Доля физических лиц среди тех, кто пользуется операционным лизингом автомобилей, значительно выросла за последнее время, свидетельствуют данные опубликованного рейтинговым агентством «Эксперт РА» обзора «Операционный лизинг автомобилей в России: с перспективой на будущее» .
Напомним, оперлизинг, согласно используемому в обзоре определению, — это один из видов финансовой аренды, при которой лизинговая компания приобретает конкретное имущество и передает его в пользование лизингополучателю. При этом получатель лизингового имущества ежемесячно вносит плату за владение предметом лизинга и обязуется вернуть его собственнику (лизингодателю) по завершении договора.
В последние годы сегмент операционной аренды автомобилей активно набирает обороты, объем нового бизнеса по итогам девяти месяцев 2021 года увеличился в пять раз, до 7 млрд рублей, указывает «Эксперт РА».
Масштабирование маркетплейсов и сервисов доставки позволило парку машин в оперлизинге прибавить 7% за первое полугодие 2021 года, их количество составило 94 тыс. единиц. Рост за весь 2020 год составил 2%.
Основными пользователями операционной аренды легковых автомобилей в настоящий момент являются компании из секторов HoReCa (отели, рестораны, услуги питания) и FMCG (потребительские товары).
В числе тенденций аналитики отмечают, что из-за появления на рынке продуктов от крупных банковских лизинговых компаний доля физлиц в переданных в оперлизинг легковых автомобилях выросла до 20% в первом полугодии 2021-го с 2% за 2020 год.
Также сообщается, что рост цен на автомобили привел к смещению спроса в оперлизинге на более бюджетные модели и увеличению среднего срока контракта с 31 до 37 месяцев за 2019 год — первое полугодие 2021-го.
Наметившиеся тренды на рынке лизинга приведут к трансформации лизинговых игроков в сервисные компании с широким набором дополнительных услуг, ожидают эксперты.
По их мнению, расширению и диверсификации сервисов по оперлизингу автомобилей будут помогать вышедшие на рынок крупные банковские группы, а также автопроизводители и независимые агрегаторы, способные составить конкуренцию ведущим игрокам рынка в лице иностранных компаний. «Если еще пару лет назад рынок оперлизинга автомобилей был представлен несколькими крупными игроками и относительно небольшим пулом клиентов, интересующихся оперлизингом, то сейчас по мере омоложения экономически активного населения и развития онлайн-торговли создаются условия для увеличения как спроса, так и предложения», — отмечается в обзоре.
Политика городских властей по продвижению системы общественного транспорта, в том числе путем повышения издержек на пользование личным автомобилем, приведет к развитию системы MaaS (Mobility as a Service – мобильность как услуга), ожидают в «Эксперт РА». Данная система позволяет выстроить оптимальный маршрут с использованием различных видов транспорта (например, такси — автобус — метро — каршеринг — электросамокат), при этом поставщиками услуг будут выступать лизинговые компании и их клиенты (каршеринговые компании, таксопарки, агрегаторы). В то же время развитие цифровизации в автолизинге приведет к формированию модели CaaS (Containers as a Service — контейнеры как сервис), предполагающей предоставление автомобиля с полным спектром услуг и гибкостью в выборе, которой обладает продукт «подписка», считают эксперты.
Усилению тренда на оперлизинг машин для физических лиц будет способствовать миграция заемщиков из необеспеченного кредитования в лизинг, полагают также аналитики. Рост стоимости автомобиля, сопровождаемый стагнацией доходов населения, приведет к сокращению потенциальной клиентской базы (на фоне ужесточения расчета показателя долговой нагрузки и коэффициентов риска), все более частым отказам банков от выдачи потребительских кредитов в силу ужесточения регуляторной политики Банка России. В результате заемщики будут все чаще делать выбор в пользу лизинга, при оформлении которого не так важны размер дохода и кредитная история, прогнозируют в «Эксперт РА».
Кроме того, рост спроса на оперлизинг автомобилей и fleet management со стороны корпоративных клиентов будут поддерживать масштабирование курьерских сервисов и развитие маркетплейсов, а также пересмотр предприятиями бюджетов на содержание своих автопарков из-за пандемии.