Национальная система платежных карт решила оставить межбанковские комиссии за операции по картам Visa и Mastercard на том же уровне, какой был у международных платежных систем до приостановки их деятельности в России. Это следует из официального бюллетеня НСПК, который был разослан по кредитным организациям, сообщает РБК.
НСПК стала обслуживать операции по картам Visa и Mastercard в России, после того как МПС перестали их поддерживать.
Межбанковская комиссия, или интерчейндж, — это часть эквайринговой комиссии, общего тарифа за прием карт, который банк взимает с магазина. Размер интерчейнджа устанавливает платежная система, но эта комиссия является доходом банка покупателя (эмитента), а перечисляет ее банк продавца (эквайер). В эквайринговой комиссии доля интерчейнджа составляет примерно 70%. В среднем по рынку ставки за эквайринг варьируются в пределах 1,5—2,5% от стоимости товара. В свою очередь банк эмитента часть дохода от интерчейнджа направляет на выплаты кэшбэка держателям своим карт.
НСПК решила оставить размер интерчейнджа на уровне, который был установлен Mastercard 7 декабря 2021 года, а Visa — 1 февраля 2022 года.
Интерчейндж не является единственным источником для формирования кэшбэка. Его размер в целом зависит от того, какой доход приносит банку карточный бизнес: чем крупнее доход, тем выгоднее кэшбэк, говорит глава правления Национального платежного совета Алма Обаева. По ее мнению, для банков сейчас очень важно сохранить лояльность клиентов и уровень карточных платежей, поэтому размер кэшбэка не должен сильно сократиться. На него может повлиять уменьшение объема безналичных платежей, но пока оно не происходит массово. За последнее время объем безналичных платежей мог сократиться из-за невозможности совершить оплату картами Visa и Mastercard за границей и в иностранных интернет-магазинах, а также из-за сокращения торгово-сервисных предприятий в России.
В программах лояльности также задействованы партнеры, которые платят комиссию банкам за то, что кредитные организации приводят к ним большее число покупателей. Партнерами являются как производители товаров, так и торговые сети. Комиссия, которую платят производители, может достигать 15% от стоимости товара. Тариф для торговых сетей варьируется на уровне 5—10%.