Уйти в EdTech: как выглядит рынок онлайн бизнес-образования в России: РБК Тренды

Уйти в EdTech: как выглядит рынок онлайн бизнес-образования в России

Фото: Shutterstock

При составлении рейтинга использовались данные самих компаний, системы «Контур.Фокус» и открытых источников.

В рейтинге не учитывались части комплексных программ. Рассматривались программы, ориентированные на топ-менеджеров, управленцев и предпринимателей.

На рынке онлайн-образования непрерывно растет количество основных игроков. В сегмент приходят новые стартапы, инвесторы и компании. Одним из главных триггеров, повлиявших на развитие онлайн-индустрии, стала пандемия коронавируса. Студенты и школьники перешли на домашнее обучение, вместе с ними в онлайн ушли факультативы и курсы по подготовке к ЕГЭ. В то же время вырос спрос на онлайн-образование для взрослых: в любой кризисный период люди боятся потерять работу. Снизить риски такой перспективы помогают курсы дополнительного образования и повышения квалификации. Пандемия породила спрос на учебные онлайн-программы в момент, когда не было возможности выйти в офлайн. А там, где есть спрос, появляются новые предложения, что способствует развитию рынка.

Результаты исследования

Исследование Smart Ranking рассматривает сегмент частного бизнес-образования в России. В рамках него составлены два рейтинга: за 2019 и 2020 годы. Это первая попытка обобщенно посмотреть на развивающуюся отрасль и определить лидеров рынка через финансовые показатели.

До недавних пор отечественные бизнес-школы существовали предпочтительно в офлайн формате и, по словам авторов исследования, начали полноценно формироваться как онлайн-рынок только в 2020 году. Направление начинает развиваться, и одна из идей создателей рейтинга — обозначить границы этого сегмента и упорядочить сложившиеся тенденции.

Какие игроки вошли в рейтинг

В исследовании выделяются все школы и платформы, которые обучают запуску, управлению и развитию бизнеса. Предоставление этих услуг должно быть главной или одной из главных сфер деятельности компании. В рейтинге учитывались четыре направления подготовки:

  • Курсы повышения квалификации;
  • Курсы для предпринимателей;
  • Высшее бизнес-образование (MBA, EMBA и пр.);
  • Корпоративное обучение.

«Особенность этого сегмента в том, что он очень мало изучен и его границы весьма размыты, — отмечает Алексей Соловьев, член совета директоров Like Центра, венчурный инвестор, основатель А.Partners. — С одной стороны, есть очевидные и лицензируемые форматы бизнес-образования, например программы MBA. А с другой, существуют образовательные программы и курсы, которые относятся скорее к прокачке отдельных hard или soft skills. Например курсы для разработчиков и программистов, вещи, связанные с личностным ростом и вопросами саморазвития бизнесменов и предпринимателей».

Общая оценка рынка

Рынок онлайн-образования за 2020 год сделал большой скачок в развитии. Оценить долю бизнес-сегмента не так просто, поскольку есть разные способы определения бизнес-образования. Общая выручка игроков, вошедших в рейтинг 2020 года, составила 3,7 млрд руб. Авторы исследования предполагают, что выручка всего сегмента онлайн-бизнес-образования составляет примерно 4 млрд руб.

«Рынок бизнес-образования в последнее время претерпевает драматические изменения. Он становится более зрелым. Раньше преобладали и были востребованы бизнес-школы, которые давали набор менеджерских компетенций (MBA): умение вести переговоры, лидерство и организационное поведение, управление операциями, рисками, маркетинг и финансы, ценовая аналитика и т.д. Сегодня наравне с ними стали востребованы следующие компетенции: как не «умереть» в любых обстоятельствах; как знать пределы своего ума, души и тела, чтобы не рисковать глупо; как найти и присвоить экстраординарные возможности; как расширить свою функциональную зону до уровня, когда другие не могут двигаться, а ты можешь и выигрываешь!», — добавляет Игорь Рыбаков, предприниматель, основатель X10 Academy.

Два года подряд в рейтинге лидирует образовательная компания Like Центр с общей выручкой 1,9 млрд рублей за 2020 год. В будущем компания планирует выходить на IPO — публичную продажу акций, — экспонироваться на международные рынки и развивать технологии в сфере онлайн-образования.

«Обучение бизнес-навыкам остается одним из самых недооцененных секторов в сфере образования, но при этом имеет колоссальный потенциал роста, — говорит Аяз Шабутдинов, основатель образовательной компании Like Центр. — Особенно в условиях экономической неопределенности, когда старые бизнес-модели вдруг стали неэффективными, а новым обучаться негде».

Сегменты рынка

Рынок онлайн бизнес-образования можно поделить на три категории:

  • Крупные школы для топ-руководителей MBA и EMBA;
  • Курсы для предпринимателей;
  • Тренинги и курсы для менеджмента среднего уровня.

Школы для топ-руководителей занимают самый большой сегмент рынка — 47%. К ним относятся «Школа Бизнеса «Синергия» с проектом Synergy.Online и бизнес-школа СКОЛКОВО. Общая выручка СКОЛКОВО от онлайн бизнес-программ за 2020 год составила более 500 млн руб., что в 248 раз превысило уровень дохода за 2019 год.

«Когда еще до пандемии мы начали движение в онлайн, рассчитывали на совершенно новый для себя рынок и исходили из того, что пересечение аудитории онлайн- и офлайн-продуктов не превысит 5%, — говорит Ирина Шашкина, директор по онлайн-программам Московской школы управления СКОЛКОВО. — Пандемия в разы его увеличила, и сейчас оно составляет уже 15-20%. То есть в онлайне мы видим до 80% новых людей, а оставшиеся 20% — это те наши клиенты, которые предпочитали офлайн, но все-таки перешли на онлайн под воздействием пандемии».

На втором месте по распространенности внутри сегмента стоят курсы для middle-менеджмента — 33% рынка. Сюда входят такие компании как Skillbox, GeekBrains и «Яндекс.Практикум».

Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox, считает, что общая доля бизнес-школ составляет не более 10% от всего рынка онлайн-образования. Он связывает общую динамику роста с вынужденными обстоятельствами, вызванными пандемией коронавируса. Дмитрий называет переход бизнес-образования в онлайн главным трендом на ближайший год, но считает его сложной задачей, поскольку к этому пока не готовы ни аудитория, ни образовательные индустрии:

«Пандемия негативно влияет на рынок бизнес-образования, поскольку настроение потребителя этого продукта — не пробовать новые форматы, а поставить на паузу этот вид обучения до момента, когда ситуация будет более стабильной. Правила игры сейчас непрозрачны, и это многих останавливает. При этом для самих образовательных институций онлайн дает доступ к новым аудиториям».

Фото:Владислав Шатило / РБК

Последнюю долю рынка занимают курсы для предпринимателей с сегментом в 20%. Сюда входят образовательная компания Like Центр и акселератор онлайн-школ Accel.

«Этот рынок и дальше будет эволюционировать, все больше уходя от «говорящих голов» к форматам сообществ, смешанного обучения и выстраивания долгосрочных траекторий профессионального развития каждого обучающегося, — добавляет Алексей Соловьев. — В дополнительных сервисах образовательных услуг и персонализации образовательного пути на всей продолжительности жизненного цикла профессионала или бизнесмена скрыт потенциал этого сегмента рынка онлайн-образования».

Основные итоги исследования

Рост рынка онлайн бизнес-образования в 2020-м составил не менее 70% от 2019 года. В сегмент пришли новые игроки, а старые улучшили позиции. Учитывая, что молодые проекты с большим потенциалом способны увеличивать выручку за год в два-три раза, можно ожидать дальнейшего роста сегмента.

Крупные корпорации будут учить, как делать бизнес. Государственное обучение сдвинется на второй план в сфере онлайн бизнес-образования, и новые навыки будут поставлять крупные частные компании. К примеру, «Сбербанк» уже имеет два специализированных проекта в этом сегменте.

Слияний и поглощений компаний, вероятно, не будет. Топ-50 рейтинга EdTech показывает, что стартапам слишком поздно заходить в нишу. Основной рынок занят крупными платформами, которые способны развиваться сами.

Фото:Александр Земляниченко Мл / Bloomberg

А вот коллаборации будут. Компании с разными сильными сторонами начнут развивать совместные проекты, чтобы увеличить свое влияние. Яркий пример — сотрудничество Coursera и Высшей школы экономики.

С полной версией исследования можно ознакомиться по ссылке.

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Образование как бизнес-ниша: куда движется рынок и как на нём заработать

Основатели ярких проектов – о тенденциях в сфере образования и саморазвития

    Поделиться:

Ланнистеры всегда платят свои долги, а Biz360.ru всегда помнит о своих героях. Подводя итоги бизнес-года, мы связались с основателями интересных проектов, о которых писали ранее, чтобы выяснить, чего они добились за год и с какими трудностями столкнулись. Мы уже подводили итоги года для компаний, работающих на рынке продуктов питания и в индустрии эко-товаров . Выясняли, как идут дела у представителей общепита и проектов, связанных с туризмом и отдыхом . Узнавали, как себя чувствуют производители одежды , мебели и товаров для дома . Пытали производителей украшений и предпринимателей спортивной ниши . На очереди – компании, чей бизнес связан с образованием и саморазвитием.

Павел Баскир

Павел Баскир,
учредитель ФОДО «Образ» (проекты «Лига Роботов» и KinderMBA), Москва

  • «Лига роботов»— сеть кружков робототехники с головным офисом в Новосибирске. Франчайзинговые партнёры есть во многих городах – от Симферополя до Астаны. Павел Баскир открыл «Лигу роботов» в Москве, а затем — в Санкт-Петербурге,Краснодаре, Махачкале и Пятигорске.

Экономика. Средний месячный оборот за год вырос примерно с 5 млн. рублей до 14 млн. Прибыль осталась примерно на том же уровне в 6%. Количество площадок по всех городах увеличилось со 100 до 170. Мы зашли в Санкт-Петербург и на Северный Кавказ . Партнёрские отношения закреплены договорами франчайзинга. Штат бэк-офиса вырос в 1,5 раза до 50 сотрудников, количество преподавателей и администраторов удвоилось, достигнув 600 человек.

Появился новый образовательный продукт — сеть детских бизнес-школ KinderMBA в Москве и Санкт-Петербурге: в нашу инфраструктуру интегрировался проект со своей большой успешной историей. Цель интеграции — масштабирование. Мы, с одной стороны, вошли в состав собственников, с другой — платим роялти за использование образовательных технологий.

Стратегия. Вектор не меняется. Продолжаем идти по пути создания образовательной all-line платформы, где офлайн-формат обучения соединяется с большой онлайн-поддержкой.

П оявляется более глубокое видение рынка и той образовательной экосистемы, которую мы создаём. Это будет целая линейка развивающих продуктов для успешной самореализации ребёнка — и «другие школы», и целые виртуальные образовательные миры.

Во всех регионах присутствия (Москва и МО, Санкт-Петербург, Краснодар, Махачкала, Пятигорск) мы — лидеры рынков. Но коллеги тоже не сидят сложа руки. За год появилось много небольших организаций, которые занимаются образованием в наших нишах – например, сети секций программирования. Пока нет игрока, который смог сравниться с нами по территориальной доступности, объёму программы и достижениям – «Лига Роботов», например, завоевала золото на Всемирной робототехнической олимпиаде в Коста-Рике. Но усиливается конкуренция за внимание, серьёзно растут рекламные бюджеты.

Лига роботов

Рынок. Главный тренд — проникновение цифровых технологий во все образовательные механики — от электронной доставки контента (в Москве, например, стартовал проект Московской электронной школы) до полной персонализации образования.

В создании инструментов по настоящему индивидуальных и эффективных учебных программ заинтересованы и родители, и корпорации, и государства. Речь идёт о программах, которые подстраиваются по цели и способности ребёнка. В России эта тема стала пунктом дорожной карты госпрограммы «Цифровая экономика».

Ассортимент. Мы нащупали потолок спроса у высокомотивированных родителей — только в Москве у нас одномоментно занимается 6500 учеников. Теперь фокус сместился на аудиторию, которой нужно объяснять важность подготовки детей к быстро меняющемуся миру.

Сфера робототехники как образовательной дисциплины – это уже состоявшийся рынок в Москве. Потенциал роста лежит в большей вовлечённости родителей

Трудности. Процесс масштабирования столкнулся с корпоративной культурой стартапа и соответствующей оргструктурой. Это вылилось в то, что в течение года мы активно занимались собственной автоматизацией, формализацией процессов, их аудитом, тайм-менеджментом руководителей подразделений и т.д.

Если бы я начинал этот же бизнес сегодня, ещё больше бы вкладывался в автоматизацию, чтобы при масштабировании не увеличивать пропорционально количество сотрудников.

Неожиданностей в 2017 году не было. Были ожидаемые события, к которым мы недостаточно хорошо подготовились. Например, изменение спроса и повышение конкуренции за внимание родителей. Это и стало важным уроком года.

Продвижение. 2017-й был для нас годом соцсетей. 2018-й будет годом личного общения с клиентами в реальном мире. Мы создали специальный штаб, задача которого — разъяснять ценности нашей образовательной системы родительской аудитории в офлайне.

Планы-2018. Мы планируем удвоение всех основных показателей, запуск цифровых продуктов – эту будут виртуальные образовательные миры. Над ними мы работали весь последний год.

  • Читать статью о проекте «Лига роботов»

Андрей Лобанов

Андрей Лобанов,
основатель школы программирования «Алгоритмика», Москва

  • «Алгоритмика»— это образовательная платформа дляобучения детей алгоритмическому мышлению. В основе проекта – подход Blended Learning, суть которого – в активном использовании онлайн-инструментов в офлайн-обучении. Дети изучают азы программирования на практике – создают игры, мультфильмы, мультимедийные проекты.Стартовый бюджет — 3 млн. рублей. В ноябре 2016 года в проект были привлечены инвестиции в размере 12 млн. рублей.

Экономика. На начало года мы были только в Москве, сейчас — в 35 городах России и Казахстана. Штат компании вырос за год в четыре раза — с 12 до 48 человек, и это — не считая преподавателей. Коллектив увеличился за счет методистов, программистов, операционного блока и блока поддержки франшизы. Количество учеников на платформе превысило 4000 человек, что в 20 раз больше, чем год назад.

Проект вышел на операционную самоокупаемость. На 2018 год запланирован следующий раунд инвестиций.

Академический час занятий на курсах стоит 600 рублей. Месяц занятий в режиме «раз в неделю» подорожал с 5000 до 6000 рублей.

Стратегия. В 2017 году ассортимент услуг пополнился курсами для детей 5-6 лет (раньше обучение шло по двум программам: для 7-9 лет и 10-12 лет). Сейчас выходит новый курс для 13-14-летних. Всего на сегодня разработано более 10 курсов.

Большой удачей стал контракт с министерством образования Азербайджана. С февраля 5000 детей в Баку будут учиться программированию по нашей IT-системе в рамках основной школьной программы.

Алгоритмика

Сложности. Самыми сложными оказались вопросы, связанные с сохранением качества при таком быстром росте. Мы решили их, перейдя на короткие циклы и планирование спринтов.

Продвижение. Мы использовали только онлайн-каналы — в основном, рекламу в соцсетях и контекстную рекламу. Но лучшим инструментом продвижения в 2017 году стало сарафанное радио: мы просили родителей рекомендовать нас друзьям и знакомым.

Планы-2018. В этом году мы должны вырасти по всем показателям в 5-10 раз, выйти на рынки Европы и других континентов. Продолжим вводить новые курсы и делать платформу более адаптивной под каждого ребенка.

В планах только офлайн-обучение. Пока платформа будет специализироваться на программировании, цифровых навыках. Через год-два, может быть, пойдём в другие сферы.

  • Читать статью о проекте «Алгоритмика»

Кирилл Бигай

Кирилл Бигай,
управляющий партнёр проекта Preply

  • У международного маркетплейса для поиска репетиторов Preplyтри совладельца: Дмитрий Волошин, Кирилл Бигай и Сергей Лукьянов; проект запущен в 2012 году. На данный момент на сервисе зарегистрировано свыше 50 000 репетиторов и порядка 150 000 учеников по всему миру. Занятия проводятся локально и по Skype. Основной профиль — иностранные языки и предметы школьной программы.

Экономика. За год у нас примерно в два раза вырос доход и в 1,5 раза штат. За год количество репетиторов и учеников выросло почти вдвое – до 50000 и 150000 соответственно. В принципе, мы довольны прогрессом компании — как ростом, так и внутренней культурой.

За 2017 год мы зашли в несколько новых стран, открыли представительство в Германии. У компании есть зарубежные представители на местах, но мы стремимся всех перевозить в один из двух офисов — в Киев или Берлин.

Стратегия. Поменялся фокус: основными рынками сейчас стали США и Россия, до этого мы больше фокусировались на России и Бразилии. Для Preply российский рынок остаётся ключевым, здесь мы показываем неплохой рост.

Конкуренция растёт количественно и качественно. Рынок становится «красным», поэтому нужно искать пути отстраивания бренда и построения более глубоких отношений с репетиторами и студентами. Чтобы грамотно провести этот процесс, мы сейчас наняли опытных зарубежных специалистов.

Тренды. В мире очень активно растёт рынок онлайн-обучения английскому языку. Особенно этот рост заметен в Китае, где на данный момент 300 миллионов изучают английский. Есть онлайн-школы, которым удалось привлечь свыше 100 миллионов долларов инвестиций.

Более 70% занятий с репетиторами через сервис Preply проходят онлайн

Уроки. Если бы я начинал этот же бизнес, имея опыт, который есть сейчас – я бы открывал сразу офис в Европе или США и нанимал бы там зарубежных специалистов. Невероятно сложно строить международную компанию, когда в стране нет достаточного количества иностранцев с глубоким пониманием других рынков, уникальными знаниями. И привлечь их сюда ещё сложнее.

Планы-2018. Будем развивать офис в Берлине, искать таланты за рубежом. Кроме того, мы тестируем разные бизнес-модели и способы монетизации: будем менять в зависимости от результатов.

  • Читать статью о проекте Preply

Мария Бородецкая

Мария Бородецкая ,
CEO культурной платформы «Синхронизация», Москва

  • Идея проведения образовательных лекций по искусству пришла математику Андрею Лобанову – за её реализацию он взялся в 2015 году. Скоро к проекту«Синхронизация»присоединилась маркетолог Мария Бородецкая, нынешний директор платформы. Сегодня с проектом сотрудничает около 40 лекторов. Стоимость двухчасовой лекции – от 600 до 900 рублей.

Экономика. Наш оборот за год вырос в 2,5 раза, среднемесячная выручка достигла 3 млн. рублей. Это случилось за счёт увеличения количества лекций с 50 до 100 в месяц, появления детского направления «СинхроKIDs» и роста числа корпоративных клиентов.

Штат также вырос вдвое — с 6 до 12 человек. Мы взяли директора по развитию бизнеса, который отвечает за корпоративных клиентов и спецпроекты, усилили отдел маркетинга, отдельный человек теперь ведёт наш закрытый клуб. Появился операционный директор и младший куратор, который помогает с поиском лекторов и разработкой лекций.

Изначально мы выбрали базовой темой искусство. Концентрироваться на ней оказалось нерентабельно. Ниша слишком узкая: как правило, человек, который готов глубоко погрузиться в предмет, уже учится на искусствоведа в университете.

Чтобы лекция приносила прибыль с учётом рекламных затрат, на неё нужно собрать 15-17 слушателей. Мы целенаправленно не увеличиваем количество слушателей выше 25 человек в группе, так как вокруг камерности лекций и диалога с лектором построен весь проект.

Синхронизация

Стратегия. 2017 год по плану был годом роста. С этой задачей мы справились, став одним из самых крупных научно-популярных лекториев в Москве. Сегодня мы активно диверсифицируем бизнес. Появляются новые направления — например, на следующей неделе выйдет лекция про биткоин, появились пул лекций по психологии, истории, нейробиологии и другим дисциплинам. Запущены курсы по искусству для детей. В детском образовании мы увидели свободную нишу — спрос превышает предложение. Наконец, есть конверсия: первые волны детских лекций полностью закрывали дети слушателей большой «Синхронизации».

Рынок. В Москве стало появляться все больше лекториев научно-популярной тематики. В целом по России эта тенденция пока не проявилась. Но в столице на подобный вид досуга растёт спрос. Больше всего москвичей интересуют искусство, психология, нейронауки.

Ассортимент. До 2017 года образовательную программу «Синхронизации» составляли лекции по живописи, кино, архитектуре, философии, театру и литературе. В течение года появилось восемь новых направлений. Среди них большой научно-популярный блок с лекциями по физике, нейробиологии и психологии, по всемирной истории, истории моды и даже лекции по музыке с живым аккомпанементом. Неожиданным для нас стал успех лекции по столовому этикету — четыре даты заполнились практически без рекламы. Не зашла лекция по опере. Вероятно, это связано с невысоким интересом к предмету у широких масс.

Подарочные сертификаты дают 10% дохода, а под Новый год – и до 30%

Уроки. Главный вывод года – нужно мыслить смелее, ставить ещё более амбициозные цели. Мы достигли всех целей, которые ставили себе на 2017 год. Значит, нужно было запланировать больше.

Продвижение. Мы сделали ставку на социальные сети и «сарафанное» радио. Для нас эффективны таргетированная реклама в Facebook, сервис email-рассылок MailChimp. Хорошие результаты показали небольшие партнёрские проекты с ВДНХ, Парком Горького, Artplay Media. Продолжаем работать с популярным проектом-сообществом «Теории и практики». Наши лекции размещены на сайтах, посвященных городским событиям.

Планы-2018. Мы продолжим осваивать новые направления для «взрослых» лекций и детского проекта «СинхроKIDS». Так, скоро выйдет курс из 12 лекций для детей «Три взгляда на искусство».

Будет запущен онлайн-лекторий, пока начнём с записи и продажи существующих лекций, ко второму полугодию выйдет полноценная программа. Лекции будут отличаться от офлайн, так как в онлайне мы собираемся глубже изучать предмет, курс будет с домашними заданиями и обратной связью.

Мы пока не планируем развивать франшизный бизнес и выходить в другие регионы с офлайн лекциями. Слишком высокий порог вхождения — сложный и долгий поиск лекторов, разработка контента. Сложно удалённо контролировать качество. Онлайн видится более перспективной нишей.

  • Читать статью о проекте «Синхронизация»

Наталья Одегова

Наталья Одегова,
основатель тренинг-центра
1day1step.ru, Новосибирск

  • Тренинг-центр 1day1step.ruспециализируется на онлайн-обучении SMM, таргетингу и контекстной рекламе. Сервис в 2010 году запустила бизнес-тренер Наталья Одегова. В работе над проектом активно участвует и муж Натальи – Леонид Одегов. В команде около 25 человек из разных городов: тренеры, отдел поддержки, руководители.

Экономика. В 2016-2017 годах 1day1step прошёл проверку на прочность. Я, будучи основателем и руководителем проекта, ушла в длительный отпуск, но при этом проект продолжил работать и обороты не упали.

Хорошо, что к этому времени была сформирована команда и настроена модель: собственная система дистанционного обучения, автоматические воронки продаж, программа лояльности и взаимовыгодная схема работы с тренерами. Пока я была в отпуске, внедрялись новые инструменты — рассылки в мессенджерах, вариативные воронки продаж. Тестировали разные системы аналитики. Но этими вопросами уже занималась команда.

Обновились и сами курсы. Наша образовательная сфера — таргетированная, контекстная реклама и SMM. Отрасль интернет-рекламы быстро развивается — появляются новые сервисы, меняются интерфейсы и алгоритмы. Это, в свою очередь, требует постоянного обновления уроков.

Итог — динамика соответствовала сезонности: мы испытали спад летом и показали более-менее ровные продажи в течение года. Что особенно радует, продажи шли регулярно, а не циклично (запусками), как принято в большинстве образовательных проектов. Около 10 постоянно действующих программ обеспечивают 60-80% нашего оборота.

Стратегия. Во время отпуска я не только отдыхала, но и искала новые смыслы. В частности, помогала делать курс по SMM для предпринимателей, проводила занятия для стартапов, участвовала в проекте для женщин-предпринимателей, консультировала — и изучала потребности этой аудитории. А осенью запустила программу для авторов онлайн-школ «Без запусков». Её цель — помочь авторам онлайн-курсов выстроить системный бизнес, который не будет требовать постоянной вовлечённости от основателя.

Стратегически мы и дальше планируем развивать оба направления – обучать фрилансеров новым профессиям, а предпринимателей – выводить бизнес на новый уровень

Тренды. В области онлайн-обучения я могу выделить несколько трендов. Во-первых, схлынула волна «быстрых денег» на инфобизнесе. На рынке остаются только
проекты, авторы которых сами развиваются профессионально, вкладываются в поддержку своих учеников — дают качественную обратную связь на каждом этапе.
Во-вторых, усиливается конкуренция. И здесь нет другого выхода, кроме как активно осваивать сегментацию, изучать своего клиента, его боли, стратегии выбора. В-третьих, теперь не обойтись без использования новых инструментов: автоматических воронок, рассылок через мессенджеры и т.д.

Спрос. Из основных курсов в 2017 году популярнее всего были те, которые дают самый короткий путь к работе: это курсы администраторов соцсетей и курсы по рекламе: таргетинг и контекст.

Если раньше наша аудитория выглядела так: молодые мамы, студенты, люди за 40, то теперь серьёзные доли занимают офлайн-маркетологи, повышающие квалификацию и офисные сотрудники, которые хотят сменить род деятельности.

В целом на рынке есть актуальный спрос на специалистов по работе с мессенджерами, с рассылками в мессенджерах, с Telegram. Для крупного бизнеса — Big Data. В
прошлом году произошло знаковое событие — легализация телемедицины, а по факту – интернет-консультаций. Скорее всего, скоро вместо доктора с нами будет
общаться вежливый и очень компетентный искусственный интеллект.

Наталья Одегова

Трудности. Сложных проекта было два: большое техническое обновление и выход на новую целевую аудиторию. Техническое обновление мы несколько лет откладывали — это всегда риск для настроенных процессов. Но в прошлом году очень хотели внедрить аналитику, а интересующая нас программа уже не работала на используемых нами версиях ПО, поэтому пришлось. Были обновлены и CMS (мы используем «1С-Битрикс») и серверное ПО. Это повлекло за собой много сопутствующей работы – отлавливали и исправляли ошибки в работе сайта. Второй сложный проект — разработка программы для авторов онлайн-курсов.

Продвижение. Мы научились в достаточном количестве привлекать трафик из соцсетей. Продолжаем работать с контекстной рекламой и партнёрами — у нас работает
реферальная программа, которая позволяет автоматически начислять им вознаграждения.

Планы-2018. Их много:

  • Открыть нашу биржу трудоустройства выпускников assistor.ru для выпускников других курсов, чьим программам можно доверять. Сделать редизайн, настроить алгоритм рейтинга специалистов.
  • Разобраться с аналитикой и за счёт этого оптимизировать маркетинг.

Переработать линейку продуктов в соответствии с реальной работой специалистов — это позволит им ещё легче находить заказчиков.

Развивать направление обучения предпринимателей.

Развивать партнёрские проекты.

Запустить новую версию системы дистанционного обучения.

  • Читать статью о проекте 1day1step

Екатерина Белятинская

Екатерина Белятинская,
сооснователь школы иностранных языков
Star Talk, Москва

  • Языковая школаStar Talk – проект Екатерины Белятинской и Екатерины Чегновой, стартовавший в 2009 году. У Star Talk три собственных учебных центра в Москве, школа сотрудничает с 95 преподавателями по пяти языкам: английскому, немецкому, французскому, испанскому и итальянскому.

Экономика. Годовая выручка 2017 года составила 21,6 млн. рублей, что незначительно больше, чем в 2016 году. Чистая прибыль составляла от 500 до 800 тысяч рублей в месяц в зависимости от сезона. Декабрь 2017 года побил трехлетний рекорд по выручке – 2,85 млн. рублей. При том, что декабрь, особенно вторая его часть, для школ иностранных языков – крайне неблагоприятный месяц. Люди откладывают покупки, связанные с саморазвитием и образованием, на январь, который мы называем «вторым сентябрём». Тем не менее, благодаря маркетингу нам который год удаётся значительно увеличить выручку перед новым годом. Не очень удачным был май — мы сильно просели в выручке, поскольку никак специально не стимулировали продажи. С июня пошёл рост.

По количеству учеников и групп в 2017 году выросли все показатели, кроме индивидуальных занятий. Общее количество учеников во всех отделениях школы выросло на 21%, больше всего добавилось школьников.

Средний чек в нашей школе — около 10 000 рублей. В периоды акций (скидки на 6- и 12-месячные пакеты), он растёт до 14 000–17 000 рублей. Так произошло, например, в марте и декабре (декабрь – самые большие скидки года, розыгрыш подарков и главного приза – образовательного тура на Мальту). Также средний чек традиционно увеличивается на 20-30% в мае, августе и сентябре – родители платят за семестр или год вперёд.

Стратегия. Фишка школы Star Talk — бесплатные занятия по различным языкам, которые мы проводим для укрепления лояльности нынешних учеников и привлечения новых. Изначально мы проводили разовые открытые уроки, встречи разговорных и кино-клубов. В прошлом году пошли дальше — провели два бесплатных языковых марафона сроком один и два месяца. В результате значительно увеличили трафик заявок.

Также в июне мы участвовали в проекте бесплатных уроков на ВДНХ, о котором рассказали многие городские СМИ. Количество обращений в этом месяце было вдвое выше стандартного.

Для корпоративного сектора школа Star Talk сделала серию лекториев по деловым коммуникациям и ведению переговоров на английском языке. Мы участвовали в форуме персональных ассистентов, во встречах бизнес-клубов.

В 2017 году мы выпустили на рынок новый продукт – тренинги по деловой коммуникации на английском. Их ведут лично руководители школы. Хороший спрос на эти тренинги позволил обеспечить дополнительный приток выручки в июле и ноябре 2017 года. По итогам года корпоративные продажи составили 9% от оборота.

Рынок. Несмотря на все санкции, спрос на иностранные языки продолжает расти. Всё больше студентов изучают по два языка. Самым востребованным остаётся английский, но и французский, испанский, итальянский, немецкий пользуются популярностью. Например, за прошлый год количество изучающих итальянский язык у нас выросло на 20%.

Высокий спрос и на изучение китайского. Развитие этого направления мы ставим как одну из стратегических задач на ближайшие два года

Трудности. Неприятным сюрпризом стал спад продаж детского обучения в мае, когда вносится предоплата за уроки на следующий учебный год. Майская выручка была ниже на 15%, чем в 2016 году. Дело не в качестве обучения — 90% учеников 2016-2017 года в итоге записались на новый курс, но не в мае со скидкой, а в сентябре по полной цене. Вероятно, родители решили не тратить деньги перед отпуском, несмотря на выгоду. Так или иначе, впервые за шесть лет у нас образовался кассовый разрыв.

Выйти из ситуации помог запуск нового продукта с высокой маржинальностью — профессиональных тренингов по английскому языку. Запуск этого направления имел несколько положительных эффектов на работу компании. Руководители дистанцировались от текущей операционной работы компании. Команда менеджеров среднего звена стала более самостоятельной. Новый продукт привлёк не только новых, но и старых клиентов.

Ещё одной мерой профилактики неожиданных спадов стал комплексный подход к маркетингу. Мы заключили договор с агентством Gedocorp и добились снижения стоимости контекстной рекламы на 60%, а стоимости обращения — на 15%. Выручка второго полугодия выросла на 5% по сравнению с тем же периодом 2016 года.

Star Talk

Удачи. В этом году мы стали обладателями премии «Эксперт года 2017» от Schoolrate в номинации «Обучение в мини-группах». Из более чем 400 школ Москвы были выбраны 7 лучших по данным рейтинга и народное голосование привело нас к победе.

Продвижение. Наименее эффективный канал для нас – это радио. Наиболее эффективными являются SEO и контекстная реклама. При помощи грамотной настройки контекста нам удалось свести стоимость обращения до 500 рублей. При этом канал даёт стабильный приток новых лидов. Мы также начали использовать таргетированную рекламу в соцсетях. Пока выводы об эффективности день делать рано.

При работе с блогерами мы придерживаемся принципа True Story. То есть мы делаем так, что человек достигает своих целей, а он описывает, что в действительности происходит в наших стенах. Фейки моментально считываются читателями.

Мероприятия в парках, Библиотеке иностранных языков, участие в языковых и тематических фестивалях дают хороший охват, но не мгновенную конверсию в продажи. Тем не менее, мы не отказываемся от них, это — отложенный эффект.

Планы-2018. Одна из главных задач — развитие сектора обучения школьников. Разговорный клуб с носителем языка пользуется высоким спросом, отличается высокой рентабельностью, есть смысл масштабировать эту услугу в Москве и области. Кроме того, мы планируем открыть собственный учебный центр Star Talk Kids в Уфе. Также мы хотим выпустить серию авторских учебников, а в 3-летней перспективе разработать мобильное приложение.

Ещё одна задача на 2018 год – развитие линейки английских бизнес-курсов. На старте проекта мы продвигали узконаправленные курсы по подготовке юристов, HR-специалистов, курсы по деловой коммуникации, деловой переписке и т.д. С 2013 года на первое место вышли массовые разговорные курсы по пяти языкам для взрослых и подростков от 14 лет, которые и составляют на сегодняшний 93% оборота компании. Но запуск в 2017 году тренингов по деловой коммуникации выявил высокий спрос на деловые и профессиональные курсы среди менеджеров среднего и высшего звена, предпринимателей.

  • Читать статью о проекте Star Talk

Александр Пашков

Александр Пашков,
сооснователь сервиса
TutorOnline, Минск

  • Онлайн-платформа TutorOnline объединила порядка 500 педагогов-репетиторов с тысячами учеников в 50 странах мира.Онлайн-занятие проходит на сайте при помощи виртуальной классной комнаты (вайтборда) или по скайпу. Изначально TutorOnline делал ставку на «образовательную скорую помощь», затем фокус сместился на регулярные занятия с репетитором. Стоимость урока — от 570 рублей, пакета из 10 уроков — 5200 рублей, из 20 уроков — 9400 рублей.

Экономика. Абсолютные цифры мы не раскрываем, но основной бизнес TutorOnline удвоил оборот за прошлый год.

Стратегия. Год был ровный. В основном, мы отлаживали процессы, связанные с отбором преподавателей и качеством обучения.

Главная новость – запуск собственной платформы для изучения математики «Альфа-школа». Это более 400 уроков со 2 по 11 классы. Зачем это нужно? 80% детей в школах не справляются с математикой. Это слишком абстрактная для детей наука, да и преподавание в школах идёт не персонализированное. На платформе «Альфа-школы» мы каждое определение связываем с аналогией из реального мира. Программа подбирается индивидуально, в зависимости от знаний конкретного ребенка.

Таким образом, мы достигли большей вовлечённости учеников в изучение предмета, и как следствие — более высокий LTV (количество денег, которое клиент заплатит за время сотрудничества с компанией). Думаю, по итогам года мы приблизимся к 30 000 рублей.

Мы запустили «Альфа-школу» в сентябре, сейчас у нас более 100 платных учеников.

Рынок. По моим ощущениям, на рынке затишье. Успешные компании масштабируют свои бизнесы, неуспешные модели закрываются. Думаю, в ближайшие 2-3 года нас ждёт очередной приступ эйфории по поводу дистанционного обучения, но уже более длительный по времени. Растёт процент людей, хоть как-то соприкоснувшихся с онлайн-обучением.

Ассортимент. В TutorOnline постоянно растёт список предметов, сейчас их уже больше ста: от предметов школьной программы до дистанционного зондирования Земли. Постоянно добавляется различная экзотика — например, преподавание йоги, актёрского мастерства, персидского языка и т.д.

Продвижение. В нашем бизнесе всё стабильно: SЕО – самый эффективный инструмент, но и самый сложный в управлении и прогнозировании. Что касается контекстной рекламы, то её стоимость нас одновременно убивает и позволяет расти.

Планы-2018. Помимо математики, мы также планируем запуск собственных платформ для изучения физики, химии, русского и английского языков.

https://trends.rbc.ru/trends/education/602642df9a79472a8ee7787d
https://biz360.ru/materials/obrazovanie-kak-biznes-nisha-kuda-dvizhetsya-rynok-i-kak-na-nyem-zarabotat/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *