Агентство по привлечению инвестиций узбекистана
Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан является органом государственного управления, основными направлениями деятельности которого являются ведение единой государственной политики по эффективному управлению государственными активами;
осуществление права акционера (учредителя и участника) по переданным ему государственным пакетам акций (долям) в уставных капиталах предприятий с государственным участием;
внедрение современных методов и форм корпоративного управления в предприятиях с государственным участием на основе передовой мировой практики, кардинальное повышение роли акционеров и наблюдательных советов в их управлении;
содействие, в том числе на основе рекомендаций международных финансовых институтов, поэтапной трансформации предприятий с государственным участием в эффективные предприятия, способные конкурировать на внутреннем и внешнем рынках;
координацию разработки и утверждения стратегий развития предприятий с государственным участием, направленных на обеспечение эффективности и транспарентности их деятельности, оптимизации структуры управления, высокой доходности и роста капитализации, вывода непрофильных и неиспользуемых активов;
осуществление инвестиционной деятельности с обеспечением интересов государства, в том числе путем передачи государственных акций (долей) в доверительное управление;
организацию комплекса мер по привлечению инвестиций, в том числе прямых иностранных, а также портфельных инвестиций за счет выпуска и реализации облигаций и акций предприятий с государственным участием, включая размещение эмиссии по IPO/SPO на отечественном и зарубежных фондовых биржах;
обеспечение открытого и прозрачного механизма реализации (приватизации) и передачи в аренду государственных активов, ведение мониторинга за выполнением инвесторами принятых инвестиционных и социальных обязательств, а также участие в разработке предложений по государственно-частному партнерству;
определение на основе анализа бездействующих, низкорентабельных и убыточных предприятий с государственным участием, разработку и участие в реализации программ их финансового оздоровления и повышения эффективности деятельности;
реализацию государственной политики по делам о банкротстве;
проведение совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан эффективной дивидендной политики в предприятиях с государственным участием;
обеспечение государственного регулирования оценочной деятельности, утверждение стандартов оценки имущества, а также сертификацию риэлторов;
Агентство по управлению государственными активами в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Узбекистан и Премьер Министру Республики Узбекистан.
Агентство по управлению государственными активами руководствуется в своей деятельности:
- Конституцией и Законами Республики Узбекистан,
- Указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан,
- решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
- Постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан,
- Положением об Агентстве по управлению государственными активами
Агентство по управлению государственными активами осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы во взаимодействии с государственными органами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими и иными организациями.
Решения Агентство, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения министерствами, ведомствами, местными органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами.
Задачи и функции Агентства
Задачи и приоритетные направления деятельности Агентства
Важнейшей задачей Агентства является:
а) Агентства по управлению государственными активами:
ведение единой государственной политики по эффективному управлению государственными активами;
осуществление права акционера (учредителя и участника) по переданным ему государственным пакетам акций (долям) в уставных капиталах предприятий с государственным участием;
внедрение современных методов и форм корпоративного управления в предприятиях с государственным участием на основе передовой мировой практики, кардинальное повышение роли акционеров и наблюдательных советов в их управлении;
содействие, в том числе на основе рекомендаций международных финансовых институтов, поэтапной трансформации предприятий с государственным участием в эффективные предприятия, способные конкурировать на внутреннем и внешнем рынках;
координацию разработки и утверждения стратегий развития предприятий с государственным участием, направленных на обеспечение эффективности и транспарентности их деятельности, оптимизации структуры управления, высокой доходности и роста капитализации, вывода непрофильных и неиспользуемых активов;
осуществление инвестиционной деятельности с обеспечением интересов государства, в том числе путем передачи государственных акций (долей) в доверительное управление;
организацию комплекса мер по привлечению инвестиций, в том числе прямых иностранных, а также портфельных инвестиций за счет выпуска и реализации облигаций и акций предприятий с государственным участием, включая размещение эмиссии по IPO/SPO на отечественном и зарубежных фондовых биржах;
обеспечение открытого и прозрачного механизма реализации (приватизации) и передачи в аренду государственных активов, ведение мониторинга за выполнением инвесторами принятых инвестиционных и социальных обязательств, а также участие в разработке предложений по государственно-частному партнерству;
определение на основе анализа бездействующих, низкорентабельных и убыточных предприятий с государственным участием, разработку и участие в реализации программ их финансового оздоровления и повышения эффективности деятельности;
реализацию государственной политики по делам о банкротстве;
проведение совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан эффективной дивидендной политики в предприятиях с государственным участием;
обеспечение государственного регулирования оценочной деятельности, утверждение стандартов оценки имущества, а также сертификацию риэлторов;
Определить основными направлениями государственной политики:
в сфере управления государственными активами, финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий с государственным участием:
выработку рыночных механизмов управления государственной долей в уставных капиталах предприятий с государственным участием;
внедрение в предприятиях с государственным участием современных методов корпоративного управления, повышение ответственности их органов управления за эффективность деятельности этих предприятий;
организацию эффективной работы с зарубежными и международными институтами и компаниями по внедрению эффективных механизмов предприватизационной подготовки предприятий с государственным участием, предусматривающих в том числе повышение их привлекательности и эффективности управления ими;
поэтапное сокращение доли государства в уставных капиталах предприятий с государственным участием, обеспечение эффективной и прозрачной приватизации;
разработку и участие в реализации программ финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий с государственным участием, повышения эффективности их деятельности;
Структура Агентства
Об организации деятельности Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 14 января 2019 года № УП-5630 «О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала»:
организационную структуру Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан согласно приложению № 1 ;
структуру центрального аппарата Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан согласно приложению № 2 .
2. Установить предельную численность управленческого персонала Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан (далее — Агентство) в количестве 432 единицы, в том числе центрального аппарата Агентства — 109 единиц.
Предоставить директору Агентства право:
вносить, при необходимости, изменения в утвержденную структуру центрального аппарата Агентства в пределах установленной общей численности управленческого персонала;
утверждать структуры территориальных управлений Агентства в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;
утверждать предельную численность управленческого персонала территориальных управлений Агентства;
вводить дополнительные штатные единицы специалистов управленческого персонала Агентства за счет средств внебюджетного Фонда по управлению, трансформации и приватизации государственных активов при Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан (далее — Фонд);
привлекать в качестве сотрудников и консультантов квалифицированных отечественных и зарубежных специалистов, с установлением им, в порядке исключения, размеров заработной платы и иных выплат за счет средств Фонда;
устанавливать для работников Агентства надбавки и другие стимулирующие выплаты к должностным окладам (тарифным ставкам) по основной занимаемой должности, вне зависимости от других выплат, предусмотренных законодательством, за счет средств Фонда;
определять исходя из международной практики и рыночных условий размер оплаты труда квалифицированных зарубежных специалистов, привлекаемых на контрактной основе для реализации задач, возложенных на Агентство.
3. Определить источниками финансирования расходов по содержанию центрального аппарата Агентства и его территориальных управлений средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и другие средства, не запрещенные законодательством.
4. Установить, что:
является правопреемником Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (далее — Госкомконкуренции) по всем его правам, обязательствам и договорам в части управления государственными активами, в том числе находящимися за рубежом, реализации приватизационных мероприятий (включая продажу государственных долей), передачи государственного имущества в аренду, внедрения корпоративного управления в хозяйственных обществах, финансового оздоровления экономически несостоятельных хозяйственных обществ, банкротства, обеспечения государственного регулирования оценочной деятельности и утверждения стандартов оценки имущества;
является правопреемником ГУП «Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции» по всем его правам, обязательствам и договорам;
осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от всех государственных органов и организаций, их должностных лиц и в своей деятельности подчиняется и подотчетно непосредственно Премьер-министру Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан;
осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств, а также органов государственной власти на местах в сфере управления государственными активами;
осуществляет права акционера (учредителя и участника) по переданным ему государственным пакетам акций (долям) в уставных капиталах хозяйственных обществ в соответствии с законами Республики Узбекистан « Об акционерных обществах и защите прав акционеров », « Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью »;
осуществляет функции продавца по выставленным на торги Госкомконкуренции и его территориальными органами объектам. При этом условия и виды торгов остаются без изменений, а объекты не подлежат снятию с торгов, переоценке и повторному выставлению на торги в связи с преобразованием Госкомконкуренции;
обеспечивает выполнение поставленных задач исключительно методами корпоративного управления, не вмешиваясь в текущую деятельность хозяйственных обществ с государственной долей (далее — хозяйственные общества);
ежегодно, не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, вносит Президенту Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан отчет о деятельности Агентства, включая итоги стратегических преобразований в деятельности хозяйственных обществ;
б) директор Агентства, его первый заместитель и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан, по статусу, условиям медицинского и транспортного обслуживания приравниваются соответственно к министру, первому заместителю министра и заместителю министра соответственно;
в) директор Агентства, его первый заместитель, заместители и сотрудники Агентства вправе избираться в члены наблюдательных советов хозяйственных обществ в установленном порядке;
г) назначение руководителей территориальных управлений Агентства осуществляется директором Агентства по согласованию, соответственно, с председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и г. Ташкента;
д) за работниками Агентства сохраняется порядок медицинского обслуживания, предусмотренный для работников упраздненного Госкомконкуренции;
е) Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих в части минимального уровня образования при приеме на работу, установления квалификационных разрядов по профессиям рабочих носит, в порядке исключения, рекомендательный характер для применения в Агентстве в отношении специалистов соответствующего направления, окончивших высшие образовательные учреждения за рубежом;
ж) ранее выданные Госкомконкуренции и его территориальными органами лицензии, правоустанавливающие, разрешительные документы и ранее принятые ими решения сохраняют свою силу и не подлежат отмене либо изменению в связи с его преобразованием.
5. Установить порядок, в соответствии с которым:
с 1 апреля 2019 года отменяется практика утверждения нормативно-правовыми актами составов наблюдательных советов (советов банков) и членов исполнительного органа хозяйственных обществ, а также их приравнивания к руководителям или заместителям руководителя государственного органа;
с 1 июля 2019 года руководитель или заместители руководителя государственного органа, за исключением Агентства, могут быть избраны по государственной доле членами наблюдательного совета предприятий с участием государства исключительно при наличии у них квалификационного аттестата корпоративного управляющего;
состав наблюдательных советов (советов банков) хозяйственных обществ утверждается решением общего собрания акционеров без согласования с государственными органами, организациями или их должностными лицами;
исполнительный орган хозяйственного общества (руководитель и заместители руководителя) отбирается на конкурсной основе из числа наиболее опытных специалистов, в том числе зарубежных, и назначается решением общего собрания акционеров или наблюдательного совета без согласования с государственными органами, организациями или их должностными лицами;
формируемая в будущем доля государства в уставных капиталах (фондах) хозяйственных обществ, по которой права акционера (учредителя) осуществляются государственными органами и учреждениями, передается Агентству;
ранее заключенные договора на доверительное управление государственной долей с доверительными управляющими инвестиционными активами переоформляются Агентством на ранее подписанных условиях до истечения срока их действия путем заключения дополнительных соглашений;
хозяйственные общества самостоятельно принимают решения по определению размеров заработной платы, численности управленческого и технического персонала, количества автотранспортных средств и иным вопросам, по которым для органов хозяйственного управления установлен особый порядок в соответствии с законодательством.
6. Передать Агентству доли государства в уставных капиталах хозяйственных обществ по перечню согласно приложению № 3 .
Агентству совместно с Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок провести инвентаризацию хозяйственных обществ, в которых имеется государственная доля.
Установить, что государственная доля в уставных капиталах (фондах) хозяйственных обществ, по которой права акционера (учредителя) осуществляются государственными органами и учреждениями, выявленная по итогам инвентаризации и не включенная в приложение № 3 к настоящему постановлению, передается Агентству.
7. Министерству финансов Республики Узбекистан:
выделить средства на расходы Агентства в рамках реализации настоящего постановления на 2019 год в пределах параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан и начиная с 2020 года ежегодно предусматривать необходимые бюджетные средства;
внести соответствующие изменения в утвержденные параметры расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год исходя из положений настоящего постановления;
обеспечить выделение Агентству необходимых денежных средств для приобретения служебных автотранспортных средств и установить лимит на содержание служебных легковых автомобилей в количестве 12 единиц, в том числе 9 единиц персональных;
обеспечить выделение по обоснованным расчетам Агентства необходимых денежных средств для ремонта административных зданий и на покупку необходимого оборудования и информационно-коммуникационных технологий для формирования материально-технической базы.
9. Агентству в двухмесячный срок обеспечить присоединение ГУП «Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции» к Агентству в установленном порядке.
10. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить в установленном порядке Агентство телефонной связью, включая правительственную связь.
11. Министерству внутренних дел, Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Центральному депозитарию ценных бумаг, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, в связи с упразднением Госкомконкуренции и его территориальных органов осуществить, по принадлежности, без взимания сборов и иных платежей:
перерегистрацию, соответственно, на Агентство и его территориальные управления прав на объекты недвижимого и другого имущества;
перерегистрацию в органах Министерства внутренних дел Республики Узбекистан переходящих Агентству и его территориальным управлениям автотранспортных средств;
государственную регистрацию изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы хозяйственных обществ в связи с переходом Агентству функций и прав акционера (учредителя и участника) по государственным пакетам акций (долям).
12. Включить Агентство в Перечень органов государственной власти, органов государственного и хозяйственного управления, других государственных организаций республиканского значения, руководители которых могут ходатайствовать о постоянной прописке работников в городе Ташкенте и Ташкентской области, утвержденный постановлением Кабинета Министров от 7 октября 2016 года № 336.
13. Освободить Агентство и его территориальные управления от уплаты государственной пошлины по искам, вносимым на рассмотрение судов в соответствии с возложенными на них полномочиями.
14. Разместить Агентство по адресу: г. Ташкент, улица А. Темура, 6, на праве оперативного управления.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в месячный срок обеспечить размещение территориальных управлений Агентства в помещениях по месту текущей дислокации территориальных органов упраздненного Госкомконкуренции.
15. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Агентством, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента организовать широкое освещение в средствах массовой информации масштабов проводимой работы по реализации государственных активов предпринимателям.
16. Агентству совместно с Министерством финансов, Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:
а) в срок до 1 апреля 2019 года:
предложения по отмене нормативно-правовых актов, которыми утверждены составы наблюдательных советов и члены исполнительного органа хозяйственных обществ, а также члены их исполнительных органов приравнены к руководителям или заместителям руководителя государственного органа;
«Дорожную карту» по внедрению современных методов корпоративного управления в деятельность предприятий с государственным участием, предусматривающую международные принципы корпоративного управления, повышение эффективности деятельности наблюдательных советов и органов контроля с учетом передовой международной практики;
б) в двухмесячный срок:
проект постановления об утверждении положений об Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан и порядке формирования и использования средств внебюджетного Фонда по управлению, трансформации и приватизации государственных активов при Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан;
предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
14 января 2019 г.,
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 января 2019 года № ПП-4112
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 января 2019 года № ПП-4112
СТРУКТУРА
центрального аппарата Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан
Общая численность управленческого персонала, финансируемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан — 109 единиц.
Численность обслуживающего и технического персонала определяется в соответствии с установленными нормативами.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 января 2019 года № ПП-4112
ПЕРЕЧЕНЬ
государственных пакетов акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, передаваемых Агентству по управлению государственными активами
Наименование обществ
Государственная доля (%) *
Министерство внешней торговли Республики Узбекистан
Чем Узбекистан привлекает и отталкивает инвесторов?
Каковы риски и перспективы для инвестиционной привлекательности Узбекистана, разъясняет аналитик консалтинговой компании Leverage Исфандиер Ахмедов.
Аналитик консалтинговой компании Leverage Исфандиер Ахмедов рассматривает экономическую ситуацию в Узбекистане глазами иностранного инвестора: страна улучшает позиции в международных рейтингах, но на практике либерализацию пока еще сдерживают административные оковы, рынок ценных бумаг остается неразвитым, а влияние государства на экономику слишком велико.
Каковы риски и перспективы для инвестиционной привлекательности Узбекистана, эксперт пишет специально для Spot.
Исфандиер Ахмедов
Аналитик консалтинговой компании Leverage
Зачем инвестировать в Узбекистан? Сегодня этим вопросом задается не только внешний, но и свой внутренний инвестор.
90-е канули в лету, однако вопрос грамотной «упаковки» инвестиционной привлекательности страны остается актуальным. Несмотря на все старания властей и шаги по либерализации внутреннего рынка, множество интересных инвестиционных и стартап-проектов буксуют на этапе анализа и экспертизы.
Туманные индексы развития
Оценка качества инвестиционного климата должна фокусироваться на способности зарубежных и местных компаний войти на конкретный рынок (отрасль), организовывать деятельность (провести операции), получить доступ к финансированию и выйти на окупаемый уровень рентабельности.
В мировом экспертном пространстве достаточно всевозможных индексов и показателей, оценивающих качество и легкость ведения коммерческой деятельности в той или иной стране, однако некоторые из них не актуальны.
Так, например индекс свободы ведения бизнеса EADB и его показатели, оцениваемые Всемирным банком в ежегодном докладе Doing Business, отражают лишь юридическую оценку, которая выстроена таким образом, что улучшение/ухудшение показателя одной страны приводит к изменению индекса по другим странам, где наблюдается стабильность в оцениваемых параметрах.
Узбекистан занимает 76-е место среди 190 стран мира в рейтинге Doing Business, в том числе 12-е место по показателю «Регистрация предприятий». Улучшения коснулись показателей легкости открытия предприятия, регистрации собственности, уплаты налогов, защиты миноритариев, получения кредитов и трансграничной торговли.
Более-менее объективным можно считать Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) в рамках доклада Всемирного экономического форума Global Competitiveness Report, который объединяет результаты опроса руководителей компаний и количественные данные.
GCI оценивает институциональную основу внутреннего рынка, его инфраструктуру, макроэкономическую и деловую среду, здравоохранение и образование, профессиональную подготовку кадров и качество рынка труда, эффективность товарных и финансовых рынков, технологическую готовность, механизмы внедрения инноваций и многое другое. Однако, к сожалению, Узбекистан в настоящее время в этот индекс не включен.
Вместе с тем, за последние годы Узбекистан получил суверенные кредитные рейтинги авторитетных рейтинговых агентств Fitch и Standard&Poor’s на уровне «BB-» со стабильным прогнозом, что оценивает степень готовности государства своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Это также позволило в феврале успешно разместить пяти- и десятилетние еврооблигации на общую сумму $1 млрд.
Кроме того, Всемирный банк в своем последнем бюллетене называет прогресс реформ в Узбекистане «впечатляющим» и прогнозирует, что к 2021 году экономический рост республики достигнет 6% при условии поддержки рыночных реформ.
Однако, по нашему мнению, международные финансовые институты лишь ведут привычный дискурс, который они используют по отношению к странам, ранее проявлявшим осторожность во внешних заимствованиях. Вместе с тем общая картина социально-экономической жизни республики всё же отражает иные реалии.
Либерализация в административных оковах
Начавшаяся в 2017 году амбициозная программа либерализации, беспрецедентная для современной истории Узбекистана, выглядела многообещающе. Были поставлены задачи обеспечить открытость всех сфер жизни общества и построить конкурентоспособную рыночную экономику.
Однако содержание социальной и экономической политики не соответствует тому образу, в котором нас представляют иностранным инвесторам. Нужно умерить амбиции и понять, что иностранный инвестор не придет только на основе того, что об Узбекистане говорят по телевизору, что он размещает евробонды на европейском рынке и берет кучу займов у международных организаций.
Проведение эффективной фискальной политики? Поспешные шаги в утверждении новой редакции Налогового кодекса ни к чему хорошему не привели. Бизнес просто не принял условия, которые ему навязали, и ушел в тень. Разрабатывается новый Налоговый кодекс, и что делать бизнесу и населению с этой информацией? НДС снижен с 20 до 15%, но базовая ставка налога на прибыль юридических лиц повышена до 15%.
Неопределенность в налоговой и таможенной политике приводит к тому, что бизнес уклоняется от уплаты налогов — этому виной расширенный ранее перечень плательщиков НДС с дифференцированными ставками и непонятным механизмом исчисления.
Риски нехватки оборотных активов и неравные и необъективные налоговые условия — вот от чего убегает бизнес при такой фискальной политике, не говоря уже о кредитной, с «дорогими деньгами».
В законах не определено понятие и размер потребительской корзины и прожиточного минимума, что ставит в неопределенное положение и простых граждан, которые по текущей версии Налогового кодекса даже лишились не облагаемого налогом размера дохода (ранее он составлял 1 МРЗП).
Ускорение процессов перехода страны к конкурентной рыночной экономике? Рынок конкурентен только в том случае, когда в экономической структуре государственное участие минимально. В нашем же случае всё сводится к косметическим изменениям в монопольной позиции государства даже в отраслях, не относящихся к стратегическим.
Несмотря на все старания властей по реализации госпакетов акций среди бизнеса и иностранных инвесторов, институциональная доля государства в экономике всё же остается достаточно высокой. Высоки риски экспроприации (потери участия в бизнесе, в том числе за счет размытия доли).
Укрепление системы социальной защиты населения? Смешные по нынешним меркам размеры социальных выплат не позволят прожить и месяца не то что социально уязвимому, а даже обычному гражданину. На данном фоне популяризация предоставления населению госуслуг просто меркнет. Гражданам нужны не только и не столько услуги, а реальная защита со стабильными доступными ценами и тарифами, гарантиями материальной поддержки.
Развитие частного сектора и поддержка предпринимательства? В последнее время мы так увлеклись либерализацией, что забыли о малом бизнесе, который на фоне неопределенности в налоговой политике и дорогостоящих кредитов теряет необходимые условия для развития.
Высоки риски вернуться к ошибке прежних лет, когда значительная часть бизнеса не имеет достаточных стимулов для выхода из теневой экономики.
К тому же сокращение дисперсии малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в экономической структуре и упор на финансирование кредитными институтами страны предпочтительно крупных проектов повышает риски экономической рецессии в среднесрочной перспективе.
Повышение эффективности использования ресурсов? В стране нет эффективной системы удовлетворения спроса на сырьевые ресурсы и материалы, которая бы препятствовала появлению монополиста.
Например, порядки, которые были внедрены на Товарно-сырьевой бирже по некоторым видам активов, просто абсурдны. Забирает весь торгуемый лот сырья или материалов тот покупатель, который предлагает на торгах наивысшую цену. А что делать остальным? Естественно, они будут покупать у того же поставщика с большей наценкой — из-за отсутствия времени и альтернатив.
Немного официальной статистики
По данным Центробанка Узбекистана, чистый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2018 году составил $624 млн, что в три раза меньше по сравнению c 2017 годом.
Такое снижение обусловлено увеличением объемов «возвращающихся» инвестиций в рамках соглашений о разделе продукции, которые составили $1 млрд в 2018 году ($524 млн в 2017 году). Значительные объемы средств в 2017 году были направлены иностранными инвесторами на строительно-монтажные работы по организации добычи минеральных ресурсов.
Квартальная динамика прямых иностранных инвестиций, млн долларов США
Источник: Центральный банк
Объемы чистых портфельных инвестиций иностранных инвесторов увеличились с $3 млн в 2017-м до $13 млн в 2018-м. Чистый приток прямых иностранных инвестиций в I квартале 2019 года составил $198 млн, что в два раза меньше прошлогоднего показателя за тот же период. Это обусловлено увеличением объемов репатриации по инвестициям в рамках соглашений о разделе продукции (СРП).
При этом чистый рост инвестиций в акционерный капитал, за исключением СРП, составил $158 млн, что на 60% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Повторное инвестирование доходов иностранными инвесторами в I квартале 2019 года выросло на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Резкий рост объемов портфельных инвестиций на $1 млрд связан с успешным размещением еврооблигаций в начале текущего года.
Иностранные прямые и портфельные инвестиции, млн долларов США
Источник: Центральный банк
Эта статистика не раскрывает полной картины привлечения и освоения ПИИ. Так, по данным Министерства инвестиций и внешней торговли, по итогам I квартала освоено $783,3 млн ПИИ. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года ($325,8 млн) рост составил $457,5 млн, или 2,4 раза.
Еще один индикатор инвестиционной активности — количество предприятий с иностранными инвестициями. Так, по данным Госкомстата, на конец первого полугодия таких предприятий 9014. За полугодие их стало больше на 19,2% при том, что за весь 2018 год рост составил 37%. Преобладают здесь субъекты Российской Федерации, Турции, КНР, Казахстана и Кореи.
Динамика прямых иностранных инвестиций
Рост ПИИ более чем в два раза наблюдается в металлургической отрасли (2,4 раза к периоду 2018 года), текстильной отрасли (2,7 раза), производстве продовольственных товаров (3,1 раза) и фармацевтической отрасли (6,3 раза). Необходимо отметить и рост в сфере проектов регионального подчинения — объемы ПИИ в регионы увеличились в четыре раза по сравнению с показателями 2018 года.
Инвестиционный потенциал Узбекистана
Ключевые факторы, привлекающие иностранные инвестиции в страну:
- богатые и диверсифицированные природные ресурсы (газ, золото, хлопок, гидроэнергетическая ресурсная база);
- социально-политическая, макроэкономическая и финансовая стабильность;
- сравнительно низкий уровень госдолга и комфортные валютные резервы;
- амбициозная государственная инвестиционная программа;
- масштаб емкости внутреннего рынка с населением в 33 млн;
- стратегическое географическое положение между Китаем и Европой.
В целом Узбекистан обладает преимуществом макроэкономической стабильности, которая в сочетании с текущими реформами открывает возможности в различных секторах экономики, будь то финансовые услуги, строительство или туризм. Инвестиционный потенциал на период следующих десяти лет, по мнению Boston Consulting Group, достигает $65 млрд, из которых на несырьевые отрасли приходится до $20 млрд.
Не в полной мере реализован инвестиционный потенциал таких традиционных для иностранных инвестиций отраслей, как топливно-энергетическая, горнодобывающая, сельское хозяйство и текстильное производство.
Также имеется значительный потенциал развития в относительно новых для Узбекистана секторах — финансово-банковском секторе, строительстве, телекоммуникациях и туризме.
При текущих низких процентных ставках в странах с развитыми рынками капитала Узбекистан с его быстрорастущим рынком, возможностью получения более высокой доходности выглядит привлекательным для иностранных инвесторов. Имеющиеся риски несут также в себе большие возможности.
Некоторые проблемы и прогресс
Вместе с признанными достижениями в сфере инвестиций сохраняется немало проблем и объективно трудных задач, требующих адресного решения.
Так, по сей день предприниматели сталкиваются с бюрократическими проволочками, особенно в части получения разрешений на строительство, регистрации собственности и внешнеторговых операций.
Несмотря на значительное улучшение своих позиций в мировых рейтингах, по индексу свободы ведения бизнеса Doing Business в 2019 году наша страна уступает таким торговым партнерам, как Россия, Казахстан и Кыргызстан, не говоря уже о развитых странах. В связи с этим президент утвердил дорожную карту по достижению как минимум 20-го места в рейтинге свободы ведения бизнеса к 2022 году.
Сравнение индикаторов постсоветских стран с более высоким рейтингом — Грузия (6-е место), Азербайджан (25-е место) и Казахстан (28-е место) — демонстрирует, по каким направлениям мы отстаем.
Источник: Doing Business
Так, при относительно высоких показателях индикаторов «Регистрация предприятий» и «Подключение к электроснабжению» для улучшения общего рейтинга Узбекистану необходимо улучшить остальные показатели.
Нужно сократить количество, стоимость и сроки разрешительных процедур при строительстве, экспорте-импорте, повысить эффективность нормативно-правовой базы и качество судопроизводства при разрешении (урегулировании) неплатежеспособности предприятий. Также необходимо дальнейшее укрепление защиты прав миноритарных акционеров.
Несмотря на меры по увеличению доли частной собственности, сохраняется доминирующая роль госпредприятий в структуре производства ВВП, что негативно влияет на конкуренцию и отраслевую эффективность, в том числе в таких ключевых секторах, как энергетика, автопром, авиация, химическая и горнодобывающая промышленность.
Отечественный рынок ценных бумаг остается неразвитым, что препятствует привлечению через его механизмы и инструменты необходимых ресурсов для финансирования развития национальной экономики.
На фоне политики «дорогих денег» и отсутствия альтернатив такая ситуация приводит к неоправданному завышению кредитного потенциала рынков и росту спроса на кредитные ресурсы банков. Результат — рост себестоимости производства и повышение потребительских цен на внутреннем рынке.
Возвращаясь к мнению экспертов Boston Consulting Group — основными рисками для инвестиционной привлекательности страны они считают:
Зависимость Узбекистана от соседних стран
- Внутренняя нестабильность соседних государств потенциально может стать замедляющим фактором для развития.
- Узбекистан не имеет выхода к морю и окружен странами, которые тоже не имеют выхода к морю, — это требует развития эффективной инфраструктуры и логистической системы.
- Слабая диверсификация портфеля торговых партнеров: крупнейшие из них — Китай, Россия и Казахстан с общей долей в 45% от объемов внешней торговли страны.
- Возможный негативный эффект от замедления экономического роста в Китае или России.
- Сильная зависимость от отношений с соседними странами, через которые пролегают транзитные маршруты в Россию и Китай.
Возможные изменения в миграционных тенденциях
- Резкий рост безработицы и угроза социальной нестабильности в результате возвращения трудовых мигрантов из-за смены миграционной политики в странах их пребывания.
Быстрые изменения в регуляторной сфере
- Риски, связанные с принятием недостаточно проработанных законодательных актов.
Неопределенность и нестабильность цен на электроэнергию и энергоносители
- Риск социальной напряженности из-за повышения цен, особенно среди неблагополучных групп населения с низкими доходами.
- Инфляционные риски либерализации цен на фоне одновременной банковской реформы, которая призвана увеличить денежную базу.
В заключение хотелось бы отметить, что инвестиционный климат в Узбекистане, безусловно, улучшается. Повышается открытость страны, признаются трудности и проблемы, предпринимаются конкретные шаги по их преодолению. Растет интерес со стороны иностранных инвесторов, в том числе институциональных.
При условии сохранения темпа реформ, в том числе по либерализации финансового рынка, интеграции в мировые рынки капитала и созданию действенной системы защиты прав собственности, Узбекистан в ближайшем будущем может стать весьма привлекательной страной для инвестирования.
Ранее о своем опыте руководства компанией и ведения переговоров в Узбекистане специально для Spot рассказывал специалист по инвестициям и развитию глобального бизнеса Николас Гилани.
Узбекистан перенимает европейский опыт по привлечению инвестиций
Топ статей за 7 дней
«Они думали, что мы все здесь л…»: юнусабадцы продолжают бороться с застройщиком, атаковавшим их квартал (видео)
Над 11-летней уроженкой Узбекистана надругались трое 10-летних мальчиков
Как улучшить экологию Узбекистана? В первую очередь начните с себя (видео)
Подпишитесь на нас
Сегодня Председатель Правления АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса), Президент Schneider Electric в России и СНГ Йохан Вандерплаетсе провел пресс-конференцию, в рамках которой ответил, на волнующих всех вопрос, о вступлении Узбекистана в ЕАЭС. Он назвал два главных аргумента — это решение вопросов трудовой миграции, когда мигранты смогут иметь необходимые права при устройстве на работу за рубежом и быть социально защищенными, а также повышение объемов экспорта.
Также он отметил, что несмотря на всю болезненность реформ, которые происходят сегодня в Узбекистане – у нашей страны большой потенциал и в скором времени она может занять лидирующие позиции, если будет развивать собственное производство и наконец-то решит проблемы с интернетом и нехваткой квалифицированных кадров.
Йохан Вандерплаетсе назвал Узбекистан страной с великим прошлым, которая дала миру многих влиятельных ученых, математиков и писателей. Он рассказал о своей поездке в Самарканд, о том насколько его поразила красота и величие наследия эпохи Темуридов — площадь Регистан. У страны с великим прошлым неизменно будет великое будущее, отметил Председатель Правления АЕБ.
Данная пресс-конференция была проведена Йоханом Вандерплаетсе с целью осветить вопросы, касающиеся возможностей расширения присутствия европейских деловых кругов в этой стране, работы по улучшению делового климата и повышения инвестиционной привлекательности экономики Узбекистана.
Она стала заключительным этапом в рамках визита делегации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), крупнейшего представительства иностранных инвесторов на территории ЕАЭС в Узбекистан. Делегацию состояла из глав крупных европейских компаний, среди которых: Bayer, Creon Capital, Deloitte, Generali Russia&CIS, Kuehne+Nagel, Mitsubishi Electric, Oriflame, Schneider Electric, Signify и др.
Главной целью визита стало знакомство с инвестиционным потенциалом Узбекистана, а также обсуждение конкретных шагов в развитии взаимовыгодного сотрудничества и расширении деловых связей между узбекским и европейским бизнесом.
Представители европейских компаний обсудили вопросы ведения бизнеса и поддержки иностранных инвесторов c заместителем Премьер-министра республики Элёром Ганиевым, министром инвестиций и внешней торговли Сардором Умурзаковым, министром экономики и промышленности Ботиром Ходжаевым, заместителем министра инновационного развития Ойбеком Норинбоевым, а также с председателем Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма Алишером Курмановым.
Нелли Каримова
Фото: Сергей Наследов
http://davaktiv.uz/ru/home-ru-ru/pravovoj-status-agentstva
http://www.spot.uz/ru/2019/10/04/invest/
http://nuz.uz/ekonomika-i-finansy/44438-uzbekistan-perenimaet-evropeyskiy-opyt-po-privlecheniyu-investiciy.html