Теории человеческого капитала, Человеческий капитал в экономике: общий и специальный — Успешник

 

Теории человеческого капитала, Человеческий капитал в экономике: общий и специальный

Зарождение и развитие теории человеческого капитала

Современное научное и бизнес-сообщество придерживается концепции прямой взаимосвязи экономической эффективности организации в частности и государства в целом и объема затраченных на человеческие ресурсы средств.

Например, результаты отдельных оценок инвестирования в человеческие ресурсы в США демонстрируют, что размер такого инвестирования достигает 15 процентов валового внутреннего продукта. Таким образом, затраты в США на человеческие ресурсы превышают инвестиции в орудия труда, технические сооружения и здания.

В самом общем виде теорию человеческого капитала можно охарактеризовать как науку, исследующую процесс качественного совершенствования человеческих ресурсов для обеспечения благосостояния индивида, эффективности деятельности организации и экономики в целом.

Человеческий капитал

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом.

Впервые термин использовал Теодор Шульц, а его последователь — Гэри Беккер развил эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

Человеческий капитал в широком определении – это интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития.

Применение понятия «человеческого капитала» позволяет понять роль социальных институтов, выяснить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на рыночную экономику.

В XX в. была разработана теория «человеческого капитала». Заложенные до этого методологические основы и главные направления теории «человеческого капитала» были сформулированы такими экономистами, как Г. Беккер, У. Боуэн, Э. Дженисон, Т. Шульц и др.

Суть теории «человеческого капитала» состоит в том, что «одной из главных форм богатства являются материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду» под понятием «человеческий капитал» нужно видеть:

  1. приобретенный запас знаний, умений, навыков;
  2. что этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;
  3. что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;
  4. что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;
  5. что человеческие способности, дарования, знания и т. д. являются неотъемлемой частью каждого человека;
  6. и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.

Беккер в своей работе «Человеческий капитал» вводит понятие «специального человеческого капитала», то есть под этим понимаются только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности.

О. Тоффлер вводит понятие «символического капитала — знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений формула человеческого капитала И. В. Ильинского:

ЧК = Кз + Кк + Ко,

Где ЧК — человеческий капитал;

Ко — капитал образования;

Кз — капитал здоровья;

Кк — капитал культуры.

Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще.

Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:

  • живой капитал включает в себя знания, здоровье воплощённое в человеке;
  • неживой капитал создаётся, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
  • институциональный капитал представляет собой институты, содействующие эффективному использованию всех видов человеческого капитала.

Особенности человеческого капитала

Человеческий капитал считается интенсивным производительным фактором в экономическом развитии, развитии общества и семьи, который включает образованную часть трудового населения, а именно:

  • Знания (интеллект), здоровье человека,
  • инструменты умственного и управленческого труда,
  • качество и производительность труда,
  • среда обитания и рабочая обстановка.

Посредством человеческого капитала происходит формирование и развитие инновационной экономики, экономики знаний в качестве высшего этапа развития.

Классификация человеческого капитала

Человеческий капитал классифицируется на следующие типы:

  • Индивидуальный ЧК,
  • ЧК предприятия (Фирмы),
  • ЧК нации (государства).
  • человеческий капитал.

Также различают следующие виды капитала, из которых состоит национальное богатство:

  • Физический капитал,
  • Человеческий капитал,
  • Интеллектуальный капитал,
  • Природный капитал,
  • Финансовый капитал и др.

Формирование человеческого капитала происходит за счет инвестиций, которые вкладываются в повышение уровня и качества жизни общества, в интеллектуальную деятельность человека. При этом не последнюю роль играет воспитание, уровень образования, услуги здравоохранения, предпринимательские способности и информационное обеспечение трудовой деятельности.

Человеческий капитал часто формируется за счет притока людей из других государств, соответственно, убывает он из-за оттока человеческих ресурсов за рубеж (что, например, можно наблюдать в современной России).

Человеческий капитал включает в себя инвестиции и отдачу от них в сферу интеллектуального труда и управления, а также инвестиционные вложения в среду функционирования капитала, что обеспечивает его эффективность.

Человеческий капитал – сложный и распределенный интенсивный фактор развития, который пронизывает всю экономическую жизнь общества. Он обеспечивает развитие и функционирование экономики, но может, напротив, замедлить экономическое развитие при низком качестве человеческого капитала.

По этой причине есть объективные методологические трудности при оценке отдельной экономической эффективности и производительности человеческого капитала, его вклада в рост валового внутреннего продукта и рост качества жизни.

Во всех видах экономической деятельности и управления специалисты определяют производительность и эффективность труда посредством человеческого капитала. При этом знания, качественное выполнение обязанностей, соответствующая квалификация персонала играет большую роль при эффективном функционировании и работе институтов и предприятий любой формы и вида.

Основными двигателями развития человеческого капитала являются:

  • Инновации,
  • Инвестиции,
  • Конкуренция.

Формирование, накопление и развитие человеческого капитала

Развитие материальных, интеллектуальных и духовных возможностей человека, накопление человеческого капитала становится важной задачей государства. Основным приоритетом бюджетных расходов страны являются вложение инвестиций в человеческий капитал, а такими расходами являются образование, здравоохранение и культура.

Чем большим потенциалом обладает каждый член общества, тем выше интеллектуальный ресурс всей страны, тем динамичнее темпы роста экономики, тем значительнее возможности общества. Развитие человеческого потенциала России предполагает:

  • создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды;
  • повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.

Экономический рост в настоящее время зависит от степени формирования человеческого капитала, который представляет собой процесс расширения знаний, навыков и возможностей людей страны.

Формирование человеческого капитала принимает различные виды, формы и проходит через различные этапы жизненного цикла человека. Факторы, от которых зависит формирование человеческого капитала, возможно объединить в следующие группы:

  • социально-демографическая,
  • институциональная,
  • интеграционная,
  • социально-ментальная,
  • экологическая,
  • экономическая,
  • производственная,
  • демографическая,
  • социально-экономическая.

Институциональная среда, необходимая для инновационного социально ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе формируется в результате развития человеческого капитала, и прежде всего: образования, здравоохранения, пенсионной системы и обеспечения жильем. В целях обеспечения реализации функций финансовых рынков в части формирования человеческого капитала в России обеспечивается:

  • повышение доступности жилья для граждан через механизмы ипотеки, содействие использованию финансовых инструментов для стимулирования развития жилищного рынка в целом;
  • повышение информационной прозрачности и открытости рынка потребительского кредитования;
  • расширение возможностей для использования гражданами образовательных кредитов;
  • содействие повышению уровня защищенности качества жизни и личного благосостояния граждан посредством страхования жизни и имущества;
  • содействие развитию механизмов дополнительного пенсионного страхования.

Формирование человеческого капитала это непрерывный постоянный процесс, с помощью которого личность достигает своего наивысшего потенциала и стремления к интеграции и оптимизации сочетания текущих процессов, таких, как образование, поиск работы, трудоустройство, формирование навыков и развитие личности. Таким образом, формирование человеческого капитала связано с инвестициями в человека и его развитие как творческого и продуктивного ресурсов.

Процесс формирования человеческого капитала требует времени (15 – 25 лет), это часто приводит к большему уровню жизни людей в пределах страны в течение нескольких поколений.

Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:

  • переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;
  • по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.

Таким образом, общество имеет решающее значение для формирования человеческого капитала.

Каждое поколение формирует свой человеческий капитал с нуля. Его формирование начинается до рождения ребенка, когда родители своим поведением и решением определили исход рождения ребенка. Человек с рождения наделен неквалифицированной рабочей силой, которая не требует обучения и может поставляться на рынок труда. Человеческий капитал личности формируется с детства и считается сформированным в возрасте 23 – 25 лет.

У каждого ребенка в возрасте 3 – 4 лет формируется культура совершенно свободного доступа к любой информации. Развитие способностей у ребенка дает ему возможность свободно управлять своими талантами, вложить в его инструментарий как можно больше понятий, навыков, умений.

На развитие ребенка влияют результаты его обучения, которые в последствии могут повлиять на развитие рынка труда.

Количество человеческого капитала, приобретенного в процессе обучения, зависит от врожденных способностей.

Основным периодом формирования человеческого капитала является возраст с 13 до 23 лет. Это период гормонального взрыва, полового созревания, когда природа дает растущему организму прилив огромной энергии.

Эту энергию необходимо преобразовывать (сублимировать) на стадионе, чтобы укрепить здоровье, на студенческой скамье и в театре, чтобы получить образование и культуру, научиться ставить и достигать цели в жизни, преодолевать препятствия.

Человек может стать квалифицированным работником путем приобретения человеческого капитала, который характеризуется высоким содержанием знаний, способствует инновациям и развитию новых идей. Сформированный человеческий капитал обеспечивает человеку стабильный доход, статус в обществе, самодостаточность.

Особенностью процесса формирования человеческого капитала явлеется то, что:

  • продолжительность жизни делает приобретение человеческого капитала относительно более привлекательной для людей любого уровня способностей;
  • повышенные врожденные способности облегчают приобретение человеческого капитала.

Знания и навыки, воплощенные в человека трудно отделить от здоровья человека, которые также определяет производительность труда. Общественная политика в области здравоохранения является ключом к эффективному формированию человеческого капитала.

Доступность к медицинской помощи и правильное питание увеличивает продолжительность жизни и помогает людям стать более эффективными в работе. Поскольку продолжительность жизни населения увеличивается, то обществу выгодно использовать опыт и мастерство людей, которое позволяет им выполнять свою работу более эффективно.

Образование способствует повышению качества жизни людей и осуществлению ими своих гражданских прав и обязанностей. Образование делает жизнь человека богаче, развивая в нем познавательные и социальные навыки и информируя людей об их гражданских правах и обязанностях.

Работники с высшим образованием являются более производительными, чем лица, имеющие среднее образование. Работники со средним образованием – более продуктивны, чем лица с начальным образованием, а рабочие с начальным образованием более продуктивны, чем те, кто не имеет образование.

Образованные люди обладают более высокими навыками и способны для эффективного выполнения своей работы, располагают более широким арсеналом средств для решения возникающих проблем и преодоления трудностей. Они также лучше подходит для выполнения более сложной работы, которые часто связаны с более высоким уровнем заработной платы и большей экономической выгоды.

Государственные формы образования являются одним из важнейших средств формирования человеческого капитала среди малообеспеченных слоев населения. Люди из малообеспеченных слоев населения, не имея доступа к физическим и финансовым ресурсам, имея при этом высокую стоимость собственного человеческого капитала, приобретают возможность зарабатывать и влиять на уровень и качество жизни.

Страны могут инвестировать в государственные школы, а также в повышение образования взрослых, чтобы пользоваться этими преимуществами, а также помочь в формировании человеческого капитала.

Формирование человеческого капитала посредством образования и профессиональной подготовки способствует инвестициям, активизирует разработку и внедрение новых технологий и повышает производственную отдачу в расчете на одного работника.

Однако взаимосвязи между образованием, проблемой неравенства, созданием человеческого капитала и экономическим развитием и ростом носят весьма сложный характер и зачастую являются уникальными для условий той или иной страны.

Процесс накопления человеческого капитала представляет собой инвестиции в образование и профессиональную подготовку. Инвестиции в образование являются инструментом, влияющим на трудовые доходы жизненного цикла людей. Степень накопления человеческого капитала варьируется культурой, страной, регионом проживания носителя человеческого капитала. Человеческий капитал может накапливаться до выхода человека на пенсию.

Накопление человеческого капитала, являясь эндогенным, отвечает на стимулы, связанные с изменением технологических знаний. Накопление человеческого капитала эндогенно стремится к нулю за некоторое время до выхода на пенсию. Пожилые работники имеют низкую мотивацию к профессиональной подготовке (переподготовке).

Развитые страны имеют больше финансовых ресурсов для инвестиций в накопление человеческого капитала. В менее развитых странах производительность труда очень низкая. Чтобы увеличить этот потенциал существует необходимость формирования человеческого капитала. В развивающихся странах формирование человеческого капитала осуществляется предоставлением государственных услуг по внедрению новых методов производства и созданием системы образования.

Развитие человеческого капитала происходит через создание комфортных условий для жизни:

  • рост доходов,
  • хорошие дороги,
  • благоустроенные дворы,
  • современные медицинские и образовательные услуги,
  • а также культурная среда.

Состояние человеческого капитала в наименее развитых странах отражается в показателях Индекса человеческого капитала, связанные с уровнем образования, здравохранения и питания:

  • процентная доля населения, не получающего достаточного питания;
  • показатель смертности среди детей в возрасте до пяти лет;
  • общий показатель обучения детей в средней школе;
  • показатель грамотности среди взрослого населения.

Взаимодополняемость человеческого и физического капитала в экономике ведет к ускорению инвестиций в человеческий и физический капитал в долгосрочной перспективе.

Наряду с приоритетным развитием человеческого капитала и сервисной экономики важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10 – 15 лет будут базовые отрасли

  • промышленности,
  • транспорта,
  • строительства,
  • аграрного сектора.

Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами, однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся уже на новые информационные нано- и биотехнологии, является важнейшим условием успеха инновационного социально ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции.

Увеличение продуктивных качеств трудовых ресурсов может быть увеличено путем предоставления более высокого уровня образования и навыков.

Формирование человеческого капитала повышает доход, уровень и качество жизни людей, а также является важным фактором повышения эффективности труда.

 

Стадии жизни и человеческий капитал

Каждый человек проживает в своей жизни три основных стадии, на каждой из которых у него есть потребность в расходах (потреблении), а значит и в источнике доходов.

На первой стадии человек взрослеет и получает образование. Эта стадия является критической для каждого. Образование и навыки, которые мы приобретаем на первой стадии жизни определяют не только, кем мы станем в обществе, но и обеспечивают нас способностью зарабатывать доход или получать зарплату всю оставшуюся жизнь. Эту способность к заработку (earning power) называют человеческим капиталом.

Существует высокая корреляционная зависимость между стоимостью полученного обучения и последующей стоимостью человеческого капитала. Таким образом, образование может рассматриваться как инвестиция в человеческий капитал.

Вторая стадия жизни человека – экономически продуктивная, когда человек работает и получает заработную плату.

Третья стадия – это жизнь человека после выхода на пенсию.

Современные тенденции развития человеческого капитала

Большинством зарубежных и российских экономистов признается тот факт, что инвестиционные вложения в образование являются важнейшим видом вложения капитала и источника наращение национального богатства. В.П. Щетинин отмечает, что ценность российского человеческого капитала существенно выше ценности изношенного и устаревшего основного капитала.

Данные выводы подтверждаются динамикой доли человеческого капитала в общей структуре капитала, увеличившейся с 10 процентов в XVII-XVIII веках до 33 процентов в начале ХХ века.

В настоящее время этот показатель продолжает активно расти, особенности в связи с информатизацией экономики, и достигается в некоторых странах 70 процентов.

Изначально вложения в человеческий капитал были настолько мизерны, что говорить о полноценных инвестициях в данный вид ресурсов было нерационально. Однако развитие информационных технологий и построение постиндустриального общества способствовали изменению подхода к человеческому капиталу, начиная с середины ХХ века. Значимыми положениями концепции человеческого капитала стало понимание выгоды вложений родителей в образование их детей.

Специалисты отметили наличие прямой зависимости между величиной валового внутреннего продукта и уровнем образованности населения. Чем выше коэффициент образования, чем бочаге страна.

Следовательно, расходы государства на образование населения позволяют рассчитывать на увеличение валового внутреннего продукта в будущем.

Формирование новых знаний обеспечивает разработку новых технологий, результатом которых являются инновационные и коммерчески успешные продукты. Данный факт позволяет считать инвестиции в образование образовательным капиталом.

Рост степени интеллектуализации материального производства увеличивает потребность экономики в рабочей силе высокой квалификации, поскольку ее влияние на результаты производственной деятельности максимально. Концепция современного управления эффективностью производства направлено на изменение роли персонала с наемных работников на партнеров.

Проявлением такого изменения является привлечение работников к оперативному управлению, премирование работников акциями организации, участие персонала в совершенствовании процесса производства и управления.

Замечание 1

Тенденция усиления значимости образования проявляется в готовности организаций финансировать подготовку необходимых кадров за свой счет.

Для развитых стран все более становится очевидна тенденция роста образовательного ценза, свидетельствующая о том, что большая часть валового внутреннего продукта формируется за счет более образованной части человеческого капитала.

Так, по данным американских исследователей треть валового внутреннего продукта формируется человеческим капиталом со средним образовательным цензом в 14 лет. В России данный показатель еще выше, его уровень превышает 50 процентов валового внутреннего продукта.

Замечание 2

Таким образом, очевидным путем развития экономик развитых стран является накопление невещественного богатства, обеспечиваемого ростом вложений в образование населения.

Теория человеческого капитала в определенной мере является аналитическим инструментом, направленным на выявление уровня экономической эффективности образовательного процесса.

Экономическим показателем отдачи от вложений в образование индивида является приращение его доходов, которое в свою очередь является отражением приращения производительности труда. Причем получаемые доходы сопоставляются не только с прямыми расходами на обучение, но и с упущенным доходом в период обучения, причем последний, как правило, превышает первый.

В российской практике отмечается зависимость уровня заработной платы от уровня образованности работника. Статистика свидетельствует, что лица мужского пола, имеющие высшее образование получают заработную плату, превышающую заработную плату работников со средним специальным и общим образованием на 33 и 81 процент соответственно, для лиц женского пола эти же показатели составляют 34 и 67 процентов.

Замечание 3

Именно концепция человеческого капитала привела к тому, что большинство стран стало рассматривать людей в качестве решающего фактора экономического роста, средства устранения экономического неравенства и борьбы с безработицей.

Инвестиции в человеческий капитал – двигатель технологического прогресса

Инвестировать можно не только в недвижимые объекты, ценные металлы или многообещающие проекты, но и в интеллектуальную составляющую.

Эффективность инвестиций в человеческий капитал оценивается экономистами предельно высоко.

Инвестиции в человеческий капитал являются своего рода двигателем технологического прогресса. Именно люди разрабатывают новые теории в сферах медицины, экономики, науки, физики, техники и прочих, а затем доказывают их реалистичность и действенность на практике. Это позволяет странам развиваться качественнее и быстрее, а их жителям соответственно жить лучше.

Инвестиции в образование и повышение квалификационного уровня людей позволяют обеспечить эффективное освоение нововведений, поддерживать должную конкурентоспособность с производственными единицами.

Человеческий капитал и цели вложений в него

Человеческий капитал представляет собой запас индивидуальных профессиональных и личностных качеств человека, способных в процессе своей реализации в течение жизни посредством осуществления трудовой деятельности привести к получению дохода.

На практике деньги в человеческий капитал вкладываются, когда возникает диссонанс между имеющимися на предприятии человеческими ресурсами и их потребностью.

В этом случае качество важнее количества. Вместо того чтобы бездумно «раздувать» штат, разумнее направить средства на раскрытие максимального потенциала человека. Выигрывают по сути все:

  • предприятие вследствие повышения коэффициента полезности действия персонала и, как следствие, улучшения производительности;
  • сотрудники, реализующие свои знания и умения более качественно и получающие за это более высокую заработную плату;
  • государство благодаря пополнению бюджета за счет деятельности образовательных учреждений.

Инвестору (работодателю) важно осуществлять этот многоэтапный процесс правильно:

  • оценивая резерв потенциала сотрудников (количественную и качественную составляющую);
  • определяя оптимальные объемы инвестирования и периодичность их осуществления;
  • отслеживая целенаправленное использование вложенных средств – на обновление, поддержку, капитализацию профессиональных качеств носителей;
  • разрабатывая стратегию будущей деятельности предприятия с учетом проведенных мероприятий.

Инвестирование в статусный капитал компании делится на два вида – портфельное и прямое. В следующей статье речь будет идти о первом варианте. Портфельные инвестиции: достоинства и стратегии планирования, а также типы и виды вложений.

Возможно, вам интересна будет следующая информация – инвестиции в фондовый рынок США и выбор брокера.

Знаете ли вы, в чем отличие прямых инвестиций от портфельных? В этой теме https://businessmonster.ru/investitsii/pryamyie-i-portfelnyie.html рассмотрим особенности каждого из названных типов инвестирования.

Модель инвестирования в человеческий капитал

Под моделью инвестиций в данном случае подразумевается способ обновления профессиональных характеристик (знаний, навыков, опыта), которые со временем (при моральном износе работника и быстро развивающемся НТП) могут обесцениться.

В основе модели должна «лежать» эффективная система развития персонала, направленная на определение кадровых резервов, повышение уровня профессионализма, внедрение новых ценностей в отношении осуществляемой деятельности.

То есть потенциал человека выступает в роли капитала. При этом важно, чтобы уровень профессионализма соответствовал занимаемой сотрудником должности. С ростом первого критерия повышается отдача от капитала в виде повышения доходов.

К особенностям, присущим человеческому капиталу, можно отнести:

  • неотделимость от носителя;
  • ценность для общества в современных условиях;
  • непосредственное влияние на экономический рост;
  • способность накапливаться в виде способностей и навыков;
  • возможность физически изнашиваться, амортизироваться, вследствие чего изменяется его экономическая стоимость;
  • более высокую ликвидность в отличие от физического капитала;
  • самостоятельный контроль человеком меры использования капитала и, как следствие, масштаб получения доходов от него вне зависимости от семейных, государственных, частных и прочих источников формирования.

к содержанию ↑

Подходы к формированию

В экономической литературе виды инвестиций в человеческий капитал классифицируются по критериям:

  • биофизический;
  • ликвидный;
  • неликвидный;
  • культурно-нравственный;
  • социальный;
  • структурный;
  • интеллектуальный;
  • организационный;
  • клиентский;
  • организационно-предпринимательский;
  • трудовой.

Как видно, цели и основания, определяющие различные формы подобных инвестиций достаточно различны. Между тем, в комплексе они дают синергетический эффект, позволяя в разы повысить доходность предприятий.

По влиянию на экономическое благосостояние человеческий капитал разделяется на производительный и потребительский. Первый направлен на создание такого вида услуг, с потреблением которых повышается уровень общественной полезности (образовательная, к примеру, или научная деятельность, которую легко применить на практике, создавая средства производства, продукты, технологии, услуги).

Что касается потребительского капитала, то поток услуг, создаваемый им, потребляется непосредственно.

То есть результат образовательной или творческой деятельности выражается в той степени общественной полезности, которая позволяет удовлетворить потребности людей или же повысить эффективность имеющихся способов.

Теория человеческого капитала устанавливает прямую зависимость между качеством обучения, физическим здоровьем, уровнем образования, объемом производственного опыта и, естественно, заработной платой.

Расходы, направленные на повышение качества указанных характеристик и большую производительность, являются инвестициями. Они имеют долговременный эффект, так как компенсируются в будущем периоде вследствие возросшего потока доходов от профессиональной деятельности. Определить эффективность вложений в человеческий капитал позволяет анализ издержек и выгод.

Золото – качественный инвестиционный инструмент. Чем же привлекателен этот драгоценный металл? Читайте далее. Денежные инвестиции в золото: как сохранить и преумножить свои деньги.

Структуру и особенности модели “сбережения-инвестиции” разберем в этом блоке.

Видео на тему

Человеческий капитал – правильные инвестиции

На сегодняшний день вопросы по использованию человеческого капитала становятся определяющими как для успешного развития отдельных предприятий и компаний, так и для экономики страны в общем. Человек – это решающий фактор, влияющий на производительность труда и, значит, темпы и динамику экономического роста. В связи с этим инвестиции в человеческий капитал представляют собой долгосрочный национальный приоритет России.

Сущность явления

Важность данной проблематики лишний раз подчеркивает тот факт, что разработана целая теория человеческого капитала. Ее положения активно внедряются в наиболее развитых странах мира, о чем свидетельствует иностранный опыт.

Инвестирование в человеческий капитал во многом определяет постоянное поступательное движение экономики государства вперед. Ведь именно он формирует значительную часть общественного благосостояния. В более широком смысле подобные вложения представляют собой инвестиции в нематериальные активы.

Развитие человеческого капитала обеспечивается систематическими вложениями денежных средств в область образования, повышения квалификации, обучения, здравоохранения и питания. В связи с этим для каждого государства инвестиции в человека должны являться приоритетом.

Для того чтобы данные капиталовложения были оправданными, зачастую помимо самих денег, необходимы усилия самого индивида. Результатом такой инвестиционной деятельности являются разнообразные навыки и умения, которые появляются у конкретного человека.

Особенность человеческого капитала состоит в том, что он со временем изнашивается, утрачивает собственную экономическую стоимость и амортизируется. Во всем этом он схож с любым физическим капиталом.

Эффективность данных капиталовложений при правильном системном подходе достаточно высокая. Кроме того, она носит долговременный характер.

Существующие разновидности

Инвестиции в человеческий капитал бывают трех видов:

  • денежные средства, расходуемые на повышение квалификации и обучение сотрудника;
  • денежные средства, расходуемые по всем аспектам здравоохранения, в том числе траты, направляемые на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение условий жизни;
  • денежные средства, расходуемые на проблемы трудовой миграции, когда работник переезжает в другой регион страны, где его навыки и умения являются более востребованными.

В данной сфере государственные инвестиции успешно сочетаются с частными. Ведь в развитии сотрудников в равной степени заинтересованы как государство, так и отдельно взятые работодатели.

Существует большое количество вариантов, позволяющих реализовать такие инвестиционные проекты. Во многом они определяются конкретными целями и задачами инвестора. Например, речь может идти о курсах повышения квалификации или отправлении работников на получение высшего образования.

Высшее образование, как возможность инвестирования в человеческий капитал, заслуживает повышенного внимания. В настоящее время очень развита следующая форма подобных инвестиций: компании заключают договор с людьми и оплачивают их обучение в институтах, университетах и академиях. В соответствии со взятыми на себя обязательствами такие выпускники ВУЗов должны отработать на предприятии-инвесторе в течение 5–10 лет.

Не меньшее значение имеют инвестиции в проекты, связанные с оздоровлением работников. Естественно, что именно здоровый человек в полной мере способен трудиться с максимальной отдачей и приносить прибыль работодателю. В данном случае компания инвестор, вложившая деньги в комплекс профилактических мероприятий профессиональных заболеваний, впоследствии будет существенно экономить на больничных своих сотрудников.

Основные особенности

Инвестиции в человеческий капитал существенно отличаются от остальных способа вложения денежных средств. Они имеют следующие особенности:

  • размер отдачи инвестированного капитала напрямую связан с продолжительностью человеческой жизни. Следовательно, инвестор заинтересован в том, чтобы осуществить подобные инвестиции как можно раньше, чтобы в большей степени воспользоваться их плодами;
  • человеческий капитал при правильном подходе накапливается и умножается;
  • производительность труда и уровень его доходности будет повышаться с накоплением человеческого капитала;
  • конкретные вложения всегда должны определяться с учетом исторических, национальных и культурных особенностей и традиций конкретного государства или его региона;
  • инвестиции в сферу развития человеческого капитала – самые выгодные вложения как для конкретного индивидуума, так и для всего государства.

Выводы

Финансовые вложения в человеческий капитал обязательно предполагают получение выгоды конкретным инвестором. В то же самое время в выигрыше остается как сам человек, так и все общество.

Работник сможет повысить уровень своего дохода, будет получать удовлетворение от трудовой деятельности, повысится его социальный статус, улучшатся условия жизни.

Работодатель получает более высокую производительность труда, сокращаются непредвиденные потери рабочего времени, что повышает конкурентоспособность и уровень прибыльности его компании.

Государство получает довольных сограждан, рост основных макроэкономических показателей, развитие экономики в целом.

http://uspeshnick.ru/teorii-chelovecheskogo-kapitala-chelovecheskij-kapital-v-ekonomike-obshhij-i-spetsialnyj/

Инвестиции в человеческий капитал — двигатель технологического прогресса


http://investoriq.ru/praktika/investicii-v-chelovecheskii-kapital.html

Тинькофф DRIVE [credit_cards][sale]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *