Российский авторынок заканчивает год на депрессивной ноте. Обобщение

Российский авторынок заканчивает год на депрессивной ноте. Обобщение

 

Оптимистичные прогнозы результатов российского авторынка от середины года, вдохновленные результатами его восстановления во втором квартале, по итогам 11 месяцев 2021 года себя не оправдали. Продажи легковых автомобилей и LCV в РФ снижаются пятый месяц подряд: в ноябре они упали на 20,4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, до 125,47 тыс. шт., сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), воздержавшись от прогнозов по году и намекнув, что не ждет от декабря ничего хорошего.

Рынок на фоне дефицита чипов и перебоев в логистике падает с середины года. За истекшие пять месяцев второго полугодия (июль-ноябрь) продажи легковых автомобилей и LCV в РФ, согласно расчетам «Интерфакса» на основании данных АЕБ, составили 617,92 тыс. шт. (-17,1% к июлю-ноябрю 2020 г.) В III квартале падение год к году разогналось с -6,5% в июле до -22,6% в сентябре. Двузначные темпы снижения сохранились и в октябре-ноябре: -18,1% и -20,4% соответственно.

«Обычно декабрь — благоприятный месяц для продаж автомобилей, но этот год — другой, и нам представляется, что в следующем году существующий тренд сохранится, и в ближайшие месяцы цифры еще ухудшатся», — цитирует пресс-служба АЕБ главу комитета автопроизводителей ассоциации Томаса Штэрцеля.

За 11 месяцев текущего года в РФ продано 1,439 млн автомобилей (не включая поквартально отчитывающихся BMW и Mercedes-benz), что выше показателя за тот же период 2020 года на 6,9%, однако ниже доковидного уровня на 8,9%.

Продажи топ-5 игроков* авторынка РФ за 11 мес. 2021 г. (тыс. шт.) с динамикой к 2019-2020 гг.**

Бренд/марка 11 мес. 2021г к 2020г к 2019г «АвтоВАЗ» 320,795 +6% -1,8% Hyundai 163,16 +10,2% -1,8% Kia 190,27 +4,7% -8,5% Volkswagen 185,338 -4,4% -5% Toyota 105,607 +5,1% -4,6%

* совокупно занимают около 70% рынка;

** на основании данных АЕБ и расчетов «Интерфакса».

Вопреки заявленным ранее планам о попытках пересмотреть в ноябре прогноз рынка на 2021 г. АЕБ воздержалась от какой-либо оценки по году, лишь анонсировав в своем новом пресс-релизе ежегодную конференцию 13 января 2022 года. На ней ассоциация озвучит окончательные результаты 2021 года и попробует дать прогноз развития отрасли в следующем году.

Как сообщалось, по итогам 2020 года, ознаменованного масштабными локдаунами из-за COVID-19, российский авторынок упал на 9,1%, до 1,599 млн шт. В январе этого года АЕБ прогнозировала, что при отсутствии форс-мажоров и новых локдаунов, а также при сохранении господдержки, рынок в 2021 году может достигнуть отметки в 1,632 млн автомобилей (+2,1% к 2020 г. и -7,2% к докризисному 2019 г.)

По итогам удачного для российского рынка I полугодия 2021 г. в РФ было реализовано 870,749 тыс. легковых автомобилей и LCV (+36,9% к 2020 г. и +5,1% к 2019 г.), и ассоциация улучшила свой годовой прогноз до 1,756 млн автомобилей (+9,8% к 2020 г. и -0,2% к 2019 г.). Формально он остается не пересмотренным.

Электромобильные ограничения

 

АЕБ в ноябрьском пресс-релизе вновь затронула тему сдерживающих факторов рынка электромобилей в РФ, выступив против повышения ввозных импортных пошлин и анонсированного Минпромторгом в начале ноября резкого повышения ставок утильсбора на электрокары.

В пресс-релизе ассоциации Штэрцель отмечает: «В дополнение ко всем негативно влияющим на рынок факторам, таким как сокращение производства, нехватка полупроводников и логистические проблемы, правительство инициирует нормативные акты, которые могут только усугубить ситуацию».

В совокупности с объявленной отменой нулевой импортной пошлины на электромобили, повышение утильсбора на них, по мнению АЕБ, существенно ухудшит развитие сегмента, который только начал расти.

«К сожалению, такой шаг не обсуждался с представителями отрасли. Мы считаем, что принятие указанного постановления ( о повышении утильсбора — ИФ ) приведет к росту цен на электромобили для конечного потребителя, а также замедлит динамику их продаж и развитие зарядной инфраструктуры», — добавил глава комитета автопроизводителей АЕБ.

Как сообщалось, Минпромторг в ноябре опубликовал проект постановления правительства об индексации повышающих коэффициентов на новые легковые электромобили со следующего года почти в девять раз, на подержанные электромобили старше трех лет — почти в 4 раза. Предполагается, что коэффициент для расчета сбора на импорт электромобилей юрлицами увеличится с нынешнего 1,63 до 14,4; машин с пробегом — с 6,1 до 24,1. Таким образом, с учетом базовой ставки в 20 тыс. руб. утильсбор с одного нового легкового электромобиля может вырасти с 32,6 тыс. руб. до 288 тыс. руб.; с подержанного — со 122 тыс. руб. до 482 тыс. руб.

В пояснительной записке к опубликованной инициативе министерство заявило: «Ожидается, что увеличение ставок утильсбора не вызовет роста цен на автомобили российского производства, так как данное увеличение будет компенсировано пропорциональным увеличением государственной поддержки отраслевых программ стимулирования спроса».

Штэрцель, в свою очередь, после опубликования проекта говорил «Интерфаксу», что «неожиданное резкое изменение финансовой нагрузки на бизнес усложняет планирование и подрывает инвестиционный климат». «Мы всегда открыты к диалогу и надеемся, что предложенные изменения не будут приняты», — заявлял он.

По данным АЕБ, продажи новых легковых электромобилей в РФ за 10 месяцев 2021 г. выросли на 118%. В абсолютных цифрах они пока невелики — за январь-октябрь на российском рынке продано всего 845 шт.

Продажи легковых автомобилей и LCV в РФ за ноябрь и 11 мес. 2021 г., шт. (данные АЕБ)

Бренд/марка ноябрь 2021 г. ноябрь 2020 г. Изменение 11 мес. 2021 г. 11 мес. 2020 г. Изменение Доля рынка за 11 мес. 2021 г., % Доля рынка за 11 мес. 2020 г., % АВТОВАЗ-RENAULT-NISSAN- MITSUBISHI 46 014 60 716 -24,2% 512 350 520 129 -1,5% 35,6 38,6 «АвтоВАЗ» (Lada) 26 373 38 064 -30,7% 320 795 302 744 6,0% 22,3 22,5 «АвтоВАЗ» (Niva) — 0 — — 8 822 — — 0,7 Renault 11 837 13 852 -14,5% 119 503 116 262 2,8% 8,3 8,6 Nissan 4 677 4 924 -5,0% 45 735 51 332 -10,9% 3,2 3,8 Infiniti 104 184 -43,5% 1 724 1 656 4,1% 0,1 0,1 Mitsubishi 3 023 2 839 6,5% 24 593 25 465 -3,4% 1,7 1,9 Datsun — 853 — — 13 848 — — 1,0 HYUNDAI GROUP 15 009 17 500 -14,2% 163 160 148 028 10,2% 11,3 11,0 Hyundai 14 395 17 446 -17,5% 159 740 146 890 8,7% 11,1 10,9 Genesis 614 54 1037,0% 3 420 1 138 200,5% 0,2 0,1 KIA 14 514 21 012 -30,9% 190 270 181 706 4,7% 13,2 13,5 VW GROUP 10 654 22 333 -52,3% 185 338 193 918 -4,4% 12,9 14,4 Skoda 5 000 9 666 -48,3% 83 237 84 930 -2,0% 5,8 6,3 Volkswagen 4 602 10 208 -54,9% 81 754 90 848 -10,0% 5,7 6,7 Audi 614 1 803 -65,9% 15 595 13 305 17,2% 1,1 1,0 Volkswagen ком.авт. 438 656 -33,2% 4 752 4 835 -1,7% 0,3 0,4 TOYOTA GROUP 8 514 10 432 -18,4% 105 778 100 607 5,1% 7,4 7,5 Toyota 7 606 8 199 -7,2% 87 572 82 420 6,3% 6,1 6,1 Lexus 908 2 233 -59,3% 18 206 18 187 0,1% 1,3 1,4 ГАЗ КОМ.АВТ. 5 428 5 540 -2,0% 50 111 42 319 18,4% 3,5 3,1 HAVAL 4 909 1 628 201,5% 34 765 14 879 133,7% 2,4 1,1 CHERY GROUP 4 500 1 600 181,3% 36 005 9 455 280,8% 2,5 0,7 Chery 4 097 1 497 173,7% 32 883 9 352 251,6% 2,3 0,7 Cheryexeed 403 103 291,3% 3 122 103 2931,1% 0,2 0,0 УАЗ 3 070 4 109 -25,3% 28 945 29 393 -1,5% 2,0 2,2 GEELY 2 826 2 015 40,2% 22 479 13 772 63,2% 1,6 1,0 MAZDA 2 565 2 953 -13,1% 25 974 23 378 11,1% 1,8 1,7 FORD ком.авт 2 123 1 218 74,3% 17 739 11 681 51,9% 1,2 0,9 STELLANTIS 1 519 1 031 47,3% 16 446 9 841 67,1% 1,1 0,7 Peugeot 733 425 72,5% 7 685 3 796 102,4% 0,5 0,3 Citroёn 432 297 45,5% 4 370 2 851 53,3% 0,3 0,2 Opel 147 91 61,5% 1 805 493 266,1% 0,1 0,0 Fiat 106 113 -6,2% 1 104 1 196 -7,7% 0,1 0,1 Chrysler — 3 — 2 28 -92,9% 0,0 0,0 Jeep 101 102 -1,0% 1 480 1 477 0,2% 0,1 0,1 CHANGAN 567 871 -34,9% 5 104 6 460 -21,0% 0,4 0,5 VOLVO 552 1 030 -46,4% 8 451 6 899 22,5% 0,6 0,5 PORSCHE 519 385 34,8% 5 501 5 106 7,7% 0,4 0,4 SUZUKI 500 855 -41,5% 8 605 7 083 21,5% 0,6 0,5 JAGUAR LAND ROVER 453 828 -45,3% 6 162 6 471 -4,8% 0,4 0,5 Land Rover 416 735 -43,4% 5 702 5 611 1,6% 0,4 0,4 Jaguar 37 93 -60,2% 460 860 -46,5% 0,0 0,1 GM GROUP 330 134 146,3% 3 042 1 772 71,7% 0,2 0,1 Chevrolet 197 44 347,7% 796 504 57,9% 0,1 0,0 Cadillac 133 90 47,8% 2 246 1 268 77,1% 0,2 0,1 SUBARU 232 634 -63,4% 5 405 5 428 -0,4% 0,4 0,4 GAC 174 — — 807 — — 0,1 — FAW 162 288 -43,8% 2 986 2 493 19,8% 0,2 0,2 HONDA 90 79 13,9% 1 197 1 383 -13,4% 0,1 0,1 ISUZU 78 83 -6,0% 691 888 -22,2% 0,0 0,1 DFM 70 87 -19,5% 436 890 -51,0% — 0,1 IVECO 34 29 17,2% 466 316 47,5% 0,0 0,0 HINO 27 — — 27 — — 0,0 — LIFAN 26 108 -75,9% 611 1 281 -52,3% 0,0 0,1 BRILLIANCE 4 36 -88,9% 107 213 -49,8% 0,0 0,0 ZOTYE 2 0 — 48 158 -69,6% 0,0 0,0 FOTON 1 23 -95,7% 36 114 -68,4% 0,0 0,0 HYUNDAI ком.авт. — 23 — 2 197 -99,0% 0,0 0,0 FORD 0 0 — 1 93 -98,9% 0,0 0,0 SOLLERS GROUP 5 193 5 327 -2,5% 46 684 41 074 13,7% 3,2 3,1 Ford ком.авт. 2 123 1 218 74,3% 17 739 11 681 51,9% 1,2 0,9 УАЗ 3 070 4 109 -25,3% 28 945 29 393 -1,5% 2,0 2,2

Топ-10 продаваемых моделей в ноябре 2021 г. с динамикой к ноябрю 2020 г. (шт.):

¹ Модель 2021 г. 2020 г. Динамика 1 Lada Vesta 9 035 11 771 -2 736 2 Lada Granta 7 231 14 540 -7 309 3 Hyundai Creta 6 513 7 692 -1 179 4 Kia Rio 5 682 9 938 -4 256 5 Renault Duster 4 436 3 453 +983 6 Hyundai Solaris 4 255 5 791 -1 536 7 Lada Niva 3 618 5 761 -2 143 8 Toyota RAV 4 3 366 3 309 +57 9 Lada Largus VP 3 350 3 093 +257 10 Toyota Camry 2 630 2 179 +451

Источник

Тинькофф DRIVE [credit_cards][sale]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *