Прямые иностранные инвестиции: какую пользу дает привлечение зарубежных инвесторов в проект

 

Иностранные инвестиции: организационный механизм привлечения иностранных инвесторов

Иностранные инвестиции в России

Прямые инвестиции в конкретное предприятие дают право на участие в управлении, если доля акций равна или превышает 10%.

О том, что приток инвестиций должен оказывать на экономику живительное воздействие, сегодня, вероятно, знают все. В стране появляются новые, более совершенные технологии и предприятия, платящие налоги в государственную казну. Наконец, улучшается показатель занятости населения по причине возникновения вакансий.

Руководители стран в своих речах называют суммы прямых иностранных инвестиций, и слушателям ясно, что это очень хорошо. Помимо упомянутых позитивных факторов, желание зарубежного бизнеса вложить средства в национальную экономику свидетельствует о высоком доверии.

Так ли это однозначно? Что такое прямые зарубежные инвестиции? В самом ли деле иностранные компании просто «голосуют долларом, иеной, евро», или у них могут быть другие цели?

Что такое прямая иностранная инвестиция

Прямой иностранной инвестицией (ПИИ) является целенаправленное долговременное доходное вложение средств нерезидентом страны в развитие национальной компании с условием права контролировать ее хозяйственную деятельность. Данное понятие означает приоритетность интересов инвестора. Без серьезных стимулов зарубежные предприниматели не станут вкладывать деньги в далекую страну с неизвестными им экономическими условиями. Интересы принимающей стороны (реципиента) очевидны.

От прямых иностранных инвесторов ожидают:

  • Внедрения новейших технологий, которых в данной стране по каким-либо причинам нет.
  • Создания новых рабочих мест.
  • Обучения местного персонала более высокой культуре производства. В дальнейшем этот опыт может быть применен на отечественных предприятиях, что создаст условия для нового витка развития.
  • Прироста налоговых отчислений в бюджет.
  • Увеличения конкуренции на национальном рынке, которая будет служить стимулом для отечественных предприятий, повышать их эффективность и производительность.

Но лишь некоторые эти ожидания сбываются. Побудительные причины для прямых зарубежных инвестиций будут рассмотрены позже. Как ясно из определения, понятие включает в себя возможность осуществления эффективного управления вложенным капиталом.

В разных странах установлены свои нижние пределы долевого участия, дающего право на это. Подразумевают, что владение определенным пакетом акций обеспечивает результативность контроля и заинтересованность в результате.

Например, в Великобритании и Германии инвесторы, вложившие пятую часть и более от суммы активов предприятия, могут участвовать в управленческой деятельности. В России законы более либеральные – достаточно десятой доли капитала.

Государство устанавливает законодательные ограничения для иностранной инвестиционной активности. Они касаются, в первую очередь, обороноспособности, а также пользования природными ресурсами и эксплуатации объектов культурного национального наследия.

Исторический опыт свидетельствует о том, что государство всегда стремится контролировать деятельность иностранных резидентов на своей территории.

Примерами могут служить многочисленные концессии (форма прямой иностранной инвестиции), привлекаемые в СССР в 20–30 годы. Некоторые из них демонстрировали высокую эффективность, но в своем большинстве они ожиданий не оправдали.

Германская авиастроительная фирма Юнкерс в начале 20-х годов XX века развернула в Советском Союзе производство цельнометаллических пассажирских аэропланов. Ожидалось, что отечественные специалисты получат доступ к прогрессивным технологиям, однако немецкий концерн не спешил делиться ими. Все свелось к крупноузловой сборке завезенных из Германии готовых сложных изделий. К тому же модели самолетов оказались устаревшими. Сотрудничество прекратилось.

Справедливости ради следует отметить, что многие концессии были свернуты по вине советской стороны, создавшей инвесторам невыносимые условия, которые вынуждали их бросать вложенные капиталы.

Другой пример – инвестиция американской компании «Зингер», построившей завод швейных машин в Подольске (1900). Эта концессия принесла большую пользу. Были обучены российские специалисты высокого класса и введены новые стандарты на основе последних на то время методов маркетинга (в частности, послепродажное обслуживание, кредит, гарантия и пр.).

Генри Форд отказался от концессионного соглашения с СССР по причине высоких рисков: пример многих разорившихся концессий отпугнул одного из крупнейших потенциальных инвесторов. В дальнейшем его заводы и технологии пришлось покупать.

Слабое технологическое развитие национальной промышленности приводит к ее стагнации при наличии мощных внешних инвесторов.

Чем прямая иностранная инвестиция отличается от просто прямой

Экономическая терминология в данном вопросе допускает некоторую путаницу понятий. Под обычными прямыми инвестициями подразумевается альтернатива с одной стороны косвенным, с другой – портфельным вложениям.

Косвенные инвестиции совершаются уполномоченными финансовыми структурами от имени инвестора в его интересах. Это означает, что некое физическое или юридическое лицо, обладающее свободным капиталом, обращается в инвестфонд, который и принимает решение о том, во что вложить деньги. Фактически, приобретаются ценные бумаги отечественных или зарубежных компаний по принципу оптимизации соотношения доходности и рисков.

Чаще всего косвенные инвестиции реализуются портфельным методом, когда капитал распределяется между несколькими предприятиями с целью диверсификации источников дивидендов – в этом достоинство такого метода. Недостатком же является отсутствие рычагов влияния на процесс принятия решений.

Косвенный портфельный инвестор подобен пассажиру лайнера, путешествующему с приемлемым уровнем комфорта, но без допуска к штурвалу. Впрочем, многих такой статус вполне устраивает.

Прямые инвестиции в конкретное предприятие дают право на участие в управлении, если доля акций превышает установленные пределы (о них сказано выше).

Иностранные инвестиции по определению предусматривают вложение капитала, принадлежащего нерезиденту. У этого явления есть большое достоинство – оно состоит в увеличении общей суммы оборотного капитала, вращающегося внутри национальной экономики. Чем выше оборот, тем больше прибыли он приносит. Следовательно, наращивание интенсивности привлечения иностранных инвестиций в целом – процесс желательный.

Таким образом, прямые инвестиции и прямые иностранные вложения в экономику страны по своей природе сходны и отличаются лишь некоторыми особенностями регуляторных мер со стороны государственных органов.

Ограничения и льготы, сопровождающие прямое иностранное инвестирование, обусловлены учетом специфики интересов зарубежных инвесторов.

Уникальные характеристики ПИИ по сравнению с другими видами инвестиций:

  • невозможность быстрой ликвидации бизнеса (выхода);
  • большие риски;
  • значительные суммы вложений;
  • продолжительный цикл инвестирования.

Цели прямых иностранных инвесторов

Фактор мотивации является решающим в развитии практически любого процесса. Почему и зачем зарубежные инвесторы вкладывают средства в развитие экономики не своей родины, а другой, чужой для них страны?

Разумеется, иностранные предприниматели, уверяя принимающую сторону в своих глубоких симпатиях, имеют цель в первую очередь максимизировать собственную прибыль. Средством для достижения этого результата могут быть следующие привлекающие факторы:

  • благоприятные фискальные условия принимающего государства;
  • недорогая рабочая сила;
  • наличие квалифицированных кадров;
  • уникальные природные условия;
  • стабильность законодательства и политической обстановки;
  • близость сырьевой базы и источников энергии, а также их дешевизна;
  • специальные льготы, законодательно предусмотренные для прямых иностранных инвесторов;
  • возможность диверсификации производственной деятельности;
  • близость рынков сбыта;
  • любые сочетания вышеперечисленных факторов.

Возможные опасности прямых иностранных инвестиций для реципиента

Следует особо выделить вид прямых иностранных инвестиций, характеризующихся словом «удушающие». Его цель состоит не в развитии предприятия, контроль над которым установлен, а напротив, доведение его до неэффективного состояния. Это особый метод конкурентной борьбы, когда соперника «душат в объятиях».

Другой вариант, обещающий губительные последствия – вложение средств в фирму, обладающую более передовой технологией при меньшей финансовой мощи. Оценив перспективность продукта, крупный инвестор фактически присваивает результат исследований и начинает выпуск продукта уже под собственной торговой маркой.

Политические риски также должны быть учтены. Установление зарубежными резидентами контроля над стратегическими секторами национальной экономики (энергетикой, точным машиностроением, электротехнической промышленностью, ВПК и пр.) противоречит интересам государственной безопасности, независимо от степени дружественности отношений со страной-донором.

Идеальная прямая иностранная инвестиция характеризуется совпадением интересов реципиента и донора. Иными словами, лучший вариант – когда инвестор реально заинтересован в развитии инвестируемого им предприятия.

Чаще всего инвесторам удается сохранить в тайне уникальные технологии, которыми они обладают. Это достигается изготовлением ключевых сложных составляющих на территории страны-донора и поставкой их реципиенту в качестве готовых сборочных единиц или компонентов.

Одним из примеров подобной инвестиционной деятельности может служить компания Coca-Cola, вложившая в российскую экономику около $6 млрд. При этом главный ингредиент напитка (сироп-концентрат) завозится в РФ (и другие страны тоже) в готовом виде из США.

Основные виды и принципы осуществления прямых иностранных инвестиций

Прямые иностранные инвестиции осуществляются в виде нескольких направлений финансовых вложений:

  • Частичное или полное поглощение (покупка) предприятий в странах-реципиентах (филиалов, отделений и представительств).
  • Создание и финансирование дочерних компаний и филиалов.
  • Реинвестирование прибыли уже функционирующих дочерних компаний в новый бизнес.
  • Долгосрочное и краткосрочное льготное кредитование дочерних компаний в странах-реципиентах.
  • Предоставление технологий и нематериальных активов, включая право использования торговых знаков и пр.

Формы ПИИ и организационные механизмы их привлечения

Все ПИИ делятся на две основные формы по признаку широты территориального функционирования: трансконтинентальные и транснациональные.

Трансконтинентальная прямая иностранная инвестиция преследует цель глобального рыночного господства. Финансовые выгоды в виде минимизации издержек в данном аспекте являются фактором второстепенным. Стратегическая задача состоит в обеспечении доминирования товарного знака на обширных территориях, что отрывает долгосрочные перспективы масштабного расширения сбыта.

Цель транснациональных ПИИ состоит в оптимизации производственных расходов. В некоторых случаях продукт, произведенный донором на его территории, недоступен по цене жителям страны-реципиента по причине различия паритетов покупательной способности. Таким образом, коммерческое продвижение становится проблематичным без снижения издержек в валютном исчислении.

В российских условиях ПИИ осуществляются следующими наиболее распространенными способами:

  • Создание СП (совместных предприятий). Чаще всего иностранный инвестор, заинтересованный в развитии проекта, приобретает часть пакета акций, дающую ему право участия в управлении и реформировании фирмы.
  • Создание иностранных предприятий на территории РФ, полностью принадлежащих зарубежным инвесторам.
  • Концессия – организационный механизм привлечения капитала, состоящий в предоставлении прав иностранному инвестору со стороны государства на эксплуатацию ресурсов. Практикуется в случаях, когда требуется приток средств в фондоемкие отрасли. Условием часто является получение инвестором доли произведенной продукции или добытых ресурсов.

Важно осознавать, что инвестирование – процесс двусторонний. Он бывает входящим и исходящим. Низкая инвестиционная привлекательность страны влечет не только снижение объема внешних поступлений капитала, но и его отток за рубеж.

Роль ПИИ в росте макроэкономических показателей велика. Мировой опыт показывает, что опосредованно они влияют на культуру производства и развитие собственных технологий, если специалисты страны-реципиента имеют достаточную квалификацию и готовы к этому.

Условия работы в России для иностранных инвесторов в 2018 году

Сложно переоценить плюсы привлечения инвестиций. Это и дополнительное финансирование крупных проектов, и обмен опытом, и доступ к современным технологиям и новым способам организации производства. Выгоду из вложения средств в экономику другой страны извлекает и иностранный инвестор. Чтобы представлять свои интересы в РФ, вкладчик должен уяснить свои права и ограничения, налагаемые местным законодательством.

Иностранные инвестиции в России

Заграничный капитал оказывает воздействие на национальную экономику, но последствия могут быть не только положительными. К недостаткам инвестиций относятся:

  • подавление местного производства;
  • деградация традиционных отраслей экономики;
  • отсутствие мотивации для разработки собственных технологий;
  • нанесение вреда экологии за счет организации «грязных» производств и т.д.

И в то же время на экономику России положительно влияют:

  • рост объема капиталовложений;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • увеличение числа рабочих мест;
  • расширение ассортимента продукции;
  • приток валюты;
  • дополнительные средства для финансирования госпрограмм;
  • укрепление международной репутации РФ;
  • заинтересованность новых инвесторов и т.д.

Чтобы сократить отрицательные последствия, был принят Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». В нем содержится понятие иностранного инвестора и иностранных инвестиций, обсуждается режим деятельности компаний и другие аспекты вопроса.

Иностранный инвестор: определение

Чтобы быть точными, следует различать термины «иностранный» и «зарубежный» капитал. В первом случае речь идет о средствах заграничных инвесторов, вложенных в экономику России, а во втором — о собственности российских вкладчиков, размещенной за рубежом. Таким образом, иностранный инвестор – это подданный другой страны, апатрид, юридическое лицо или организация, принадлежащая к иному государству.

Инвестиции классифицируются согласно источникам их происхождения, форме собственности и могут быть:

  • частными (осуществляются приватными предприятиями, организациями, банками или отдельными гражданами);
  • государственными (займы и кредиты, предоставленные страной или группой государств).

Собственность иностранного инвестора в Российской Федерации может быть представлена в виде:

  • валюты;
  • недвижимости;
  • движимого имущества;
  • имущественных или корпоративных прав;
  • совместного с российскими вкладчиками предприятия;
  • интеллектуальной собственности;
  • ценных бумаг;
  • прав на проведение хозяйственной деятельности (использование природных ресурсов, земельных участков и других ценностей);
  • услуг;
  • информации.

Как указывается в вышеупомянутом законе, гражданская правоспособность иностранного инвестора-юридического лица определяется законодательством страны, где оно учреждено. То же касается отдельных граждан, лиц без гражданства, международных организаций и других государств. Это значит, что они должны быть наделены правом заниматься заграничной предпринимательской деятельностью в соответствии с законами своей страны и подчиняться требованиям, содержащимся в федеральных актах.

Кто может быть инвестором

На вопрос, может ли иностранный субъект быть инвестором, российским законодательством дается положительный ответ.

Право получить статус субъекта инвестиционной деятельности могут не только инвесторы, но также подрядчики, заказчики, пользователи объектов капитальных вложений и прочие лица, в том числе иностранные.

Стать инвестором можно только в том случае, если сфера инвестирования входит в перечень, предусмотренный законом. Вложение иностранного капитала невозможно в некоторые объекты гражданских прав из-за ограничений в обороте в РФ.

Например, иностранным инвестициям не доступны следующие области капиталовложений:

  1. Приобретение патентов, лицензий, торговых марок зарубежных фирм.
  2. Покупка ценных бумаг, принадлежащих заграничным компаниям или физическим лицам.
  3. Экспорт товаров.
  4. Вложение средств в предприятия, расположенные за пределами РФ.

Если же юридическое или физическое лицо принадлежит к числу тех, кто рассматривается по российскому законодательству в качестве иностранного инвестора, вполне достаточно, чтобы они существовали в правовых формах, признанных действительными в государстве их происхождения. Федеральное законодательство не требует, чтобы их правовая форма соответствовала принятым в России формам организации юрлиц.

Основные объекты инвестирования

Иностранный инвестор вправе вкладывать средства на территории РФ в любой форме, не запрещенной законодательством. Он может принять участие в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности посредством приобретения прав или доли собственности в уставном капитале компании, купить акции, вложить средства в совместные предприятия, выдавать кредиты юрлицам и т. д.

Принято разделять инвестиции на:

  1. Прямые (вклады физических/юридических лиц, полностью владеющих компанией или контролирующих от 10% акций/уставного капитала фирмы).
  2. Портфельные (приобретение на менее 10% паев, акций, векселей, облигаций, относящихся к уставному капиталу компании).
  3. Прочие (инвестиции, которые не относятся к упомянутым категориям вложения капитала: кредиты иностранных инвесторов и прочие поступления средств, принадлежащие международным финансовым организациям, правительствам иностранных государств).

Свыше 60% поступлений сосредоточены в Центральном Федеральном округе. С большим отрывом (8% и 10%) за ним следуют Уральский и Северо-западный Федеральный округ. Хуже всего обстоит дело с инвестированием объектов, действующих на Северном Кавказе (0,03%).

Как свидетельствует статистика, наибольшей популярностью пользуются прямые инвестиции (свыше 40% средств), второе место занимает третья категория капиталовложений (около 37%). Проанализировать рынок возможных вкладов в российские предприятия иностранным инвесторам помогают посредники.

Один из способов привлечь крупные вложения в экономику России — соглашение о разделе продукции (СРП), благодаря которому основными объектами вложения средств остается добыча нефти и газа. На их долю приходится почти 90% всех заграничных инвестиций.

Если инвестор планирует стать пользователем недр, он принимает участие в конкурсе (аукционе), который проводится федеральными органами. Получив в пользование определенный участок, он должен подписать соглашение, в котором указываются:

  • условия сотрудничества;
  • порядок раздела продукции;
  • срок предоставления прав на ведение работ;
  • обязательства инвестора в отношении найма подрядчиков, перевозчиков, рабочих.

Иностранный инвестор, заключивший соглашение о разделе продукции, приобретает права на разработку участка недр, например, месторождения полезных ископаемых. Для него предусматривается особый порядок налогообложения (налог на прибыль и регулярные платежи за пользование недрами).

СРП состоит из двух этапов: периода инвестиций (только внесение платежей) и возврата капитала (налоги и платежи). На втором этапе продукция разделяется на компенсационную и прибыльную, а инвестору начинают возвращаться затраченные средства. Если каждый участник соглашения действует в рамках требований, указанных в законе, инвестору гарантированы стабильные условия работы, а государство получает оговоренную долю продукции.

Правовой статус иностранного инвестора в РФ

Как следует из положений федерального законодательства РФ, зарубежные вкладчики имеют такой же правовой статус, как и российские. Кроме того, государство обещает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов в России будет благоприятным для вкладчиков из-за рубежа. Они могут:

  • самостоятельно определять объемы и направление вкладов;
  • заключать договора с другими инвесторами;
  • владеть и распоряжаться объектами и результатами вложений;
  • передавать по договору/контракту права на осуществление и результаты капитальных вложений;
  • контролировать целевое использование средств;
  • беспрепятственно выводить за пределы РФ средства в иностранной валюте;
  • объединять собственные средства с капиталом других инвесторов и т.д.

Государственная политика в сфере иностранных инвестиций претворяется в жизнь Правительством РФ. Именно этот орган власти:

  • определяет меры по контролю деятельности субъектов;
  • ведает введением запретов/ограничений на осуществление инвестиций и издает законопроекты;
  • решает, какие проекты имеют приоритетное значение;
  • регулирует взаимодействие инвесторов с отдельными субъектами РФ;
  • создает и координирует программы по привлечению новых инвестиций.

Наряду с законом «Об иностранных инвестициях» правовое положение иностранных инвесторов в РФ регулируется многочисленными положениями и подзаконными актами.

К наиболее значимым можно отнести п. 4 ст.1 части первой ГК РФ от 30.11.1994, ст. 210 АПК РФ от 5.05.1995 и ч. 2 ст. 433 ГПК РСФСР от 11.06.1964.

Кроме того, существуют еще и международные (зачастую двусторонние) соглашения, которые оговаривают аспекты взаимного признания прав и обязанностей юридических лиц, определяют их статус, режимы функционирования.

 

Принято выделять два главных типа режимов: абсолютные и относительные, но чаще используется вторая классификация. Самыми распространенными схемами можно считать национальный режим и принцип наибольшего благоприятствования.

Что предусматривает национальный режим

Согласно Конвенции о защите прав инвестора, подписанной 28 марта 1997 г., на иностранных вкладчиков распространяется национальный режим. Принцип этого юридически обязательного положения устанавливается международными договорами и соглашениями, а также федеральными законодательными актами.

Национальный режим, предоставляемый для иностранных инвесторов в РФ, предполагает, что подданные другой страны, лица без гражданства и юридические лица обладают такими же правами и обязанностями, как российские граждане и компании.

Этот принцип закреплен в Гражданском Кодексе и Конституции РФ.

При определении правового статуса иностранных инвесторов национальный режим является главным принципом. Чаще всего он применяется в отношении:

  • авторских и смежных прав;
  • хозяйственной деятельности иностранных вкладчиков;
  • товаров иностранного производства;
  • свободного доступа в судебные органы;
  • правовой помощи;
  • социального обеспечения.

Правительство устанавливает границы применения этого принципа с учетом интересов страны, а также с целью исключить злоупотребление иностранными вкладчиками своими правами. Различают следующие виды изъятий для иностранных инвесторов: изъятия стимулирующего и ограничительного характера. Указанные меры и льготы устанавливаются российским законодательством.

В чем заключается принцип наибольшего благоприятствования

В отличие от национального режима, стирающего грань между правами заграничных и отечественных инвесторов, принцип наибольшего благоприятствования уравнивает положение зарубежных организаций и иностранных граждан. В то же время привилегированный правовой режим, в частности, предоставляет иностранным инвесторам одной страны те же права, что получили вкладчики другого государства. Все они вправе рассчитывать на льготы при ввозе оборудования и сырья, освобождение от таможенных налогов и пошлин и т.д.

Воспользоваться преимуществами этого режима могут инвесторы, вкладывающие средства в слаборазвитые отрасли экономики, предприятия, расположенные в труднодоступных регионах со слаборазвитой инфраструктурой и требующие крупных капиталовложений.

Ограничения, предусмотренные для иностранных инвесторов

Чтобы не допустить возникновение разрушительных последствий для экономики государства, в РФ существует комплекс мероприятий, контролирующих процесс и сферы вложения капитала. Так, в России практикуется:

  • запрет на допуск иностранных инвесторов в стратегические отрасли экономики;
  • процедура аккредитации, нотификации и лицензирования;
  • запрет на ведение деятельности в определенных сферах экономики;

  • обязательное долевое участие государства в предприятиях, финансируемых зарубежным вкладчиком;
  • установление особого фискального режима;
  • применение концессионных соглашений;
  • контроль всех видов деятельности иностранного инвестора, связанных с разработкой недр и естественных богатств.
  • Кроме того, государственные органы следят за соблюдением требований, предъявляемых к вкладчику.

    Банковская деятельность

    Российские власти не возражают против вложения средств нерезидентов и иностранных компаний в уставной капитал отечественных банков. Однако если раньше максимальная доля капитала достигала 50%, то с января 2016 года, согласно порядку, указанному в ст. 18 закона № 372-ФЗ «О банках и банковской деятельности» предельный объем таких вкладов составил 13,44%. Эта цифра обусловлена обязательствами, принятыми РФ при присоединении к ВТО.

    Некоторые иностранные инвестиции не учитываются при определении квоты. Как сообщает Центробанк России, доля участия иностранного капитала будет рассчитываться ежегодно.

    В инвестировании медиа-бизнеса

    С 2016 года вступили в силу поправки в законе о средствах массовой информации. Согласно этому документу, доля иностранного капитала в российских СМИ не может превышать 20%, хотя до этого времени она составляла 50%.

    Действие этих поправок затронуло около 1 000 СМИ с иностранными акционерами. Ограничение вынудило крупные компании пересмотреть структуру акционеров или сменить собственников. Изменения коснулись холдинга «СТС Медиа», печатной прессы (российского издания Forbes, «Ведомостей», The Moscow Times). Рынок покинули NBC Universal и AMC Network.

    Участие в страховом бизнесе

    Страхование — особая отрасль экономики, цель которой состоит не только в защите имущественных интересов российских граждан и юридических лиц, но и в создании прочной хозяйственной среды, без которой невозможен экономический рост. Страховой бизнес способствует укреплению финансовой системы РФ за счет постоянных инвестиций в экономику, в том числе иностранных.

    Государство строго регламентирует деятельность зарубежных субъектов в страховой отрасли, органы страхового надзора контролируют объем рынка данных услуг (квоты на допустимый размер доли иностранных инвестиций).

    Квота рассчитывается как отношение размера вклада инвестора и их дочерних обществ в уставном капитале страховых компаний (СК), к совокупному уставному капиталу СК. Как указывается в п.3 ст.6 Закона «Об организации страхового дела в РФ», если указанная квота составляет более 50%, органы страхового надзора не лицензируют деятельность СК, являющихся дочерними обществами по отношению к основным организациям-инвесторам или те, у которых доля инвесторов в уставном капитале превышает 49%.

    Этот же документ гласит, что оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций страховых компаний может осуществляться только в российских рублях.

    В добыче алмазов

    Территории, на которых находятся месторождения алмазов, входят в перечень участков недр федерального значения, поэтому получить право на разработку смогут только лицензированные компании.

    Как следует из поправок в федеральный закон «О недрах», доступ к месторождениям предоставляется компаниям, в которых инвесторы из-за границы контролируют не более 25% капитала.

    Раньше этот порог составлял 10%, но чтобы привлечь стратегических зарубежных вкладчиков в добывающие отрасли, пришлось пойти на уступки. Хотя увеличение доли заграничных инвесторов в управлении компанией не позволит им принимать ключевые решения, эти изменения позволят стимулировать процесс изучения недр и производства минерально-сырьевой базы РФ.

    Инвестирование в стратегические общества

    Российское законодательство не запрещает вкладчикам осуществлять инвестиции в виде покупки долей (акций) в уставных капиталах хозяйственных обществ (ХО) со стратегическим значением, и совершении других сделок, предоставляющих им контроль над такими обществами. В ноябре 2014 года Президент РФ подписал проект поправок в закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ, который упрощает порядок инвестиций, но в то же время предписывает:

    • согласовывать сделку с Правительственной комиссией (ст. 7);
    • уведомлять уполномоченный орган исполнительной власти о совершаемой сделке (ст. 14).

    Порядок уведомления содержится в постановлении Правительства РФ от 27.10. 2008 № 795 и предусматривает передачу данных о компании, обладающей акциями (долями) в ХО, и о лицах, контролирующих его.

    В сфере землепользования

    Принцип национального режима распространяется и на вопросы права собственности. В целом, инвесторы могут покупать и отчуждать имущество, отдавать его в залог, владеть и пользоваться им на тех же условиях, что российские граждане и юридические лица, но при некоторых ограничениях.

    Как правило, эти ограничения затрагивают право собственности на землю. В главе 1 Закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» говорится, что такие лица не могут приобретать в собственность земельные участки, входящие в перечень земель сельхозназначения.

    Льготы для вкладчиков

    Налоговые льготы — очередной способ стимулирования зарубежных владельцев капитала. Предоставление иностранным инвесторам льготных кредитов или гарантий по кредитам является для них отличной финансовой мотивацией.

    Размер и условия предоставления льгот зависят от доли вкладчика в уставном капитале организации. Согласно ст. 5. закона «Об иностранных инвестициях в РФ», если инвестор владеет 10% и более доли в уставном капитале организации, то при реинвестировании он может пользоваться всеми льготами, перечисленными в этом законе. Аналогичные условия распространяются на российские компании, получающие статус организации с заграничными вкладами.

    Кроме того, льготы для иностранных инвесторов могут быть нетарифного характера. Например, если капитал компании на 30% состоит из зарубежных инвестиций, она вправе экспортировать произведенную продукцию без лицензии.

    Региональные льготы

    Федеральные власти допускают, чтобы органы самоуправления субъектов РФ в пределах своих полномочий на региональном уровне:

    • предоставляли зарубежным вкладчикам льготы и гарантии;
    • финансировали и иными способами поддерживали инвестиционные проекты иностранных вкладчиков.

    Для этого они могут использовать местные бюджетные средства, бюджеты субъектов РФ и внебюджетные материальные ресурсы.

    Налоговые уступки для резидентов особых экономических зон

    Как сообщается на сайте Минэкономиразвития РФ, для резидентов особых экономических зон предусмотрены специальные льготы. Так, они облагаются пониженными налоговыми ставками на прибыль, на 5-10 лет (в зависимости от зоны) освобождаются от уплаты налога на имущество, если оно создано или куплено для ведения бизнеса на территории зоны, находится и используется в пределах этой зоны;

    Некоторые субъекты РФ освобождают резидентов от уплаты транспортного налога.

    На федеральном уровне вкладчики на срок от 5 до 10 лет могут быть освобождены от уплаты земельного налога, если участок находится на территории особой зоны.

    Кроме того, некоторые инвесторы могут получить дополнительные льготы в виде ускоренной амортизации и пониженных тарифов страховых взносов.

    Льготы для предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности

    Ст. 16. закона об инвестициях содержит перечень льгот при уплате таможенных платежей и другие уступки. Чтобы их получить, инвесторы должны реализовать приоритетные инвестиционные проекты (крупные вложения в производственную и социальную инфраструктуру, высокотехнологичные секторы обрабатывающей промышленности) в согласии с таможенным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах.

    Так, ввоз в РФ оборудования и запчастей к нему не облагается налогами, если это имущество является вкладом в уставной капитал организации.

    Привилегии для резидентов «Сколково»

    Выгодно ли инвесторам участвовать в проекте «Сколково»? В последние годы этот комплекс стал центром российской инфраструктуры развития научно-технических инноваций. Участников проекта ожидают привлекательные налоговые уступки.

    К тому же, согласно поправкам к закону от 28.09.2010 №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»», предельная доля участия заграничных юридических лиц в уставном капитале малых и средних предприятий возросла с 25 до 49%.

    Принципы налогообложения иностранных инвесторов

    Как указано в ст. 246 Налогового кодекса РФ, инвесторы, ведущие бизнес в России через представительство и получающие доход, должны уплачивать налог на прибыль. Налоговые агенты обязаны вовремя перечислять налоги в бюджеты или внебюджетные фонды, информировать налоговиков о невозможности взыскать налог с налогоплательщика, учитывать выплаченные налогоплательщикам доходы и т. д.

    Юридические лица, который получают инвестиции из-за рубежа, должны своевременно предоставлять в Банк России данные о прямых инвестициях, в том числе идентификационный код прямого инвестора в иностранном государстве и другие сведения о предприятии прямого инвестирования. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей считается нарушением законодательства РФ.

    Чтобы привлечь инвестиции и увеличить налогооблагаемую базу, некоторые субъекты РФ (Новгородская и Тверская области, Чувашия, Татарстан, Санкт-Петербург и Екатеринбург) практикуют налоговые каникулы для иностранных инвесторов — полное или частичное освобождение от уплаты налога на прибыль на определенный период после вложения средств. Временное ограничение притока денег в бюджет компенсируется благодаря созданию дополнительных рабочих мест, развитию инфраструктуры и производства, внедрению передовых технологий.

    О правах иностранных инвесторов

    Зарубежный вкладчик обладает немалой свободой действий на территории РФ. Например, он

    вправе приобретать акции коммерческих организаций и государственные ценные бумаги, принимать участие в приватизации объектов собственности, арендовать земельные участки, использовать недвижимость и природные ресурсы страны. Более того, в российском законодательстве содержатся основные гарантии прав заграничных вкладчиков на территории государства.

    В соответствии с законами РФ, иностранный инвестор имеет право вывезти из страны имущество и информацию, первоначально ввезенные в Россию в качестве иностранной инвестиции.

    В этом случае на него не распространяются принципы квотирования, лицензирования и применения других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

    Рассмотрим подробнее основные права зарубежных вкладчиков.

    Суброгация

    Главная проблема международного инвестиционного права — обеспечение защиты вкладов. Ни один инвестор, вкладывающий капитал в нестабильную российскую экономику, не застрахован от применения ограничений или мер принудительного изъятия: национализации, реквизиции и т.д.

    В какой-то мере защитить права иностранного инвестора может принцип суброгации, который действует в инвестиционном законодательстве праве отдельных стран и международном праве.

    Риски могут быть политическими/некоммерческими (военные действия, гражданские беспорядки, национализация и другие формы принудительного изъятия собственности). Обычно страхованием инвестиций в этом случае занимаются государственные или международные страховые организации, действующие от имени страны-экспортера капитала.

    Схема гарантирования инвестиций на национальном и международном уровнях подразумевает заключение страхового договора между инвестором и гарантирующим органом.

    Компенсация при реквизиции или национализации

    В целом имущество вкладчиков нельзя изъять, реквизировать или национализировать. Инвесторы вкладчики вправе требовать возмещения убытков, понесенных из-за незаконных действий или бездействия государственных органов и должностных лиц.

    При реквизиции или национализации имущества иностранному инвестору выплачивается полная стоимость реквизируемого имущества и другие убытки. Если обстоятельства, в связи с которыми производится реквизиция, больше не действуют, зарубежный вкладчик может обратиться в суд с требованием возвратить сохранившееся имущество. При этом он обязан вернуть полученную сумму компенсации, учитывая потери от снижения стоимости собственности.

    Компенсация за изъятие инвестиций, предоставленных иностранными инвесторами, должна выплачиваться в предельно короткие сроки, без необоснованной задержки.

    Применение стабилизационной оговорки

    Для налогообложения инвесторов характерно действие «стабилизационной оговорки» — важной гарантии инвестиций, направленной против ужесточения налогового бремени. Эта особенность налогообложения учитывается и применяется судами, рассматривающими споры, связанные с защитой иностранных инвесторов.

    Применение стабилизационной оговорки к иностранному инвестору защищает интересы вкладчика от ужесточения законов страны-реципиента, регулирующих режим инвестиций. Если национальное законодательство изменяется в неблагоприятном для инвестора направлении, он может рассчитывать на отсрочку применения этих изменений.

    Впервые стабилизационная оговорка обсуждалась в ст. 14 Закона РСФСР от 26.06.1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Ее применение в новом Законе об иностранных инвестициях зависит от ряда условий. Этот принцип:

    • распространяется на коммерческие организации с заграничными инвестициями в объеме не менее 25% в уставном капитале и на инвесторов/организации, вложивших средства в приоритетные проекты.
    • применяется при ужесточении совокупной налоговой нагрузки или режима запретов и ограничений в отношении зарубежных вкладов по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на дату начала финансирования проекта;
    • гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта (не более 7 лет со дня начала инвестирования капитала в проект).

    Использование доходов от инвестиций

    Иностранный инвестор может свободно использовать свои доходы и прибыли на территории РФ для любых не противоречащих российскому законодательству целей. Перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других полученных средств в иностранной валюте, а также реинвестирование полученной прибыли инвесторами нерезидентами относится к основным правам вкладчиков.

    Доходами от инвестиций считаются:

    • прибыль, дивиденды, проценты;
    • денежные суммы, полученные во исполнение обязательств по договорам и другим сделкам;
    • средства, полученные вкладчиком после ликвидации компании или отчуждения вложенного имущества, имущественных прав и интеллектуальных прав;
    • компенсации, предусмотренные ст. 8 закона об иностранных инвестициях.

    Как осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций

    В связи с возможным возникновением проблем в инвестиционном праве законодательство РФ регулирует правоотношения в сфере вложения заграничного капитала. Зарубежные инвесторы и коммерческие организации, получившие инвестиции, подчиняются общим и специальным нормам налогового законодательства России (Налоговый Кодекс, федеральные законы, инструкции МНС и Госналогслужбы России.).

    Правоотношения в этой сфере также координируются международными договорами. При этом нужно учитывать, что нормы международных соглашений важнее требований российского законодательства.

    Международно-правовое регламентирование вкладов

    Главными документами в сфере инвестиционной деятельности считается Вашингтонская конвенция (18.03.1965) «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами иностранными лицами» и Сеульская конвенция (11.10.1985) «Об учреждении Многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций».

    Механизм защиты прав иностранных инвесторов по Сеульской конвенции позволяет им застраховать свои вклады в Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций (МАГИ) от утраты инвестиций в результате:

    • войн/гражданских беспорядков;
    • национализации;
    • нарушения договора государством-реципиентом (в области концессионных соглашений);
    • запрета государства на конвертацию местной валюты в свободно конвертируемую.

    В случае наступления указанных условий МАГИ выплачивает инвестору компенсацию и перенимает право требования к принимающему государству. Частноправовой конфликт становится публично-правовым спором между агентством и страной-реципиентом. Объем страхового возмещения определяется условиями договора страны с МАГИ.

    Внутригосударственное регулирование инвестиций

    Зарубежные вкладчики обладают почти такими же правами, что и резиденты РФ. Государственные гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России регламентируются Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. от 18.07.2017) «Об иностранных инвестициях в РФ».

    Национальное регулирование основывается на использовании норм административного и гражданского права, а также специальных законов, регулирующих инвестиционную деятельность.

    Российское законодательство предоставляет прямым иностранным инвесторам гарантии с учетом взаимных интересов, обеспечивает отсутствие дискриминации, содержит многочисленные положения о защите от разного рода рисков, подробно оговаривает условия национализации частной собственности, предоставляет благоприятные налоговые, таможенные и административные льготы.

    Следует также упомянуть, какие гарантии прав иностранных инвесторов содержит Конституция РФ. Согласно положениям ч. 4 ст. 15 этого документа, международные договоры — составная часть правовой системы страны. Это значит, что гарантировать заграничных вкладчиков призваны договоры с другими государствами о поощрении и взаимной защите инвестиций, соглашения об избежании двойного налогообложения, подписанные Российской Федерацией, и другие нормативные акты.

    Способы разрешения споров в России

    Если у заграничных вкладчиков возникают споры относительно осуществления инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разбирательства проводятся согласно международных договоров Российской Федерации и федеральных законов в:

    • суде;
    • арбитражном суде;
    • международном арбитраже (третейском суде).

    Нужно учитывать, что нет единой международной процедуры, регулирующей рассмотрение инвестиционных споров, а также общепризнанного и общеприменимого права.

    Антимонопольное законодательство и иностранные вкладчики

    Зарубежные инвесторы обязаны соблюдать антимонопольное законодательство РФ. Это означает, что они не будут допускать возникновение нечестной конкуренции и ограничительной деловой практики. К подобным действиям относятся:

    • создание коммерческой организации с зарубежными инвестициями или филиала заграничного юридического лица для производства товара, пользующегося повышенным спросом, и последующая самоликвидация с целью внедрить на рынок аналогичный товар иностранного происхождения;
    • злонамеренное соглашение о ценах/распределении рынков сбыта товара/участии в торгах (аукционах, конкурсах).

    Действительно ли Россия за год стала привлекательнее для иностранных инвесторов: Видео

    http://delen.ru/investicii/prjamye-inostrannye-investicii.html
    http://immigrationtorussia.com/dlya-inostrantsev/biznes/ysloviia-raboty-v-rossii-dlia-inostrannyh-investorov-v-2018-gody

    Тинькофф DRIVE [credit_cards][sale]

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *