Программы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период пандемии позволили сохранить объемы кредитования на уровне предыдущего года, обеспечив около четверти объема предоставленных средств, при этом пользователи программ продемонстрировали более высокую кредитную устойчивость, чем портфель МСП в среднем, что также может говорить о положительном эффекте программ поддержки и о том, что поддержку получили нуждающиеся в ней компании. К таким выводам пришел Банк России, опубликовавший информационно-аналитический материал «Оценка эффективности мер поддержки субъектов МСП» .
Оценка эффективности мер поддержки субъектов МСП проводилась посредством анализа мер государственной поддержки и их влияния на динамику и структуру кредитования МСП в период с апреля 2020 года по март 2021-го включительно.
Несмотря на влияние пандемии и действие ограничительных мер, за период с апреля-2020 по март-2021 банки выдали субъектам МСП кредитов на общую сумму 7,9 трлн рублей, что лишь на 0,6% меньше общего объема выдач за аналогичный период годом ранее. Кредитный портфель МСП за анализируемый период вырос на 24,6%, что более чем в два раза превышает рост портфеля за аналогичный период годом ранее (11,9%).
При этом возросшая неопределенность, связанная с пандемией, проявлялась в более осторожной политике банков и их клиентов. В частности, заметно сократилось кредитование компаний на рыночных условиях : в период с апреля по ноябрь 2020 года объем предоставленных кредитов вне госпрограмм был на 25% меньше, чем годом ранее. В этот период поддержку кредитованию оказали госпрограммы, на долю которых с начала пандемии пришлось около 21,4% выдач против 8,1% годом ранее.
Один из выводов исследования заключается в том, что основными пользователями программ поддержки стали заемщики, у которых в течение года до начала пандемии отсутствовала существенная кредитная задолженность. «За анализируемый период доля выдач кредитов по госпрограммам в общем объеме кредитования по таким заемщикам составила 40% с максимальным значением 66% в июле 2020 года. Это может косвенно указывать на то, что кредиты получили компании, которые в обычной ситуации полагаются на собственные ресурсы, но остро нуждались в финансировании во время пандемии», — рассуждает регулятор.
Cреди «старых» заемщиков — субъектов МСП доля выдач по госпрограммам составила всего 10% (достигая 14,5% в августе 2020 года). При этом объемы выдач по госпрограммам «новым» и «старым» заемщикам из сегмента МСП сопоставимы (635,2 млрд и 715,2 млрд рублей соответственно, или 47% против 53% от объема выдач по госпрограммам).
По оценке ЦБ, наибольший вклад в поддержку кредитования МСП внесла «Программа 8,5», по которой было выдано более 1,3 трлн рублей с апреля-2020 по март-2021, или 16,7% от объема всех выдач. Программа является частью национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (со сроком реализации до конца 2024 года) и действовала и до начала пандемии. В течение 2020 года максимальная конечная ставка для заемщика составляла 8,5% годовых.
Среди госпрограмм, стартовавших во время пандемии, наиболее востребованной стала программа «ФОТ 2.0». За время ее действия субъектам МСП было выдано кредитов на сумму 312,4 млрд рублей (3,9% от объема предоставленных кредитов МСП); в Центробанке напоминают, что действие программы также распространялось на крупный бизнес.
В свою очередь по программе «ФОТ 0», введенной в начале пандемии, было предоставлено кредитов на сумму 61,4 млрд рублей (0,8% от объема предоставленных кредитов МСП).
«По программе «ФОТ 0», запущенной в начале пандемии, спрос на кредиты был ограничен (было выбрано 75,6 млрд рублей, в том числе не субъектами МСП, из лимита в 150 млрд рублей), так как льготы для заемщиков и компенсации для банков были недостаточно привлекательными, а также из-за запуска программы «ФОТ 2.0», вызвавшей больший интерес, — разъясняют в ЦБ. — По программе «ФОТ 0» заемщик получал право не платить по кредиту до 30 ноября 2020 года, а банк — компенсацию по ставке 4% годовых, после чего обязанность выплат возвращалась к заемщику по ставке не выше ставки, установленной банку по программе льготного рефинансирования Банка России. Таким образом, у заемщиков сохранялась задолженность по кредитам, а банкам не были компенсированы операционные затраты (предполагалось, что издержки на фондирование покрываются рефинансированием Банка России, однако его можно было использовать не только в увязке с данной программой). По программе «ФОТ 2.0″ стимулы к участию были сильнее как для заемщиков, так и для банков. Издержки банков по программе, связанные с привлечением фондирования и операционными расходами, покрывались за счет субсидии бюджета в пользу банков в размере 7% годовых на среднемесячный остаток по ссуде. Также банки получали разовую субсидию в размере 7,5 тыс. рублей при включении договора в реестр заемщиков. По окончании программы (в апреле 2021 года) ссуда подлежала списанию за счет средств госбюджета при соблюдении соответствующих условий, что снимало кредитную нагрузку с заемщиков и кредитный риск с банка».
В ЦБ напоминают, что в марте 2021 года была запущена госпрограмма льготного кредитования бизнеса «ФОТ 3.0». В ее рамках заемщики, которые не успели восстановиться к марту-2021, вследствие чего не получили списания задолженности в рамках программы «ФОТ 2.0», могут получить новый кредит на восстановление предпринимательской деятельности под конечную ставку 3%. Также с января 2021 года внесены изменения в «Программу 8,5″, позволяющие заемщикам получить кредит по ставке, равной ключевой ставке, увеличенной на 2,75 процентного пункта.
» Программы Банка России по поддержке кредитования субъектов МСП , дополняя госпрограммы, также исполнили свое предназначение по стимулированию кредитования: портфель кредитов МСП среди банков — участников программ показал рост, большая часть банков не допускали снижение портфеля даже на 5%», — сообщают также в Центробанке.
Регулятор считает, что, поскольку программы поддержки пересекаются, для более четкого восприятия их рынком и повышения эффективности мониторинга необходимо в дальнейшем объединять и укрупнять их. «На настоящий момент нет единого держателя реестра всех кредитных договоров, заключенных в рамках программ поддержки МСП, который отслеживал бы весь пул мер. Имеет смысл осуществлять предоставление мер поддержки МСП под контролем одного оператора, например АО «Корпорация МСП», — заключают в ЦБ.
Ася ШАЛИМОВА