние инвестиций в нематериальные активы, которые составили в 2010 г. 0,5% от общей суммы инвестиций в нефинансовые активы [12. C.617]. Рентабельность нематериальных активов характеризует эффективность использования на предприятиях технического и программного обеспечения, патентов, торговых марок, изобретений и т.д., а также соотношение доли физического и нематериального капитала в общей его структуре. Сегодня на каждые 100 долларов, инвестированных в компанию «Микрософт», приходится чуть более одного доллара основных фондов.

Доля материальных активов (имущество, основные производственные средства и оборудование) в общей рыночной стоимости всех обрабатывающих и горнодобывающих компаний США, занесенных в базу Компьюстат, снизилась за период 1982 -1992гг. с 62,3%, до 37,9%. В связи с этим необходима частичная переориентация и государственных и частных инвестиций в нематериальные отрасли экономики для перехода на инновационный путь развития.

Состояние вузовской науки, без развития которой невозможно улучшение качества образования, значительно влияет на накопление человеческого капитала. Федеральный закон №138 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам интеграции образования и науки» был принят.01.12.2007г, к началу которого научная деятельность осуществлялась только в 38 российских высших учебных заведениях. Российскими вузами почти не проводится серьезных исследований из-за отсутствия на это средств, поэтому сфера высшего образования в научно-техническом комплексе страны и национальной инновационной системы в целом не играет значимой роли.

Российская вузовская наука не соответствует практике ведущих стран мира, где в университетах сосредоточен основной потенциал фундаментальной науки, выполняются масштабные прикладные исследования и разработки. [2 С.115]

Расходы на научные исследования в расчете на одного исследователя составляют около 15,5 тыс. долл, что соответствует показателям Словакии(17,5), но уступает Румынии(26,3). Затраты на науку в Германии значительно больше и фиксируются на уровне 154, 5 тыс. долл., Франции -б116 тыс долл. Расходы федерального бюджета на финансирование вузовской российской науки не превышают 0,5%. Такое финансирование не позволяет создать необходимые условия для результативной научной деятельности и обеспечить воспроизводство конкурентоспособных научных школ.

Чтобы человеческий капитал стал фактором социально-экономического развития страны, нужны значительные государственные инвестиции в развитие сферы образования, науки, НИОКР, высоких технологий, культуры – всего того, что обеспечивает научно-технический прогресс, расширение новых технологических укладов, продвижение страны к постиндустриальной экономике. Здоровье нации, расширенное воспроизводство рабочей силы (как в количественном, так и в качественном отношении), формирование здоровой социально-психологической атмосферы в обществе –это основа для достижения. социально-экономической эффективности общественного производства.

России присущи такие традиционные ценности, как патриотизм, коллективизм, сплочение вокруг высокого социально-духовного идеала, которые способны стать сильным импульсом динамичного развития страны. Многие российские ценности, в частности, разумный альтруизм, приоритет духовного, неприятие грубого потребительства, совпадают с ценностями постиндустриального общества, в котором на первый план как раз и должны выйти духовные потребности, знания, инновационное социальное творчество. Для этого и нужны и все в комплексе инвестиции в человеческий капитал.

Проведенное исследование показало, что инвестиции в человеческий капитал являются фактором социального-экономического развития страны в целом и отдельных регионов, в частности. Следовательно, для обеспечения международной конкурентоспособности и создания инновационной экономики необходимо значительное инвестирование государственных расходов в человека: его здоровье, образование, жилье.

Библиографический список

  1. Gary S. Becker. Selected Works on Economic Theory: human behavior: economical approach. Moscow: SU HSE, 2003. 671 р.
  2. Гохберг Л., Китова Г., Кузнецова Т. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования // Вопросы экономики. 2008. №7. С. 112-117.
  3. Иноземцев В.Л. Пределы догоняющего развития. М.: Экономика, 2000. 295 с.
  4. Ларина С.Е., Новикова В.Ф. Финансовое обеспечение образования. М.: РАГС, 2007. 63 с.
  5. Лебедева Л.Ф. Политика трудоустройства социально уязвимых групп населения в США // США-Канада: экономика, политика, культура. 2001. №9. С. 44-47.
  6. McConnell C.R., Bryu S.L. Economics: principles, problems, and polices. NY: McGraw-Hill Publishing Company, 1993. 400 р.
  7. Макроэкономические аспекты становления социального рыночного хозяйства // Материалы круглого стола. М., 1998, 37с.
  8. Марцинкевич В.И., Соболева М.В. Экономика человека. М.: Аспект Пресс, 1995. 198 с.
  9. Меньшиков С.М. Новая экономика. М.: Международные отношения. 1999, 269 с.
  10. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. 2003. №2. С.8-15.
  11. Патрон А.П. Государственное воздействие и НТП : от постиндустриального общества к обществу информационной экономики // США-Канада: экономика, политика, культура. 2001. №9. С. 38-45.
  12. Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2011. 795с.
  13. Шишкин С.В. Экономика социальной сферы. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 365с.

Выходные данные
МЦНИП ©2011-2020
Современные технологии управления
ISSN 2226-9339
Электронное периодическое издание зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 44067 от 01.03.2011 г.
Учредитель и издатель: ООО «МЦНИП» Гл.редактор: Скопин О.В.
тел.8-919-511-32-15
redactor@sovman.ru

Параметры выхода
Open Access Journal
Язык журнала: русский, английский
Территория распространения — РФ, зарубежные страны
Возрастная категория сайта 6+

http://businessmonster.ru/investitsii/v-chelovecheskiy-kapital.html
http://odiplom.ru/lab/chelovecheskii-kapital.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Март 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Информация для посетителей