Правовое регулирование инвестиционной деятельности

 

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ

Инвестиционная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики. Именно благодаря инвестициям появляются новые промышленные объекты, торговые центры, научно-исследовательские лаборатории.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» с изменениями и дополнениями не противоречащими Федеральному закону от 25.02.1999 N 39-ФЗ ;
  • Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (с изм. и доп.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
  • Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (с изм. и доп.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (с изм. и доп.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и др.

Кроме этих четырех законов существует множество подзаконных актов, инструкций и других нормативно- правовых документов, поясняющих права и обязанности инвесторов.

Совет! Инвестиционное законодательство перекликается с другими нормативно-правовыми актами, поэтому стоит изучать не только общие законы, касающиеся инвестиционной деятельности, но и законодательство в области предполагаемых инвестиций.

Механизм инвестиционного регулирования

Направления регулирования инвестиционной деятельности

Правовое регулирование инвестиций в РФ охватывает большой спектр вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, что способствует эффективной защите инвесторов.

Условно, нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность можно разделить на законы, регламентирующие:

  • инвестиционную деятельность, осуществляемую нерезидентами;
  • инвестиционные операции, осуществляемые резидентами .

Непосредственно для иностранных инвесторов разработан закон об иностранных инвестициях, регламентирующий их деятельность на территории страны.

Особенности правового регулирования инвестиционной деятельности в РФ предполагают возможность инвестирования финансовых средств в форме:

  • инвестирования в капитальное строительство;
  • покупки ценных бумаг;
  • создание совместного предприятия и др.

Безусловно, покупка ценных бумаг иностранными инвесторами является не самым лучшим направлением инвестирования, так как в этом случае не создается «нового продукта». Это краткосрочные инвестиции, которые быстро приходят и быстро уходят из страны.

Государство заинтересовано в инвесторах, которые создают новые производства, привозят с собой новые технологии и внедряют их на отечественных предприятиях. Другим важнейшим направлением инвестиционной деятельности, стимулируемым государством является модернизация производства.

К сожалению, на многих отечественных предприятиях стоит морально и физически устаревшее оборудование, которое необходимо менять, так как современное производство без новейшего оборудования в принципе не возможно.

Совет! Государственное регулирование в России имеет множество подзаконных актов, которые не всегда входят в перечень актов, рекомендуемых для ознакомления инвестору, поэтому стоит внимательно читать отсылочные нормы законов.

Основы правового регулирования инвестиционной деятельности регламентируют:

  • порядок использования имеющихся на территории производственных факторов, которые могут быть использованы в инвестиционной деятельности;
  • движение финансовых средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов;
  • порядок налогообложения, льготы и государственные гарантии;
  • нормативно правовую базу инвестиционной деятельности.

Методы государственного регулирования инвестиций

Методы правового регулирования инвестиционной деятельности включают в себя:

  • регулирование инвестиций в форме движения финансовых средств;
  • регулирование объектов инвестирования;
  • экспертизу инвестиционных проектов;
  • государственный контроль за соблюдением принятых норм и стандартов;
  • контроль за соблюдением правил обязательной сертификации;
  • регулирование инвестиционной активности отечественных инвесторов за рубежом;
  • оценку законности амортизационной политики;
  • систему льготного кредитования;
  • налоговое стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности;
  • контроль и регулирование участия инвесторов в приватизации;
  • предоставление необходимой финансовой помощи.

В осуществлении грамотной инвестиционной политики велика роль государства, которое занимается решением таких вопросов как:

  • формирование оптимальной налоговой системы, отвечающей всем целям и задачам государства и инвесторов;
  • разработка специальных налоговых режимов, стимулирующих деятельность инвесторов;
  • обеспечение льготных условий использования природных ресурсов государства, в тех случаях, когда ожидается позитивное влияние инвестиционной деятельности на экономику;
  • стимулирование лизинговых операций;
  • создание системы переоценки основных фондов организаций и предприятий.

Одним из проблемных направлений является нестабильность налоговой системы. Формально Правительство не меняет налогообложение предпринимателей, но количество всевозможных сборов постоянно увеличивается. Часто инвестор просто не в состоянии уследить за всеми нововведениями.

Природные ресурсы часто достаются лишь государственным компаниям, а предприниматели не имеют возможности использовать их по приемлемым ценам.

Особенности регулирования деятельности иностранных инвесторов

Система правового регулирования инвестиций в Российской Федерации регламентирует инвестиционную деятельность не только резидентов РФ, но так же и деятельность иностранных инвесторов. Иностранные инвесторы имеют ограничения при инвестировании на территории РФ, связанные с ограничением доли участия в отдельных видах предприятий на территории страны.

Инвесторы имеют возможность осуществлять капитальные вложения в следующих видах:

  • вкладывать финансовые средства в новое строительство;
  • осуществлять реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий;
  • приобретать машины, оборудование, инвентарь, инструменты;
  • проводить проектно-изыскательские работы и др.

Правовое регулирование инвестиции позволяет избежать различных нарушений и является инструментов разрешения споров. К сожалению, российская система не всегда отвечает реалиям времени, поэтому многие инвесторы предпочитают регистрировать компании в странах с английской правовой системой, максимально защищающей собственность и интересы инвесторов.

Проблемы и перспективы регулирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность: проблемы правового регулирования связаны с тем, что, несмотря на важность регулирования инвестиционной деятельности, некоторые положения регламентируются еще законодательством РСФСР.

Инвестиционный климат России пока не является максимально благоприятным для инвесторов. Большой проблемой остается непрозрачность процедур, коррупция, проблемы правоохранительной и судебной систем.

Неустойчивость банковской системы так же является преградой к улучшению инвестиционного климата, так как существуют большие сложности с получением долгосрочных кредитов под приемлемую ставку. Инвестиции в производство дают отдачу через много лет, а не очень высокая рентабельность производства не позволит выплачивать высокие проценты по кредитам.

В перспективе большое влияние на объем инвестиций будет оказывать международная политическая и экономическая ситуация. Девальвация российской валюты не позволяет в ближайшей перспективы увеличить иностранные инвестиции, поэтому необходимо создавать привлекательные условия для отечественных инвесторов и искать новые способы финансирования.

В последние годы государство стало создавать зоны опережающего развития, технопарки, инвестиционные площадки, инвестиционные фонды и агентства, которые призваны облегчить инвесторам работу на отечественном рынке.

Совет! Новые формы инвестирования, предлагаемые государством, бывают достаточно выгодными, поэтому не ленитесь, изучайте информацию.

Формы инвестиционной деятельности

  1. От чего зависит форма инвестиционной деятельности?
  2. Правовые формы
  3. Классификация основных форм
  4. Формы регулирования

Инвестиционная деятельность это одна из форм предпринимательской деятельности из-за своей нацеленности на получение материальных благ и выгод. Те процессы, способы и пути достижения, которые использует собственник инвестиционного капитала, называются её формами.

Формы инвестиционной деятельности могут различаться в зависимости от организационно-правовой формы, которой обладает инвестор, а также формы его собственности.

Правовые формы

Организационно-правовой статус ограничивает инвестора и определяет доступные способы использования его имущества. Каждая организационно-правовая форма имеет особенности.

Рассмотрим классификацию основных правовых форм инвестиционной деятельности, существующих в Российской Федерации:

  • государственная.
    Собственником капитала выступает государство, подчиненные ему гос компании и другие уровни государственного управления. Инвестиции осуществляются за счет средств федерального бюджета либо бюджетов других уровней, внебюджетных фондов, заемных средств. Второй вариант реализации государственных вложений предстаёт в форме инвестиций крупных государственных компаний за счет собственных ресурсов
  • частная.
    Инвестиции осуществляют как физические, так и юридические лица страны, на территории которой они проживают. Это самая распространенная и наиболее перспективная форма инвестиций с точки зрения экспертов. Перспективность объясняется использованием индивидуальных инвесторов именно такого метода инвестирования. Чем больше частных инвестиций в стране, тем выше её инвестиционная привлекательность. Развитие данной формы способно существенно простимулировать рост экономики страны. Инвесторами выступают население, компании, предприятия, коммерческие и некоммерческие образования, религиозные и общественные организации
  • смешанная.
    Инвестиционную деятельность ведут и государственные и частные компании, как отечественные, так и иностранные. Другими словами данная форма доступна для любого типа инвесторов
  • совместная форма деятельности.
    Инвестиционные проекты реализуют государственные компании в содействие с крупными частными предприятиями и фондами на равных правах и на основе заключенных соглашений. Целью таких вложений является достижение результатов, удовлетворяющих обе стороны. Частные инвесторы, принимающие участие в таких проектах получают определенные преимущества перед другими участниками рынка в виде льгот от государства.

Классификация основных форм

Различие в организационно-правовой форме инвестора не единственный признак, который влияет на форму его инвестиций. Форма вложений будет зависеть от сектора или отрасли экономики, куда вкладываются средства, от источников формирования инвестиционных ресурсов, срока и конечного объекта инвестиций.

Одним из самых привлекательных направлений вложения исторически выступает реальный сектор экономики. Прямые инвестиции способствуют развитию экономики страны и обогащению участвующих инвесторов.

В таком случае инвестиционной деятельности предстаёт в следующих формах:

  • инвестиции в модернизацию и реконструкцию производства
  • инвестиции в создание новых объектов основного фонда/расширение производства.

Формы инвестиций в зависимости от срока их осуществления:

В зависимости от актива:

  • формы реальных инвестиций (объекты реального сектора экономики)
  • формы финансовых инвестиций (ценные бумаги и финансовые инструменты)
  • формы инновационных инвестиций (вложения в проекты, способные создавать оригинальные и нигде не встречающиеся товары и услуги).

На основе характера участия собственника инвестируемых средств выделяют:

  • самостоятельную инвестиционную деятельность (все этапы инвестирования лежат на плечах инвестора, от анализа и оценки актива до реализации инвестиционного процесса)
  • опосредованную (часть либо весь процесс инвестирования осуществляется третьими доверенными лицами, которыми могут выступать инвестиционные фонды, брокеры, управляющие компании и т.д.)

Формы регулирования

Инвестиции могут быть охарактеризованы достаточно большой свободой выбора в принятии решений. Речь идет о свободе выбора в активе (объекте) инвестиций, сумме вложений, разнице в сопутствующих рисках и доходах, которые могут получить участники этого процесса.

Всё это наводит на мысль о регулировании инвестиционной деятельность. Регулирование осуществляется с целью защиты прав всех её участников, защиты капиталов и свободном использовании результатов инвестиционного процесса.

Существует ключевая форма регулирования инвестиционной деятельности со стороны государства, а именно правовая.

Занимается этим регулированием государство и органы его самоуправления. В сложные и кризисные периоды регулирование усиливается и ослабевает в периоды роста и подъёма. Государство может регулировать инвестиционную деятельность в стране напрямую, путем личного участия, либо косвенно, путем создания механизмов, влияющих на процесс.

Цели и задачи государственного регулирования:

  • влияние на экономику страны
  • контроль над отсутствием негативных явлений в экономике и предпосылок их формирования.

Рассмотрим основные моменты косвенного регулирования со стороны государства:

  • внимательное отслеживание и препятствие образованию монополий на рынке
  • допущение использования инструмента — финансовый лизинг
  • постоянное совершенствование системы налогообложения
  • создание и развитие льгот и поощрений для участников инвестиционной деятельности
  • предоставление участникам инвестиционного процесса возможности объединяться и создавать собственные инвестиционные фонды
  • сохранение и защита интересов и прав всех участников любой формы инвестиционной деятельности
  • совершенствование прозрачности ведения бизнеса, создание системы публикации отчетности о проделанной работе и т.д.

Примерами прямого государственного регулирования выступают:

  • использование инструмента приоритетных инвестиционных проектов
  • система государственных займов, субсидий, грантов, дотаций
  • предоставление государственных гарантий
  • разработка стандартов и процедуры экспертной оценке инвестиционных проектов на соответствие законодательству Российской Федерации
  • формирование перечня проектов, реализуемых для удовлетворения государственных потребностей.

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности базируются на федеральном законе № 39 ФЗ «Об инвестиционной деятельно в Российской федерации, осуществляемой в форме капиталовложений», а также законе, регулирующем инвестиционные операции.

Создание хороших предпосылок для успешной инвестиционной деятельности в стране, создание благоприятного инвестиционного климата и равенства прав всех участников инвестиционного процесса положительно воздействует на сферу инвестиций. Это стимулирует появление большего числа разнообразных форм деятельности, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие инвестирования в стране.

Финансово-правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов Прокудин Антон Александрович

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Прокудин Антон Александрович. Финансово-правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.14. — Москва, 2007. — 176 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-12/1565

Содержание к диссертации

Глава 1. Правовые основы деятельности инвестиционных фондов: понятие н их место в финансовой системе.

1. Развитие форм коллективного инвестирования . 13

2. Формы коллективного инвестирования за рубежом . 32

3. Понятие и виды инвестиционных фондов в России. 56

4. Место инвестиционного фонда как подинститута в системе права. 66

Глава 2. Государственное регулирование деятельности инвестиционных фондов: финансово-правовые аспекты .

1. Особенности размещения средств инвестиционных фондов. 77

2. Финансово-правовое регулирование пассивов инвестиционных фондов . 95

3. Правовые основы структуры деятельности инвестиционных фондов и контроль за ней. 108

4. Правовое регулирование представления информации о деятельности инвестиционных фондов. 128

Приложение № 1. Классификация распространенных форм коллективного инвестирования и их особенности 151

Приложение № 2. Ограничения на максимально допустимые вложения активов ИФ в зависимости от вида ИФ 153

Приложение №3.0 происхождении доверительного управления имуществом 157

Введение к работе

Развитая экономика, к которой движется наша страна сегодня, повышает доходы населения. В условиях низких процентных ставок, которые даже ниже уровня инфляции, возникает немаловажный вопрос о сбережении и приумножении этих средств. Формирующаяся рыночная экономика дает новые возможности инвестирования средств в развитие экономики и получения высоких доходов от их вложения. Формой таких инвестиций являются паевые и акционерные инвестиционные фонды (ПИФы и АИФы), а также объединенные фонды банковского управления (ОФБУ). От имени инвестиционных фондов выступают управляющие компании, имеющие лицензию Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) на осуществление этой деятельности, а от вторых — коммерческие банки.

За рубежом аналогичные учреждения уже давно заняли достойное место в финансовой системе и позволяют приумножать средства населения.

Российское государственное регулирование во многом преобразилось с принятием Федерального Закона «Об инвестиционных фондах» в 2001 г., а также последовавших подзаконных актов в этой области. Однако многие проблемы требуют продолжения деятельности ФСФР по принятию новых нормативных актов, а также по замене существующих в целях исключения имеющихся противоречий и коллизий норм права. Иностранное законодательство, более развитое в этой области, чем российское, представляет собой огромный блок системы зарубежного регулирования средств коллективного инвестирования. Российское право до сих пор не знает таких правовых образований, как хедж-фонды, профессиональные инвесторы и др., а

они занимают важное место в зарубежных финансовых системах, управляя многомиллиардными активами.

 

Иностранные инвестиционные фонды, на долю которых сегодня приходится более половины сделок с акциями крупных российских компаний, помогают этим компаниям получать огромные средства через механизмы выпуска акций (прежде всего IPO — «initial public offering» — первичное размещение ценных бумаг). Компании могут направлять их на расширение деятельности, а также на финансирование новых производств. Наличие развитой системы инвестирования средств населения в экономику сегодня является одной из целей государственной политики в финансовой сфере, поскольку способствует ее развитию и увеличению благосостояния населения.

Дальнейшее развитие финансовой системы путем создания надстроек над существующей финансовой архитектурой будет невозможно без развития таких посредников, как инвестиционные фонды, ОФБУ и сети индивидуальных финансовых консультантов. Правовой системе нельзя отставать от возникающих новых потребностей финансового рынка. Если законодатель не будет создавать передовые правовые институты в финансовом праве, то это замедлит развитие финансовой системы и экономики страны. Неразвитость таких специфических институтов, как банковские пулы в российском финансовом праве, пока остается серьезным препятствием для развития экономики страны.

Состояние научной разработанности темы. Российский фондовый рынок и рынок коллективных инвестиций переживают этап активного развития. Отсутствие до недавнего времени интереса к коллективным инвестициям, как и к инвестициям вообще со стороны гражданского населения, привело к запоздалому развитию правовой базы, регулирующей эту потребность.

До 1996 года деятельность инвестиционных фондов регулировалась исключительно письмами Минфина России, а также телеграммами и распоряжениями Госкомимущества РФ. После 1996 года нормативную базу начала разрабатывать впервые созданная Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). С принятием Федерального закона «Об инвестиционных фондах» в 2001 году ситуация резко изменилась. Законодатель обратил внимание на этот абсолютно неразвитый сегмент финансовой системы страны и принял меры для его развития. До сих пор Федеральная служба по финансовым рынкам разрабатывает и принимает все новые нормативные документы, регулирующие деятельность инвестиционных фондов, а Банк России — объединенных фондов банковского управления. Появились первые учебные пособия и диссертации по вопросам коллективных инвестиций. Данная диссертация является первым исследованием правовых форм регулирования коллективного инвестирования в России.

В работе автор опирался на современные достижения общей теории государства и права, отраслевых наук — финансового, административного, гражданского, предпринимательского, банковского права, а также общей теории рынка ценных бумаг и денежного обращения, включая зарубежный опыт в этих областях. Настоящее исследование оказалось бы невозможным без выводов и обобщений, содержащихся в трудах следующих авторов: Н.М. Артемова, Е.М. Ашмариной, А.Б. Были, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, А.Н. Козырина, С.Г. Пепеляева, Г.П. Толстопятенко, Н.И. Химичевой, и др. Отдельные обобщения в области экономических исследований и иностранного регулирования коллективных инвестиций основываются на работах А.Е. Абрамова, М. Баффет, Ч.Р. Гейсст, Ч.А. Дайса, Р.А. Кроуэлла, Дж.М. Леба, Б.Б. Рубцова, Ж.А. Садковой, О.Н. Складневой, Дж. Сороса, Дж.Б. Стюарт, Ф. Фабоцци, Р.Г. Хангстрема, О.В. Хмыз, У.Ф. Шарпа, У.Дж. Эйтмана.

Источниковедческую базу данного исследования образуют следующие материалы:

нормативные акты и другие источники отечественных правовых норм, регулирующих различные аспекты деятельности форм коллективного инвестирования (федеральные законы, приказы и постановления ФКЦБ и ФСФР, инструкции Банка России, письма Минфина России и др.);

законодательство США, Великобритании, Европейского союза, Казахстана, регулирующее рынок ценных бумаг;

документы SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США) по проблемам регулирования деятельности взаимных фондов;

теоретические и эмпирические первоисточники — труды современных отечественных и зарубежных юристов и специалистов по фондовому рынку.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе аккумулирования средств инвесторов в формах коллективного инвестирования, размещения этих средств, их учета, контроля и надзора за этой деятельностью.

Предметом исследования выступает законодательство РФ, Великобритании, США и Казахстана, регулирующее отношения в области коллективного инвестирования средств на финансовом рынке, а также правоприменительная практика. Особое внимание автор уделил эффективности существующих механизмов коллективного инвестирования средств, защищенности прав инвесторов при их использовании.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют как общенаучные методы познания, такие, как системный, единство логического и исторического, статистический метод, так и частно-научные правовые методы исследования: технико-юридический, сравнительного правоведения, формально-юридический, метод толкования и т.д.

В данном исследовании придается большое значение методу сравнительного правоведения, посредством которого исследуются аналогичные, сходные институты некоторых систем права. Таким образом рассмотрено на примере России, США и других стран регулирование системы коллективного инвестирования средств на финансовом рынке, функционирование системы контроля за соблюдением законодательства профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе во взаимоотношениях между ними, инвесторами и регулирующими органами.

Сравнение позволяет, с одной стороны, выявить в исследуемых объектах сходные признаки, а с другой — установить различия между ними.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в определении, комплексном изучении и разрешении на теоретическом уровне проблем финансово-правового регулирования деятельности инвестиционных фондов, а также в разработке практических рекомендаций по изменению и дополнению нормативных актов, действующих в этой области, для достижения большей эффективности при инвестировании средств граждан и для повышения защищенности инвесторов при участии в формах коллективного инвестирования.

Цель исследования конкретизируется в решении следующих задач:

проанализировать современное состояние форм коллективного инвестирования;

исследовать ныне действующее законодательство и подзаконные акты в сфере коллективного инвестирования;

определить критерии, отграничивающие финансово-правовые отношения в сфере коллективного инвестирования от смежных с ним гражданских, предпринимательских и административно-правовых отношений;

проанализировать правовые и методологические основы деятельности инвестиционных фондов и объединенных фондов банковского управления;

определить основные тенденции и перспективы развития коллективного инвестирования;

предложить наиболее эффективные меры по реформированию системы контроля и надзора за размещением средств инвестиционными фондами и объединенными фондами банковского управления;

рассмотреть систему финансово-правовых отношений, возникающих при коллективном инвестировании;

творчески использовать зарубежный опыт в регулировании схем коллективного инвестирования в России.

Научная новизна настоящей диссертации заключается в том, что в ней в одной из первых осуществлен комплексный финансово-правовой анализ общих закономерностей формирования, организации и функционирования форм коллективного инвестирования в России, а также финансово-экономических взаимоотношений юридических и физических лиц при осуществлении коллективного инвестирования.

Основные положения, выносимые на защиту. В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие новые и содержащие элементы новизны положения:

і. Совокупность правовых норм, регулирующих деятельность инвестиционных фондов, является подинститутом в рамках института рынка ? ценных бумаг в финансовом праве России.

2. Наиболее успешное правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов как важного инструмента развития экономики может быть достигнуто на законодательном уровне при последующей его детализации в подзаконных актах органов исполнительной власти. В современных условиях

развития экономики России целесообразно использовать стиль правового регулирования деятельности инвестиционных фондов, принятый в развитых зарубежных странах, характеризующийся включением в федеральные нормативные правовые акты фундаментальных критериев регламентирования деятельности инвестиционных фондов, рамки которых жестко ограничивают полномочия органов исполнительной власти в этих вопросах и сводят их к введению лишь отдельных дополнений и уточнений.

В целом полномочия органов исполнительной власти по нормативному регулированию деятельности на рынке ценных бумаг необходимо предельно ограничить, предусмотрев возможность введения лишь отдельных изъятий из общего нормативного регулирования, а не создания почти всей системы детального регулирования (за исключением принципов, изложенных в законодательстве).

3. Целями правового регулирования деятельности инвестиционных фондов в России на современном этапе являются:

активизация развития инвестиционных фондов путем увеличения вариантов размещения средств, предусмотренных федеральным законодательством;

расширение возможностей инвесторов по размещению своих средств в инвестиционных фондах через законодательное разрешение выпуска старших долей;

развитие дифференциации инвестиционных фондов путем разрешения создания фондов для профессиональных инвесторов и определения особенностей их государственного регулирования;

совершенствование механизма нормативного регулирования деятельности инвестиционных фондов через устранение внутренних логических противоречий в подзаконных актах ФСФР.

Успешное функционирование и развитие инвестиционных фондов в России зависит от изменения структуры рисков, возникающих при инвестировании средств в активы, что обуславливает необходимость дополнить Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» нормами, предоставляющими фондам права на инвестирование части средств в деривативы, страхование деривативами текущих позиций, а также возможность занимать короткие позиции как в финансовых активах, так и в деривативах.

Эффективность деятельности инвестиционных фондов напрямую зависит от успешного и грамотного руководства ими со стороны управляющих активами. Стимулирование их работы возможно лишь при введении зависимости уровня их вознаграждения от эффективности управления средствами инвестиционных фондов. Реализация подобного метода возможна путем внесения изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», в соответствии с которыми система вознаграждения управляющих фондами будет зависеть не от общего количества средств фондов, а от эффективности управления средствами, то есть от их доходности.

Правовое регулирование деятельности самостоятельной ветви коллективного инвестирования в России, коей являются объединенные фонды банковского управления, также нуждается в улучшении по следующим направлениям:

для определения каждым инвестором приемлемого для него уровня риска вложений необходима дальнейшая дифференциация рисков путем введения возможности выпуска старших долей в ОФБУ, а также наделения сертификатов долевого участия в ОФБУ статусом обращаемых;

требует решения вопрос усиления финансового контроля за ОФБУ путем привлечения внешнего контролера и запрета аффилированности между кредитной организацией — учредителем управления и управляющей компанией;

для защиты инвесторов ОФБУ необходимо усиление транспарентности деятельности фондов путем расширения перечня сведений, предоставляемых банками инвесторам о деятельности ОФБУ.

7. Для дальнейшего интенсивного развития института инвестиционных фондов и в целом финансовой системы страны необходимо продолжение адаптации в российской правовой системе таких правовых институтов, успешно работающих в развитых странах, как доверительная собственность и пулы активов, находящихся на попечении у доверительного управляющего или траста.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. Выработанные в данной работе положения систематизируют финансово-правовое регулирование деятельности инвестиционных фондов и объединенных фондов банковского управления, обобщают, развивают и дополняют научные знания о способах и системах коллективного инвестирования средств граждан на финансовом рынке. Сформулированные диссертантом выводы могут быть использованы для дальнейшей теоретической разработки отдельных вопросов, связанных с деятельностью различных форм коллективного инвестирования, а также для преподавания учебного курса по финансовому праву.

Практическая значимость исследования. Автором формулируются конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные акты в сфере коллективных инвестиций, принятие которых направлено не только на повышение эффективности деятельности форм коллективного инвестирования, но и на совершенствование государственных контрольно-надзорных полномочий в сфере деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:

для совершенствования законодательства, регулирующего функционирование рынка ценных бумаг;

в правоприменительной практике государственных органов, осуществляющих контроль и регулирование деятельности участников рынка ценных бумаг;

в научной работе при проведении дальнейших исследований финансово-правового регулирования инвестиционных фондов и других форм коллективного инвестирования;

в процессе преподавания учебной дисциплины «Финансовое право».

Развитие форм коллективного инвестирования

Рассмотрение экономической сущности инвестиционных фондов и их роли в жизни общества способствует глубинному пониманию сущности этого правового явления.:

Коллективное инвестирование является одним из закономерных этапов развития инвестиций в экономике с одной стороны и развития социального обеспечения — с другой. Возможность инвестировать средства в чужой бизнес в условиях рыночной экономики изначально не была доступна отдельному инвестору — физическому лицу. Но на определенном этапе развития экономики товарищества стали принимать вклады в общее дело от коммандитистов -товарищей, участвовавших только в капитале товарищества, а не в управлении его текущей деятельностью. Отражение исторического развития этих отношений можно обнаружить и в нашем законодательстве. Эти первые виды инвестиций, появившиеся, предположительно, в Древнем Риме, позволили возникнуть отношениям, которые со временем создадут капитализм.

Следующим этапом развития инвестиций стало появление обществ как юридических лиц в средневековье. Первые из них были аналогом современных обществ с ограниченной ответственностью, и сторонние лица участвовали в их капитале путем внесения вкладов в капитал общества. Право на часть дохода, часть капитала общества и участие в общих собраниях общества дает пай. По законодательству ряда стран пай («share» англ.) является ценной бумагой.3 Разница между паем и акцией на самом деле изначально не была большой: акции не дают права отдельному инвестору требовать от общества возврата вложенных средств, тогда как пай предполагает наличие такого права. Общества на паях появились еще в 11 веке н.э.,4 а первые общества, которые можно назвать акционерными, — в 16-17 веках. Тогда компании учреждались законами и действовали под государственным руководством. Так, в Великобритании первой появилась компания «Merchant Adventures» в 1564 г. Наиболее важные из появившихся тогда компаний известны и по сей день: Ост-индская компания (компании с таким названием существовали в ряде европейских стран, в Великобритании — с 1600 года), Компания Южных Морей («South Sea Со.» учреждена в 1694 г.) и Банк Англии («Bank of England» учрежден в 1694 г.).5 Во времена правления О. Кромвеля (1653-1658 гг.) компании впервые стали действовать по типу акционерных: выплачивать дивиденды, а не возвращать паи после окончания крупного мероприятия. Так, в 1657 году был изменен устав британской Ост-индской компании, превратив ее по сути в акционерное общество. Развитие капиталистических отношений в следующие два века создало необходимые предпосылки для появления форм коллективного инвестирования на Западе.

Сначала только банки брали на себя риски неплатежа со стороны множества заемщиков, кредитуя их полученными от населения и организаций средствами. Однако банки платили маленькие проценты, что с появлением инфляции в XX веке, сделало эти вложения практически бессмысленными. Есть у банков и другой недостаток: никто из вкладчиков точно не знает, будет ли платежеспособен банк к моменту возврата вклада или нет. Вместе с тем, акции и облигации крупных компаний имеют постоянные котировки, поэтому можно узнать о состоянии компании по поведению ее ценных бумаг. В разных странах стал появляться спрос на ценные бумаги со стороны обычных граждан, пытавшихся уберечь свои сбережения, а при возможности и заработать на них.

Первые формы коллективного инвестирования появились, по одной из версий, в 1774 году в Дании, где торговец Adriaan van Ketwich создал инвестиционный траст под названием «Eendragt Maakt Magt» («единстю дает силу» дат.). По другой версии, король Вильям I создал в Голландии в 1822 году первый инвестиционный фонд. В дальнейшем формы коллективного инвестирования по типу взаимных фондов были созданы в Швейцарии в 1849 году и в Шотландии в 1880 г.

Наибольшее развитие инвестиционные фонды получили в США, где они появились более века назад. До введения законов, регулирующих деятельность на рынке ценных бумаг, в США уже существовали как ценные бумаги, так и их рынок (первые американские биржи были организованы в 1790-х годах). Первый инвестиционный траст, осуществлявший инвестиции в акции, назывался «New York Stock Trust», его создали в 1889 г. В 1893 был образован первый закрытый фонд, называвшийся «Boston Personal Property Trust». Появление «Alexander Fund» в 1907 году в Филадельфии стало важным шагом на пути к появлению взаимных фондов. В 1924 году появился первый взаимный фонд под названием «Massachusetts investment company trust». Однако рынок акций в целом и тем более посреднические инвестиционные компании, предоставлявшие возможности мелкому инвестору осуществлять диверсифицированные вложения, не играли заметной роли в экономике вплоть до 1926 года. Именно в период фондового бума в США в конце 1920-х годов спрос на них стал резко возрастать. По словам Дж. Гелбрейта, инвестиционные компании стали «наиболее заметной частью спекулятивной архитектуры конца двадцатых, и они более, чем какое-либо иное изобретение, смогли удовлетворить спрос общественности в обыкновенных акциях». Если к 1926 году в США едва ли насчитывалось 160 инвестиционных трастов и фондов с общей суммой активов менее миллиарда долларов, то к октябрю 1929 их число выросло почти на 600, а совокупные активы превысили 8 миллиардов долларов.6 Наиболее удивительным фактом было то, что 97% активов этих организаций были сосредоточены у управляющих компаний («management companies»), для которых практически не было установлено никаких ограничений со стороны государства. Большинство инвесторов, вложивших деньги в эти компании были сравнительно малообеспеченными людьми (их вложения в среднем не превышали 500 долларов на человека)7, они были плохо информированы о деятельности фондов. Деятельность же инвестиционных трастов характеризовалась П. Каботом, менеджером одной из таких организаций, как «бесчестная, небрежная, неспособная на большее, но жадная».

Формы коллективного инвестирования за рубежом

В связи с длительным периодом развития инвестиционного процесса в западных странах, где рыночные отношения существуют несколько веков, и сравнительно новым явлением частного капитала для России, появившегося в 1990-е годы, представляется целесообразным сначала рассмотреть организационно-правовые формы коллективного инвестирования средств частных лиц за рубежом. Это позволит в последующем выявить общее и особенное в построении и деятельности форм коллективного инвестирования в России и за рубежом.

В разных странах мира формы коллективных инвестиций называют по-разному, однако в мире утвердился единый подход к общему названию форм коллективных инвестиций как фондов коллективных инвестиций (или взаимных фондов — «mutual funds») или фондов доверительного управления («managed funds»). Отличается как порядок создания, так и деятельности фондов. Большинство стран мира, где существуют инвестиционные фонды, позволяют создавать их в различных организационно-правовых формах, но выбор учредителя ограничен тем или иным набором возможностей в зависимости от типа правовой системы страны. Основными признаками деления фондов по видам являются порядок их создания (в соответствии с каким актом они учреждаются) и то, какими правами наделяются владельцы долей (прежде всего наличие права на погашение доли).

Рассмотрим этапы формирования инвестиционного фонда Он может быть создан на основании закона о компаниях («company law»), иного нормативного акта («statute») или в соответствии с договором о доверительном управлении имуществом (трастовым договором — «trust indenture»).

Другим основанием классификации фондов являются виды долей, на которые делится его имущество. В зависимости от возможности свободного увеличения или уменьшения размеров фонда и внесения дополнительных средств в него, фонды делятся на открытые («open-ended funds») и закрытые («closed-ended funds»), а также интервальные («interval funds»). В открытых фондах средства можно вносить в фонд, как правило, в любое время. В закрытых фондах средства вносятся лишь в период создания фонда (или период формирования капитала фонда), в дальнейшем доли в фонде можно лишь выкупать у владельцев. Средства в интервальные фонды можно вносить, как правило, раз в квартал в определенный период времени.24 Часто доли нельзя досрочно погасить, получив средства из закрытого фонда обратно. Нередко при выкупе долей закрытого фонда инвесторы оплачивают надбавку к текущей стоимости доли в фонде, если фонд работал успешно. Каждый фонд может иметь несколько видов паев, которые отличаются только по уплачиваемым суммам при операциях с ними.25

Остальные особенности деятельности фондов будут рассмотрены в дальнейшем одновременно с рассмотрением различных организационно-правовых форм фондов.

Для США характерна трастовая система организации фондов. Законодательство Соединенных Штатов Америки выделяет три вида инвестиционных компаний («investment companies»), являющихся формами коллективного инвестирования в США: открытый фонд или взаимный фонд («open-end company» — в терминах законодательства или «mutual fund»); закрытый фонд («closed-end company» в терминах законодательства или «closed-end fund»); инвестиционный траст («unit investment trust» или сокращенно «UIT»). Форма создания компаний (корпорация, траст, товарищество или ООО) не имеют значения для деления инвестиционных компаний по видам. Необходимо отметить, что в соответствии с законодательством США в определенных случаях инвестиционные фонды не признаются таковыми с целью законодательного регулирования. Например, если фонд состоит менее, чем из 100 пайщиков и большинство из них являются крупными инвесторами. Такие фонды также известны как хедж-фонды.

Особенности размещения средств инвестиционных фондов.

Требования к размещению средств инвестиционных фондов содержатся в ряде нормативных актов. Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (ст. 33-35) устанавливает виды активов, в которые могут инвестироваться средства фондов. К ним относятся; денежные средства и иностранная валюта; государственные ценные бумаги РФ и субъектов РФ, муниципальные ценные бумаги; ценные бумаги иностранных государств;102 акции российских открытых акционерных обществ; акции иностранных акционерных обществ; облигации российских открытых акционерных обществ; облигации иностранных коммерческих организаций; иные ценные бумаги, предусмотренные нормативными актами федерального органа власти по рынку ценных бумаг.

При первом рассмотрении этого перечня возникают вопросы. Непонятно, почему можно инвестировать средства в облигации любых иностранных коммерческих организаций, но нельзя инвестировать в облигации, выпускаемыми российскими обществами с ограниченной ответственностью (ООО) или закрытыми акционерными обществами (ЗАО). Многие иностранные фонды инвестируют средства, используя производные финансовые инструменты (деривативы), а также золото и другие драгоценные металлы и драгоценные камни.

Закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и принятое на его основе Положение о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов103 содержат три существенных ограничения, налагаемых на активы всех российских инвестиционных фондов, которые не встречаются за рубежом. Во-первых, максимальный размер активов фонда, которые могут быть вложены в иностранные ценные бумаги, составляет не более 20% активов фонда. Это не дает возможности даже фондам денежного рынка вкладывать средства в иностранные облигации, а размещение средств в депозитах иностранных банков и в валютах вообще запрещено. Каким образом человек может купить паи фонда денежного рынка, которой разместит его средства под процент в растущую стабильную иностранную валюту? Наше население с 1990-х привыкло к размещению средств в валютах других стран, Банк России размещает свои золотовалютные резервы за рубежом, а рядовые граждане, не посещающие регулярно Цюрих, Лондон, Нью-Йорк и Токио, могут только открывать депозиты в российских банках, причем за любую конверсию (обмен) валют с них взыщут около 1-1.5% от обмениваемой суммы, тогда как средняя стоимость расходов крупных фондов за рубежом составляет лишь 0.78% в год, при этом фонды облигаций взыскивают в среднем 0.88% в год на обслуживание и вознаграждение управляющего фондом. Единственным выходом для российских фаждан является вложение средств в иностранные фонды денежного рынка (возможно, прежде всего кипрские оффшорные фонды), которые не заставят себя долго ждать при повышении спроса в России и откроют здесь свои офисы. Причем их деятельность не будет подпадать под регулирование российской Федеральной службы по финансовым рынкам (далее — ФСФР), а средства «утекут» за рубеж. Непонятна также причина отсутствия в перечне ценных бумаг таких иностранных эмитентов, как муниципалитеты, штаты и государственные органы.

Финансово-правовое регулирование пассивов инвестиционных фондов

На первый взгляд вопрос о долях в инвестиционном фонде кажется простым: это ценные бумаги — паи либо акции. Но на самом деле эта важная для государственного регулирования проблема. Во-первых, за рубежом инвестиционные фонды могут выпускать доли нескольких типов, по каждой из которых начисляется свой доход, зависящий от управления активами и от доходов, которые начисляются по другим долям. Во-вторых, доли (паи) различаются по способу обращения и возможности их погашения. В-третьих, важным вопросом государственного регулирования является вознаграждение управляющего фондом, которое взимается как при операциях с долями, так и ежегодно с каждого дольщика.

В России допускается выпуск только обыкновенных акций АИФами, причем все акционеры равны в правах и дивиденды по акциям начисляются поровну, привлекать кредиты и выпускать облигации АИФы не могут. ПИФы могут выпускать паи только одного вида, исходя из определения инвестиционного пая (ст. 14 Закона). В ряде других стран инвестиционные фонды выпускают доли младшие, старшие, аннуитетные и др. Существуют различия и в подходе государства к надзору за состоянием долей инвестиционных фондов. Так, в России регистрируемыми являются только выпуски акций АИФов, выпуски паев ПИФов (паи являются неэмиссионными ценными бумагами — см. ст. 14 Закона) не регистрируются в ФСФР. Эта процедура предусмотрена лишь для эмиссионных ценных бумаг — см. ст. 19 Федерального Закона «О рынке ценных бумаг». За рубежом этот вопрос решается иначе, о чем будет сказано в дальнейшем.

Права инвесторов ОФБУ защищены значительно хуже, чем дольщиков инвестиционных фондов. Подтверждением внесения средств в ОФБУ является сертификат долевого участия, который не обладает свойствами ценной бумаги (его нельзя продать или уступить). Сертификат сильно ограничивает возможности дольщика. Если сравнивать долю в трасте с этим сертификатом, то становится очевидно, что дольщик траста может распорядиться своей долей как имуществом, а владелец сертификата может лишь предъявить его к погашению. В целях защиты прав инвесторов ОФБУ представляется необходимым смягчить ограничения по операциям с сертификатами и сделать их обращаемыми. США

В США особенности пассивов инвестиционных фондов («investment companies» — «инвестиционный компании») установлены в sec. 18 of The Investment Company Act of 1940 [15 USCS 80a-18]. SEC также установила правило, согласно которому инвестиционным фондам разрешается выпускать в определенных случаях старшие доли и доли некоторых специальных видов. Некоторые фонды могут выпускать старшие доли с позволения дольщиков. Такие доли имеют либо защиту от банкротства за счет младших долей, либо представляют из себя фиксированные обязательства. С разрешения дольщиков фонды могут также привлекать займы. Ограничения на пассивы фондов установлены в зависимости от вида фонда.

http://tv-bis.ru/investitsionnoe-pravo/240-pravovoe-regulirovanie-investitsionnoy-deyatelnosti.html

Формы инвестиционной деятельности


http://www.dslib.net/admin-pravo/finansovo-pravovoe-regulirovanie-dejatelnosti-investicionnyh-fondov.html

Тинькофф DRIVE [credit_cards][sale]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *