СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России
История вопроса
Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.
Тема на слуху уже не первый год. В марте 2018 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение Правительству совместно с Банком России разработать план действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте. В том же году Минфин России разработал и направил в РСПП проект закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». В октябре 2018 года министр финансов РФ А.Г. Силуанов анонсировал проект закона на совещании глав регионов в Казани. Предполагалось, что принятие такого закона улучшит инвестиционный климат и придаст импульс развитию экономики страны.
В докладе бизнес-омбудсмена Президенту говорилось о необходимости данного закона: «согласно закону «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», принятому еще в 1998 году, права субъектов инвестиционной деятельности, с которыми заключаются госконтракты, являются стабильными и сохраняют свою силу на весь срок их действия. Но де-факто стабильных условий инвестор не получает. В инвестиционных соглашениях предполагается, что бюджет выступит в качестве гаранта: если условия будут нарушены, бюджет компенсирует инвесторам ущерб от изменения условий».
Позднее, в сентябре 2019 года вице-премьер Д. Козак представил свой проект закона «О поощрении и защите частной инвестиционной деятельности в России», довольно сильно отличающийся от законопроекта Минфина России.
Спустя примерно месяц после внесения в Государственную Думу в первом чтении была принята минфиновская версия законопроекта, получившего наименование «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Однако после этого законопроект опять «увяз» в обсуждениях, поскольку многих не устраивал предмет его регулирования (в частности, законопроект серьезно затрагивал концессионные соглашения и соглашения ГЧП/МЧП, унифицировал формы государственной поддержки и т.д.).
В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.
Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона
Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?
Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).
Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).
Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.
Каждое публично-правовое образование отвечает за неприменение «своих» актов: Российская Федерация – за федеральные, субъекты РФ – за региональные, муниципалитеты – за местные.
В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.
Требования к ОРП
В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:
а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;
б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.
Таким образом, например, для целей «стабилизации» налога на прибыль инвесторы могут либо создать отдельную проектную компанию, либо вести отдельный учет прибыли, поступающей от инвестиционного проекта.
Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.
Требования к инвестиционным проектам
Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:
- ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
- ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.
Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.
Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:
- игорный бизнес;
- производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
- добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
- оптовая и розничная торговля;
- деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
- строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.
Также закон предусматривает минимальные «пороги» инвестиций для заключения СЗПК: чем больше уровень капиталовложений, тем более широкий круг актов может стабилизироваться.
Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:
Акты, подлежащие «стабилизации»
1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин
Не менее 10 миллиардов рублей
2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ
3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке
4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:
1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ
2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке
— не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
— не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;
— не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;
— не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.
5. Акты (решения) в области земельного, градостроительного и иного законодательства, указанные в п. 3 ч. 3 ст. 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…».
Следует отметить, что выше в таблице перечислены акты (решения), подлежащие стабилизации в соответствии со статьей 9 ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений…». Помимо этого, акты законодательства, подлежащие стабилизации, содержатся в Налоговом кодексе РФ. Так, согласно ст. 5 НК РФ, положения актов законодательства о налогах и сборах, в том числе в части введения новых налогов и (или) сборов, вступившие в силу после даты включения в реестр соглашений сведений о заключении СЗПК, не применяются в части правоотношений, связанных с исполнением такого СЗПК (т.е. в отношении инвестиционного проекта). Конкретный перечень таких актов зависит от того, какие публичные субъекты являются сторонами СЗПК.
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:
Максимальный срок применения стабилизационной оговорки
Объем капиталовложений ОРП
До 5 млрд. рублей
От 5 до 10 млрд. рублей
От 10 млрд. рублей
Процедура заключения СЗПК
Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.
Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.
До 1 апреля 2021 года СЗПК может заключаться на бумажном носителе; при этом его обязательной стороной должна быть Российская Федерация. К указанной дате должна быть создана государственная информационная система «Капиталовложения». Соответственно, после 1 апреля 2021 года соглашения о защите и поощрении капиталовложений будут заключаться в электронном виде, а подписываться — усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом соглашение в любом случае вступает в силу с даты его регистрации Федеральным казначейством.
Ответственность сторон и расторжение договора
Закон предусматривает ответственность организации, реализующей проект, за нарушение СЗПК, только если ОРП в ходе реализации инвестиционного проекта получит бюджетные средства. В остальных случаях, по сути, единственным негативным последствием незавершения проекта (или просрочки в его реализации) является возможность публичной стороны расторгнуть договор, по общему правилу, в судебном порядке; при этом взимание каких-либо штрафов с ОРП не предполагается. Допускается также расторжение СЗПК во внесудебном порядке при наступлении любого из следующих условий: если в отношении ОРП открыто конкурсное производство в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», или если принято решение о ликвидации ОРП.
Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.
Ответственность публично-правовых образований
Публично-правовое образование несет ответственность перед организацией, реализующей проект, за применение в отношении ОРП актов (решений) без учета стабилизационной оговорки, а также, например, в случае нарушения сроков и (или) объемов предоставления «обещанных» субсидий и бюджетных инвестиций.
Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.
Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).
Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.
Меры государственной поддержки
Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:
- на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
- на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:
- 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
- 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.
Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.
Организации, реализующей проект, заключившей соглашение о защите и поощрении капиталовложений, могут быть предоставлены меры государственной поддержки, не предусмотренные ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений». При этом объем мер государственной поддержки, за исключением объема мер государственной поддержки, указанных в законе, не должен превышать объем капитальных вложений, направляемых на реализацию нового инвестиционного проекта, в отношении которого заключено СЗПК.
Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Авторы:
Олег Ушаков
советник АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Гарантии защиты инвестиций
Какой из способов инвестирования защитит капитал лучше остальных
Любые инвестиции так или иначе связаны с рисками. Потери капитала могут быть нулевыми, а могут достигать десятков процентов. Самый неблагоприятный исход — потеря всей суммы, например, при банкротстве компании, акции которой держал частный инвестор. Чтобы не попасть в такое положение, нужно, во-первых, тщательно отбирать инвестиционные инструменты, а во-вторых, диверсифицировать портфель.
Рассмотрим основные способы вложения денег и определим, какие из них имеют наиболее прочные гарантии возврата инвестиций.
Банковские вклады
Закон определяет, что при открытии вклада банк берет на себя обязательства хранить денежные средства клиента, а в конце срока возвратить их в полном объеме вместе с начисленными процентами.
Рублевые и валютные депозиты клиентов застрахованы государством, но только в случае, если банк входит в систему страхования вкладов. Есть ограничение по сумме: не более 1 млн. 700 тыс. рублей на одного вкладчика. Эта гарантия защиты инвестиций хорошо налажена и работает в России почти без нареканий со стороны вкладчиков.
Вывод: банковский депозит с его государственными гарантиями инвестиций — неплохой выбор для инвестора. Вклад — ликвидный актив, который необходим для управления частными финансами. Однако не следует вкладывать все свободные деньги в депозиты, так как банковская система России нестабильна, а предлагаемые ставки едва покрывают инфляцию.
Государственные облигации
Говоря о гарантии инвестиций в российские государственные облигации, нужно отметить, что в истории России с 1991 года правительство всегда исполняло свои финансовые обязательства перед гражданами. В том числе и в печально известном 1998 году, когда по государственным краткосрочным облигациям и по облигациям федерального займа частные лица (резиденты РФ) получили свои деньги. В отличие от иностранных инвесторов и юридических лиц, которых действительно затронула реструктуризация.
Если сегодня инвестор готов приобрести гособлигации на большой срок (от 2 лет), то ему не стоит переживать из-за вероятного падения цен на них. Это происходит из-за дефицита денежной массы в экономике и из-за инфляции. Инвестору важнее понимать, что он в любом случае вернет свои деньги при погашении облигаций, и это помимо регулярных купонных выплат. Кроме того, в любой момент инвестор вправе продать свои облигации, выручив за них живые деньги. А увеличить доход от облигаций можно благодаря индивидуальному инвестиционному счету : он будет добавлять 13% (максимум 52 тыс. руб.) ежегодно в течение 3 лет за счет возврата НДФЛ.
Вывод: в России для частных инвесторов гарантии возврата инвестиций в государственные облигации находятся на одном уровне с гарантиями инвестиций в депозиты крупнейших системообразующих банков вроде Сбербанка и ВТБ. Если же брать для сравнения все прочие банки, то гособлигации гораздо надежнее.
Структурные продукты
Этот вид инвестиций может принести больше дохода, чем самые выгодные вклады и облигации. А вот вопрос, насколько слабее при этом гарантии защиты инвестированных средств, требует некоторых уточнений. Структурные продукты включают в себя односложные финансовые активы (депозиты, акции, облигации, валюты и т.п.) и состоят из двух частей, защитной и доходной. Они могут иметь полную, частичную или условную защиту капитала. Наивысшим уровнем гарантий возврата инвестиций обладают структурные продукты с полной защитой капитала. Единственным значимым риском в этом случае становится вероятность дефолта того эмитента, который составляет защитную (базовую) часть структурного продукта. Точно такому же риску подвергается инвестор, который приобрел облигации этого эмитента. Но доходность структурного продукта может в 2 или даже 3 раза превышать доходности по облигациям, так что преимущество первого очевидно.
Вывод: структурные продукты — отличная альтернатива облигациям и банковским вкладам. Консервативным инвесторам лучше выбирать защитные структурные продукты со 100% защитой капитала и гарантированным доходом.
Паевые инвестиционные фонды
Государственной системы страхования для паевых инвестиционных фондов в России пока не существует. То есть изначально инвестору никто не сможет гарантировать, что деньги будут в сохранности: вложенные в ПИФ средства могут частично или полностью обесцениться, а могут и значительно увеличиться в размере. Все зависит от конкретного ПИФа и управляющей компании.
На деле ситуация с гарантиями защиты инвестиций в ПИФы обстоит вполне благоприятно. Это можно объяснить чрезвычайно жестким контролем над управляющими компаниями со стороны Банка России, входящей в его состав Федеральной службой по финансовому мониторингу и специализированного депозитария.
Вывод: надежный, долгое время существующий ПИФ от управляющей компании с высоким рейтингом — хороший выбор для включения его в портфель и инвестирования части капитала.
Закон 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» в новой редакции
Первая попытка ФЗ узаконить участие инвестиций от заграничного капитала была предпринята в России в 1991 г. Она была направлена на решение вполне конкретных задач. Сейчас специалисты оценивают акты того времени, как имеющие целью упростить ввод-вывод нелегальных средств. В более привычном виде ФЗ «Об иностранных инвестициях» появился только в 1999 г. Последние же изменения в «Иностранные вклады» были внесены 31.05.18.
- Регулируемые иностранные отношения и основные понятия
- Права и гарантии: особенности работы с иностранными вкладчиками
- Различия структур и общие правила ФЗ для иностранных контрагентов
- Стабильность и санкции для иностранных участников
- Тонкости открытия иностранных филиалов
- Принципы госполитики относительно иностранных инвестиций
Регулируемые иностранные отношения и основные понятия
ФЗ«Об иностранных инвестициях в РФ» гарантирует права для инвестиций заграничных вкладчиков в РФ, условия их работы. В акте отмечено, что он направлен не только на привлечение, но и качественное применение ресурсов внутренней экономики. А именно: денег, технологий, инновационного опыт.
Отношениям, регулирующим акт ФЗ и его понятия, посвящены первые две статьи документа:
- ФЗ для иностранного капитала не действителен для инвестиций банковской и страховой сферы, порядка регистрации, работы и ликвидации фирм соответствующей направленности, исключая строго оговорённые ситуации.
- Не подпадают под ФЗ и инвестиции некоммерческих структур, если работа их является полезной для общества. Например, научно-образовательная, религиозная или благотворительная деятельность.
- Также документ не действует в отношении резидентов территорий, имеющих статус особых экономзон и ведущих туристскую, производственную, внедренческую работу.
- Под владельцем инвестиций в ФЗ понимается иностранное юрлицо. Его правоспособность должна подтверждаться юрисдикцией, где создана компания. Это касается и организаций, без статуса юрлица и граждан. Исключения составляют зарубежные компании, контролируемые россиянами. Инвестиции может делать и государство.
- Инвестиция — капитал, самостоятельно вкладываемый субъектом в объект юрисдикции РФ. Это могут быть ЦБ, права имущественного характера, интеллектуальная собственность.
- Инвестиция обычно прямая. Она должна заключаться в приобретении доли в компании, финпотоки в основные фонды, участие в лизинговых контрактах.
- Проект — подразумевает ТЭО целесообразности заявленной деятельности, подтверждённое сметными документами. В нем указывается временной период инвестиции.
- Приоритетный проект предполагает вложение в рублях не меньше 1 миллиарда либо же вклад в УК не меньше 0,1 миллиарда.
- Срок окупаемости по ФЗ определяется как время с первого дня реального финансирования до получения чистой прибыли (с учётом всех обязательных отчислений).
Здесь вводится понятие контролируемого лица. Это организация, находящаяся в собственности гражданина РФ. Либо же гражданин вправе принимать в ней руководящие вердикты. Этот субъект и становится лицом контролирующим.
Права и гарантии: особенности работы с иностранными вкладчиками
Стандарты ФЗ«Об иностранных инвестициях» декларируют права владельцев инвестиций, компаний зарубежных вкладчиков, пользователей доходной части. Отмечено, зарубежный представитель может рассчитывать на равные с отечественными фирмами условия. Исключения из общего правила оговорены отдельно.
Различия структур и общие правила ФЗ для иностранных контрагентов
Акт ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» декларирует различия в правах между инвесторами, их филиалами, дочерними компаниями. Такой подход ФЗ объясняется тем, что организации разной формы имеют отличающиеся уровни ответственности. Об этом говорится в четвертой статье акта. Далее, для инвесторов устанавливаются общие гарантии.
Положения ФЗ об иностранных вкладах гласят:
- Ограничительные изъятия по ФЗ допустимы в интересах защиты конституционного порядка, безопасности, а также обороны России. Либо же имеют цели оберегания нравственности, правовых интересов граждан и их здоровья.
- Иностранный инвестор, работающий на коммерческой основе, отвечает по принятым обязательствам, может осуществлять деятельность через дочерние структуры или представительство. Указанные подразделения должны иметь аккредитацию установленного стандарта.
- Филиалы фирмы с зарубежными фининвестициями не вправе пользоваться особыми режимами по защите, льготам или гарантиям. Зато это вправе получать вкладчик, участвующий в УК.
- Компания РФ по ФЗ облекается особым статусом, когда официально принимает инвестора.
- Владелец инвестиций вправе делегировать свои юрправа и обязанности иному лицу в рамках, установленных ГК РФ. Кроме этого, передача прав становится обязанностью, если такое решение вынес суд.
- В том случае, когда зарубежная юрисдикция оплачивает гарантии, адресованные владельцу иностранных инвестиций и эта юрисдикция получает права вкладчика, то уступка такого требования отвечает ноте закона.
- Имущество вкладчика по ФЗ недопустимо изымать принудительно, если только момент не оговорён в контракте или законодательном акте.
- Реквизиция, а также национализация сопровождается компенсацией владельцу инвестиций стоимости имущества. Когда обстоятельства изменяются, вкладчик по суду вправе добиться возврата. Тогда он должен будет вернуть компенсацию за имущество.
Льготы инвестициям определяются исходя из интересов развития государства. В первую очередь, речь в ФЗ идёт о социальных и экономических направлениях деятельности. Чтобы получить преференции, необходимо доказать пользу, которую приносит деятельность.
Стабильность и санкции для иностранных участников
Гарантиям посвящено большое число статей Закона 160 ФЗ (в частности, это также шестая и девятая). Серьёзный подход говорит о заинтересованности государства в привлечении в страну реальных инвестиций. Но России нужны серьёзные международные игроки. Поэтому здесь же указывается и на санкции, которые будут применены в случае нарушений.
Иностранному капиталу необходимо знать:
- В том случае, когда на иностранный капитал растёт налоговая нагрузка (из-за изменения законов, повышения сборов), инвестор по ФЗ вправе рассчитывать на работу по критериям, существовавшим ранее. Его деятельность при этом должна быть признана целевой, направленной на приоритетные бизнес-проекты.
- Стабильность гарантируется на время пока инвестпроект окупается. Но этот период ограничен семью годами с момента финансирования. Дифференцировать временной лимит имеет право Правительство РФ.
- Семилетний срок продлевается ФЗ в исключительных обстоятельствах. Это возможно в рамках крупных производственных и логистических бизнес-проектов
- Правительство оценивает работу владельца инвестиций, основываясь на анализе поступления взносов федуровня, действующего режима ограничений.
- Также оно утверждает порядок работы с первоочередными инвестпроектами, начиная с их регистрации; контролирует их исполнение, соблюдение установленных сроков.
- Неисполнение иностранным участником рынка обязательств по инвестициям влечёт санкцию в виде лишения льгот. Более того, разница, которая не уплачена в льготный период, взыскивается в бюджет.
- Сделки, осуществляемые иностранными государствами, международными структурами или подконтрольными компаниями, в результате которых игрокам отходит более четверти УК фирмы, контролирующих его голосов, должны предварительно согласовываться. Такой же подход ФЗ применяется и в том случае, когда заграничные инвесторы могут получить косвенный контроль над блокирующим пакетом акций.
- Предварительное согласование должен получить и иностранный инвестор, вкладывающийся в производство, которое может иметь стратегическую важность для безопасности РФ, обороны. В отношении этого пункта инвестором признается и россиянин, имеющий двойное гражданство.
Санкции для инвестиций могут быть и более существенными. Жёсткость их зависит от серьёзности и количества нарушений. Но в целом они мало чем отличаются от тех, которые грозят обычно российским игрокам рынка.
Тонкости открытия иностранных филиалов
В ФЗ 160 об иностранных инвестициях особое внимание уделено филиалам инвесторов; особенно тем из них, которые ведут деятельность в области авиации. Это как раз та отрасль, которая является стратегической. Негативные процессы в ней несут реальную угрозу безопасности России и её граждан.
Правила и особенности деятельности иностранных филиалов прописаны в ст. 21 документа:
- Филиал открывается в РФ и прекращает работу по решению инвестора.
- Госконтроль за созданием такого подразделения ведётся через процедуру аккредитации. Она осуществляется уполномоченным на то Правительством РФ органом федуровня. Все последующие решения по инвестициям (изменения, закрытие) принимаются этой же властной структурой.
- В течение года после решения создать представительство, открыть дочернее подразделение, финвкладчик должен по ФЗ оформить спецзаявление. Этот документ должен включать и данные о числе иностранных работников, задействованных в России. Данные о сотрудниках обязательно заверяются Торгово-Промышленной палатой РФ.
- Аккредитация от ФЗ иностранному подразделению или представительству, работающего в гражданской авиации, выдаётся, если предоставлен полный пакет документов, когда не превышен срок их подачи.
- Также аккредитация не будет произведена в том случае, если бумаги оформлены не по стандарту.
- Не получит от ФЗ разрешения инвестор, если в его учредительных и иных бумагах будут выявлены ложные данные.
- Разрешение иностранному капиталу не будет выдано, если цели образования филиала будут признаны противоречащими Конституции РФ, иному акту РФ, международным нормам.
- Нельзя будет открыть подструктуру, если цели её будут угрожать суверенитету, нацинтересам, территориальной независимости и неприкосновенности РФ.
Открытые дочерние структуры по ФЗ должны неукоснительно блюсти законы РФ. При выявлении грубых нарушений деятельность их может быть прекращена решениями органов РФ.
Принципы госполитики относительно иностранных инвестиций
Важные положения ФЗ 160 публикуются в ст. 23. Они касаются госполитики относительно инвестиций. Речь здесь идёт и о разработке подходов к ней, и о непосредственной реализации Правительством РФ поставленных задач по международному сотрудничеству.
Согласно ст. 23 документа Правительство России решает такие задачи иностранных вкладчиков:
- ФЗ анализирует целесообразность для иностранных вкладчиков запретов, ограничений, которые связаны с зарубежными инвестициями; готовит законопроекты с перечнями таких санкций.
- Устанавливает контрольные меры в отношении работы зарубежных партнёров на территории РФ.
- Определяет реестр первоочередных иностранных бизнес-проектов.
- Обеспечивает внедрение программ федуровня для привлечения инвестиций.
- Работает над привлечением инвестзаймов для финансирования фонда развития РФ.
- Взаимодействует с регионами РФ в отношении развития международного партнёрства в плоскости иностранных инвестиций.
- Контролирует предварительный этап и подписание инвестсоглашений с зарубежными партнёрами о запуске крупномасштабных бизнес-проектов.
Также ФЗ Правительства России контролирует оформление и подписание международных контрактов по инвестзащите.
Новая версия 160 ФЗ придаёт международному финсотрудничеству и программам инвестиций новые принципы. Они направлены на укрепление национальной валюты — рубля, повышение престижа России в целом. Даже международные специалисты отмечают, что это акт уважающего себя государства.
Вы планируете построить работу с инвестициями иностранного партнёра?
http://pravo.ru/story/223639/
http://bcspremier.ru/knowledge/basics/garantii-zashchity-investitsiy/