Об Агентстве

 

Агентство по привлечению инвестиций узбекистана

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан является органом государственного управления, основными направлениями деятельности которого являются ведение единой государственной политики по эффективному управлению государственными активами;

осуществление права акционера (учредителя и участника) по переданным ему государственным пакетам акций (долям) в уставных капиталах предприятий с государственным участием;

внедрение современных методов и форм корпоративного управления в предприятиях с государственным участием на основе передовой мировой практики, кардинальное повышение роли акционеров и наблюдательных советов в их управлении;

содействие, в том числе на основе рекомендаций международных финансовых институтов, поэтапной трансформации предприятий с государственным участием в эффективные предприятия, способные конкурировать на внутреннем и внешнем рынках;

координацию разработки и утверждения стратегий развития предприятий с государственным участием, направленных на обеспечение эффективности и транспарентности их деятельности, оптимизации структуры управления, высокой доходности и роста капитализации, вывода непрофильных и неиспользуемых активов;

осуществление инвестиционной деятельности с обеспечением интересов государства, в том числе путем передачи государственных акций (долей) в доверительное управление;

организацию комплекса мер по привлечению инвестиций, в том числе прямых иностранных, а также портфельных инвестиций за счет выпуска и реализации облигаций и акций предприятий с государственным участием, включая размещение эмиссии по IPO/SPO на отечественном и зарубежных фондовых биржах;

обеспечение открытого и прозрачного механизма реализации (приватизации) и передачи в аренду государственных активов, ведение мониторинга за выполнением инвесторами принятых инвестиционных и социальных обязательств, а также участие в разработке предложений по государственно-частному партнерству;

определение на основе анализа бездействующих, низкорентабельных и убыточных предприятий с государственным участием, разработку и участие в реализации программ их финансового оздоровления и повышения эффективности деятельности;

реализацию государственной политики по делам о банкротстве;

проведение совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан эффективной дивидендной политики в предприятиях с государственным участием;

обеспечение государственного регулирования оценочной деятельности, утверждение стандартов оценки имущества, а также сертификацию риэлторов;

Агентство по управлению государственными активами в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Узбекистан и Премьер Министру Республики Узбекистан.

Агентство по управлению государственными активами руководствуется в своей деятельности:

  • Конституцией и Законами Республики Узбекистан,
  • Указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан,
  • решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
  • Постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан,
  • Положением об Агентстве по управлению государственными активами

Агентство по управлению государственными активами осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы во взаимодействии с государственными органами, органами самоуправления граждан, негосударственными некоммерческими и иными организациями.

Решения Агентство, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для исполнения министерствами, ведомствами, местными органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами.

Задачи и функции Агентства

Задачи и приоритетные направления деятельности Агентства

Важнейшей задачей Агентства является:

а) Агентства по управлению государственными активами:

ведение единой государственной политики по эффективному управлению государственными активами;

осуществление права акционера (учредителя и участника) по переданным ему государственным пакетам акций (долям) в уставных капиталах предприятий с государственным участием;

внедрение современных методов и форм корпоративного управления в предприятиях с государственным участием на основе передовой мировой практики, кардинальное повышение роли акционеров и наблюдательных советов в их управлении;

содействие, в том числе на основе рекомендаций международных финансовых институтов, поэтапной трансформации предприятий с государственным участием в эффективные предприятия, способные конкурировать на внутреннем и внешнем рынках;

координацию разработки и утверждения стратегий развития предприятий с государственным участием, направленных на обеспечение эффективности и транспарентности их деятельности, оптимизации структуры управления, высокой доходности и роста капитализации, вывода непрофильных и неиспользуемых активов;

осуществление инвестиционной деятельности с обеспечением интересов государства, в том числе путем передачи государственных акций (долей) в доверительное управление;

организацию комплекса мер по привлечению инвестиций, в том числе прямых иностранных, а также портфельных инвестиций за счет выпуска и реализации облигаций и акций предприятий с государственным участием, включая размещение эмиссии по IPO/SPO на отечественном и зарубежных фондовых биржах;

обеспечение открытого и прозрачного механизма реализации (приватизации) и передачи в аренду государственных активов, ведение мониторинга за выполнением инвесторами принятых инвестиционных и социальных обязательств, а также участие в разработке предложений по государственно-частному партнерству;

определение на основе анализа бездействующих, низкорентабельных и убыточных предприятий с государственным участием, разработку и участие в реализации программ их финансового оздоровления и повышения эффективности деятельности;

реализацию государственной политики по делам о банкротстве;

проведение совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан эффективной дивидендной политики в предприятиях с государственным участием;

обеспечение государственного регулирования оценочной деятельности, утверждение стандартов оценки имущества, а также сертификацию риэлторов;

Определить основными направлениями государственной политики:

в сфере управления государственными активами, финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий с государственным участием:

выработку рыночных механизмов управления государственной долей в уставных капиталах предприятий с государственным участием;

внедрение в предприятиях с государственным участием современных методов корпоративного управления, повышение ответственности их органов управления за эффективность деятельности этих предприятий;

организацию эффективной работы с зарубежными и международными институтами и компаниями по внедрению эффективных механизмов предприватизационной подготовки предприятий с государственным участием, предусматривающих в том числе повышение их привлекательности и эффективности управления ими;

поэтапное сокращение доли государства в уставных капиталах предприятий с государственным участием, обеспечение эффективной и прозрачной приватизации;

разработку и участие в реализации программ финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий с государственным участием, повышения эффективности их деятельности;

Структура Агентства

Об организации деятельности Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан

Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 14 января 2019 года № УП-5630 «О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала»:

организационную структуру Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан согласно приложению № 1 ;

структуру центрального аппарата Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан согласно приложению № 2 .

2. Установить предельную численность управленческого персонала Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан (далее — Агентство) в количестве 432 единицы, в том числе центрального аппарата Агентства — 109 единиц.

Предоставить директору Агентства право:

вносить, при необходимости, изменения в утвержденную структуру центрального аппарата Агентства в пределах установленной общей численности управленческого персонала;

утверждать структуры территориальных управлений Агентства в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте;

утверждать предельную численность управленческого персонала территориальных управлений Агентства;

вводить дополнительные штатные единицы специалистов управленческого персонала Агентства за счет средств внебюджетного Фонда по управлению, трансформации и приватизации государственных активов при Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан (далее — Фонд);

привлекать в качестве сотрудников и консультантов квалифицированных отечественных и зарубежных специалистов, с установлением им, в порядке исключения, размеров заработной платы и иных выплат за счет средств Фонда;

устанавливать для работников Агентства надбавки и другие стимулирующие выплаты к должностным окладам (тарифным ставкам) по основной занимаемой должности, вне зависимости от других выплат, предусмотренных законодательством, за счет средств Фонда;

определять исходя из международной практики и рыночных условий размер оплаты труда квалифицированных зарубежных специалистов, привлекаемых на контрактной основе для реализации задач, возложенных на Агентство.

3. Определить источниками финансирования расходов по содержанию центрального аппарата Агентства и его территориальных управлений средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и другие средства, не запрещенные законодательством.

4. Установить, что:

является правопреемником Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (далее — Госкомконкуренции) по всем его правам, обязательствам и договорам в части управления государственными активами, в том числе находящимися за рубежом, реализации приватизационных мероприятий (включая продажу государственных долей), передачи государственного имущества в аренду, внедрения корпоративного управления в хозяйственных обществах, финансового оздоровления экономически несостоятельных хозяйственных обществ, банкротства, обеспечения государственного регулирования оценочной деятельности и утверждения стандартов оценки имущества;

является правопреемником ГУП «Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции» по всем его правам, обязательствам и договорам;

осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от всех государственных органов и организаций, их должностных лиц и в своей деятельности подчиняется и подотчетно непосредственно Премьер-министру Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан;

осуществляет координацию деятельности министерств и ведомств, а также органов государственной власти на местах в сфере управления государственными активами;

осуществляет права акционера (учредителя и участника) по переданным ему государственным пакетам акций (долям) в уставных капиталах хозяйственных обществ в соответствии с законами Республики Узбекистан « Об акционерных обществах и защите прав акционеров », « Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью »;

осуществляет функции продавца по выставленным на торги Госкомконкуренции и его территориальными органами объектам. При этом условия и виды торгов остаются без изменений, а объекты не подлежат снятию с торгов, переоценке и повторному выставлению на торги в связи с преобразованием Госкомконкуренции;

обеспечивает выполнение поставленных задач исключительно методами корпоративного управления, не вмешиваясь в текущую деятельность хозяйственных обществ с государственной долей (далее — хозяйственные общества);

ежегодно, не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, вносит Президенту Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан отчет о деятельности Агентства, включая итоги стратегических преобразований в деятельности хозяйственных обществ;

б) директор Агентства, его первый заместитель и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан, по статусу, условиям медицинского и транспортного обслуживания приравниваются соответственно к министру, первому заместителю министра и заместителю министра соответственно;

в) директор Агентства, его первый заместитель, заместители и сотрудники Агентства вправе избираться в члены наблюдательных советов хозяйственных обществ в установленном порядке;

г) назначение руководителей территориальных управлений Агентства осуществляется директором Агентства по согласованию, соответственно, с председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и г. Ташкента;

д) за работниками Агентства сохраняется порядок медицинского обслуживания, предусмотренный для работников упраздненного Госкомконкуренции;

е) Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих в части минимального уровня образования при приеме на работу, установления квалификационных разрядов по профессиям рабочих носит, в порядке исключения, рекомендательный характер для применения в Агентстве в отношении специалистов соответствующего направления, окончивших высшие образовательные учреждения за рубежом;

ж) ранее выданные Госкомконкуренции и его территориальными органами лицензии, правоустанавливающие, разрешительные документы и ранее принятые ими решения сохраняют свою силу и не подлежат отмене либо изменению в связи с его преобразованием.

5. Установить порядок, в соответствии с которым:

с 1 апреля 2019 года отменяется практика утверждения нормативно-правовыми актами составов наблюдательных советов (советов банков) и членов исполнительного органа хозяйственных обществ, а также их приравнивания к руководителям или заместителям руководителя государственного органа;

с 1 июля 2019 года руководитель или заместители руководителя государственного органа, за исключением Агентства, могут быть избраны по государственной доле членами наблюдательного совета предприятий с участием государства исключительно при наличии у них квалификационного аттестата корпоративного управляющего;

состав наблюдательных советов (советов банков) хозяйственных обществ утверждается решением общего собрания акционеров без согласования с государственными органами, организациями или их должностными лицами;

исполнительный орган хозяйственного общества (руководитель и заместители руководителя) отбирается на конкурсной основе из числа наиболее опытных специалистов, в том числе зарубежных, и назначается решением общего собрания акционеров или наблюдательного совета без согласования с государственными органами, организациями или их должностными лицами;

формируемая в будущем доля государства в уставных капиталах (фондах) хозяйственных обществ, по которой права акционера (учредителя) осуществляются государственными органами и учреждениями, передается Агентству;

ранее заключенные договора на доверительное управление государственной долей с доверительными управляющими инвестиционными активами переоформляются Агентством на ранее подписанных условиях до истечения срока их действия путем заключения дополнительных соглашений;

хозяйственные общества самостоятельно принимают решения по определению размеров заработной платы, численности управленческого и технического персонала, количества автотранспортных средств и иным вопросам, по которым для органов хозяйственного управления установлен особый порядок в соответствии с законодательством.

6. Передать Агентству доли государства в уставных капиталах хозяйственных обществ по перечню согласно приложению № 3 .

Агентству совместно с Агентством государственных услуг при Министерстве юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок провести инвентаризацию хозяйственных обществ, в которых имеется государственная доля.

Установить, что государственная доля в уставных капиталах (фондах) хозяйственных обществ, по которой права акционера (учредителя) осуществляются государственными органами и учреждениями, выявленная по итогам инвентаризации и не включенная в приложение № 3 к настоящему постановлению, передается Агентству.

7. Министерству финансов Республики Узбекистан:

выделить средства на расходы Агентства в рамках реализации настоящего постановления на 2019 год в пределах параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан и начиная с 2020 года ежегодно предусматривать необходимые бюджетные средства;

внести соответствующие изменения в утвержденные параметры расходов Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2019 год исходя из положений настоящего постановления;

обеспечить выделение Агентству необходимых денежных средств для приобретения служебных автотранспортных средств и установить лимит на содержание служебных легковых автомобилей в количестве 12 единиц, в том числе 9 единиц персональных;

обеспечить выделение по обоснованным расчетам Агентства необходимых денежных средств для ремонта административных зданий и на покупку необходимого оборудования и информационно-коммуникационных технологий для формирования материально-технической базы.

9. Агентству в двухмесячный срок обеспечить присоединение ГУП «Центр по управлению государственными активами при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции» к Агентству в установленном порядке.

10. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить в установленном порядке Агентство телефонной связью, включая правительственную связь.

11. Министерству внутренних дел, Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Центральному депозитарию ценных бумаг, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, в связи с упразднением Госкомконкуренции и его территориальных органов осуществить, по принадлежности, без взимания сборов и иных платежей:

перерегистрацию, соответственно, на Агентство и его территориальные управления прав на объекты недвижимого и другого имущества;

перерегистрацию в органах Министерства внутренних дел Республики Узбекистан переходящих Агентству и его территориальным управлениям автотранспортных средств;

государственную регистрацию изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы хозяйственных обществ в связи с переходом Агентству функций и прав акционера (учредителя и участника) по государственным пакетам акций (долям).

12. Включить Агентство в Перечень органов государственной власти, органов государственного и хозяйственного управления, других государственных организаций республиканского значения, руководители которых могут ходатайствовать о постоянной прописке работников в городе Ташкенте и Ташкентской области, утвержденный постановлением Кабинета Министров от 7 октября 2016 года № 336.

13. Освободить Агентство и его территориальные управления от уплаты государственной пошлины по искам, вносимым на рассмотрение судов в соответствии с возложенными на них полномочиями.

14. Разместить Агентство по адресу: г. Ташкент, улица А. Темура, 6, на праве оперативного управления.

Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента в месячный срок обеспечить размещение территориальных управлений Агентства в помещениях по месту текущей дислокации территориальных органов упраздненного Госкомконкуренции.

15. Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Агентством, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента организовать широкое освещение в средствах массовой информации масштабов проводимой работы по реализации государственных активов предпринимателям.

16. Агентству совместно с Министерством финансов, Министерством юстиции и другими заинтересованными ведомствами внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

а) в срок до 1 апреля 2019 года:

предложения по отмене нормативно-правовых актов, которыми утверждены составы наблюдательных советов и члены исполнительного органа хозяйственных обществ, а также члены их исполнительных органов приравнены к руководителям или заместителям руководителя государственного органа;

«Дорожную карту» по внедрению современных методов корпоративного управления в деятельность предприятий с государственным участием, предусматривающую международные принципы корпоративного управления, повышение эффективности деятельности наблюдательных советов и органов контроля с учетом передовой международной практики;

б) в двухмесячный срок:

проект постановления об утверждении положений об Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан и порядке формирования и использования средств внебюджетного Фонда по управлению, трансформации и приватизации государственных активов при Агентстве по управлению государственными активами Республики Узбекистан;

 

предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова.

Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

14 января 2019 г.,

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 января 2019 года № ПП-4112

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 января 2019 года № ПП-4112

СТРУКТУРА

центрального аппарата Агентства по управлению государственными активами Республики Узбекистан

Общая численность управленческого персонала, финансируемых из Государственного бюджета Республики Узбекистан — 109 единиц.

Численность обслуживающего и технического персонала определяется в соответствии с установленными нормативами.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 14 января 2019 года № ПП-4112

ПЕРЕЧЕНЬ

государственных пакетов акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ, передаваемых Агентству по управлению государственными активами

Наименование обществ

Государственная доля (%) *

Министерство внешней торговли Республики Узбекистан

Чем Узбекистан привлекает и отталкивает инвесторов?

Каковы риски и перспективы для инвестиционной привлекательности Узбекистана, разъясняет аналитик консалтинговой компании Leverage Исфандиер Ахмедов.

Аналитик консалтинговой компании Leverage Исфандиер Ахмедов рассматривает экономическую ситуацию в Узбекистане глазами иностранного инвестора: страна улучшает позиции в международных рейтингах, но на практике либерализацию пока еще сдерживают административные оковы, рынок ценных бумаг остается неразвитым, а влияние государства на экономику слишком велико.

Каковы риски и перспективы для инвестиционной привлекательности Узбекистана, эксперт пишет специально для Spot.

Исфандиер Ахмедов

Аналитик консалтинговой компании Leverage

Зачем инвестировать в Узбекистан? Сегодня этим вопросом задается не только внешний, но и свой внутренний инвестор.

90-е канули в лету, однако вопрос грамотной «упаковки» инвестиционной привлекательности страны остается актуальным. Несмотря на все старания властей и шаги по либерализации внутреннего рынка, множество интересных инвестиционных и стартап-проектов буксуют на этапе анализа и экспертизы.

Туманные индексы развития

Оценка качества инвестиционного климата должна фокусироваться на способности зарубежных и местных компаний войти на конкретный рынок (отрасль), организовывать деятельность (провести операции), получить доступ к финансированию и выйти на окупаемый уровень рентабельности.

В мировом экспертном пространстве достаточно всевозможных индексов и показателей, оценивающих качество и легкость ведения коммерческой деятельности в той или иной стране, однако некоторые из них не актуальны.

Так, например индекс свободы ведения бизнеса EADB и его показатели, оцениваемые Всемирным банком в ежегодном докладе Doing Business, отражают лишь юридическую оценку, которая выстроена таким образом, что улучшение/ухудшение показателя одной страны приводит к изменению индекса по другим странам, где наблюдается стабильность в оцениваемых параметрах.

Узбекистан занимает 76-е место среди 190 стран мира в рейтинге Doing Business, в том числе 12-е место по показателю «Регистрация предприятий». Улучшения коснулись показателей легкости открытия предприятия, регистрации собственности, уплаты налогов, защиты миноритариев, получения кредитов и трансграничной торговли.

Более-менее объективным можно считать Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) в рамках доклада Всемирного экономического форума Global Competitiveness Report, который объединяет результаты опроса руководителей компаний и количественные данные.

GCI оценивает институциональную основу внутреннего рынка, его инфраструктуру, макроэкономическую и деловую среду, здравоохранение и образование, профессиональную подготовку кадров и качество рынка труда, эффективность товарных и финансовых рынков, технологическую готовность, механизмы внедрения инноваций и многое другое. Однако, к сожалению, Узбекистан в настоящее время в этот индекс не включен.

Вместе с тем, за последние годы Узбекистан получил суверенные кредитные рейтинги авторитетных рейтинговых агентств Fitch и Standard&Poor’s на уровне «BB-» со стабильным прогнозом, что оценивает степень готовности государства своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Это также позволило в феврале успешно разместить пяти- и десятилетние еврооблигации на общую сумму $1 млрд.

Кроме того, Всемирный банк в своем последнем бюллетене называет прогресс реформ в Узбекистане «впечатляющим» и прогнозирует, что к 2021 году экономический рост республики достигнет 6% при условии поддержки рыночных реформ.

Однако, по нашему мнению, международные финансовые институты лишь ведут привычный дискурс, который они используют по отношению к странам, ранее проявлявшим осторожность во внешних заимствованиях. Вместе с тем общая картина социально-экономической жизни республики всё же отражает иные реалии.

Либерализация в административных оковах

Начавшаяся в 2017 году амбициозная программа либерализации, беспрецедентная для современной истории Узбекистана, выглядела многообещающе. Были поставлены задачи обеспечить открытость всех сфер жизни общества и построить конкурентоспособную рыночную экономику.

Однако содержание социальной и экономической политики не соответствует тому образу, в котором нас представляют иностранным инвесторам. Нужно умерить амбиции и понять, что иностранный инвестор не придет только на основе того, что об Узбекистане говорят по телевизору, что он размещает евробонды на европейском рынке и берет кучу займов у международных организаций.

Проведение эффективной фискальной политики? Поспешные шаги в утверждении новой редакции Налогового кодекса ни к чему хорошему не привели. Бизнес просто не принял условия, которые ему навязали, и ушел в тень. Разрабатывается новый Налоговый кодекс, и что делать бизнесу и населению с этой информацией? НДС снижен с 20 до 15%, но базовая ставка налога на прибыль юридических лиц повышена до 15%.

Неопределенность в налоговой и таможенной политике приводит к тому, что бизнес уклоняется от уплаты налогов — этому виной расширенный ранее перечень плательщиков НДС с дифференцированными ставками и непонятным механизмом исчисления.

Риски нехватки оборотных активов и неравные и необъективные налоговые условия — вот от чего убегает бизнес при такой фискальной политике, не говоря уже о кредитной, с «дорогими деньгами».

В законах не определено понятие и размер потребительской корзины и прожиточного минимума, что ставит в неопределенное положение и простых граждан, которые по текущей версии Налогового кодекса даже лишились не облагаемого налогом размера дохода (ранее он составлял 1 МРЗП).

Ускорение процессов перехода страны к конкурентной рыночной экономике? Рынок конкурентен только в том случае, когда в экономической структуре государственное участие минимально. В нашем же случае всё сводится к косметическим изменениям в монопольной позиции государства даже в отраслях, не относящихся к стратегическим.

Несмотря на все старания властей по реализации госпакетов акций среди бизнеса и иностранных инвесторов, институциональная доля государства в экономике всё же остается достаточно высокой. Высоки риски экспроприации (потери участия в бизнесе, в том числе за счет размытия доли).

Укрепление системы социальной защиты населения? Смешные по нынешним меркам размеры социальных выплат не позволят прожить и месяца не то что социально уязвимому, а даже обычному гражданину. На данном фоне популяризация предоставления населению госуслуг просто меркнет. Гражданам нужны не только и не столько услуги, а реальная защита со стабильными доступными ценами и тарифами, гарантиями материальной поддержки.

Развитие частного сектора и поддержка предпринимательства? В последнее время мы так увлеклись либерализацией, что забыли о малом бизнесе, который на фоне неопределенности в налоговой политике и дорогостоящих кредитов теряет необходимые условия для развития.

Высоки риски вернуться к ошибке прежних лет, когда значительная часть бизнеса не имеет достаточных стимулов для выхода из теневой экономики.

К тому же сокращение дисперсии малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в экономической структуре и упор на финансирование кредитными институтами страны предпочтительно крупных проектов повышает риски экономической рецессии в среднесрочной перспективе.

Повышение эффективности использования ресурсов? В стране нет эффективной системы удовлетворения спроса на сырьевые ресурсы и материалы, которая бы препятствовала появлению монополиста.

Например, порядки, которые были внедрены на Товарно-сырьевой бирже по некоторым видам активов, просто абсурдны. Забирает весь торгуемый лот сырья или материалов тот покупатель, который предлагает на торгах наивысшую цену. А что делать остальным? Естественно, они будут покупать у того же поставщика с большей наценкой — из-за отсутствия времени и альтернатив.

Немного официальной статистики

По данным Центробанка Узбекистана, чистый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2018 году составил $624 млн, что в три раза меньше по сравнению c 2017 годом.

Такое снижение обусловлено увеличением объемов «возвращающихся» инвестиций в рамках соглашений о разделе продукции, которые составили $1 млрд в 2018 году ($524 млн в 2017 году). Значительные объемы средств в 2017 году были направлены иностранными инвесторами на строительно-монтажные работы по организации добычи минеральных ресурсов.

Квартальная динамика прямых иностранных инвестиций, млн долларов США

Источник: Центральный банк

Объемы чистых портфельных инвестиций иностранных инвесторов увеличились с $3 млн в 2017-м до $13 млн в 2018-м. Чистый приток прямых иностранных инвестиций в I квартале 2019 года составил $198 млн, что в два раза меньше прошлогоднего показателя за тот же период. Это обусловлено увеличением объемов репатриации по инвестициям в рамках соглашений о разделе продукции (СРП).

При этом чистый рост инвестиций в акционерный капитал, за исключением СРП, составил $158 млн, что на 60% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Повторное инвестирование доходов иностранными инвесторами в I квартале 2019 года выросло на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Резкий рост объемов портфельных инвестиций на $1 млрд связан с успешным размещением еврооблигаций в начале текущего года.

Иностранные прямые и портфельные инвестиции, млн долларов США

Источник: Центральный банк

Эта статистика не раскрывает полной картины привлечения и освоения ПИИ. Так, по данным Министерства инвестиций и внешней торговли, по итогам I квартала освоено $783,3 млн ПИИ. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года ($325,8 млн) рост составил $457,5 млн, или 2,4 раза.

Еще один индикатор инвестиционной активности — количество предприятий с иностранными инвестициями. Так, по данным Госкомстата, на конец первого полугодия таких предприятий 9014. За полугодие их стало больше на 19,2% при том, что за весь 2018 год рост составил 37%. Преобладают здесь субъекты Российской Федерации, Турции, КНР, Казахстана и Кореи.

Динамика прямых иностранных инвестиций

Рост ПИИ более чем в два раза наблюдается в металлургической отрасли (2,4 раза к периоду 2018 года), текстильной отрасли (2,7 раза), производстве продовольственных товаров (3,1 раза) и фармацевтической отрасли (6,3 раза). Необходимо отметить и рост в сфере проектов регионального подчинения — объемы ПИИ в регионы увеличились в четыре раза по сравнению с показателями 2018 года.

Инвестиционный потенциал Узбекистана

Ключевые факторы, привлекающие иностранные инвестиции в страну:

  • богатые и диверсифицированные природные ресурсы (газ, золото, хлопок, гидроэнергетическая ресурсная база);
  • социально-политическая, макроэкономическая и финансовая стабильность;
  • сравнительно низкий уровень госдолга и комфортные валютные резервы;
  • амбициозная государственная инвестиционная программа;
  • масштаб емкости внутреннего рынка с населением в 33 млн;
  • стратегическое географическое положение между Китаем и Европой.

В целом Узбекистан обладает преимуществом макроэкономической стабильности, которая в сочетании с текущими реформами открывает возможности в различных секторах экономики, будь то финансовые услуги, строительство или туризм. Инвестиционный потенциал на период следующих десяти лет, по мнению Boston Consulting Group, достигает $65 млрд, из которых на несырьевые отрасли приходится до $20 млрд.

Не в полной мере реализован инвестиционный потенциал таких традиционных для иностранных инвестиций отраслей, как топливно-энергетическая, горнодобывающая, сельское хозяйство и текстильное производство.

Также имеется значительный потенциал развития в относительно новых для Узбекистана секторах — финансово-банковском секторе, строительстве, телекоммуникациях и туризме.

При текущих низких процентных ставках в странах с развитыми рынками капитала Узбекистан с его быстрорастущим рынком, возможностью получения более высокой доходности выглядит привлекательным для иностранных инвесторов. Имеющиеся риски несут также в себе большие возможности.

Некоторые проблемы и прогресс

Вместе с признанными достижениями в сфере инвестиций сохраняется немало проблем и объективно трудных задач, требующих адресного решения.

Так, по сей день предприниматели сталкиваются с бюрократическими проволочками, особенно в части получения разрешений на строительство, регистрации собственности и внешнеторговых операций.

Несмотря на значительное улучшение своих позиций в мировых рейтингах, по индексу свободы ведения бизнеса Doing Business в 2019 году наша страна уступает таким торговым партнерам, как Россия, Казахстан и Кыргызстан, не говоря уже о развитых странах. В связи с этим президент утвердил дорожную карту по достижению как минимум 20-го места в рейтинге свободы ведения бизнеса к 2022 году.

Сравнение индикаторов постсоветских стран с более высоким рейтингом — Грузия (6-е место), Азербайджан (25-е место) и Казахстан (28-е место) — демонстрирует, по каким направлениям мы отстаем.

Источник: Doing Business

Так, при относительно высоких показателях индикаторов «Регистрация предприятий» и «Подключение к электроснабжению» для улучшения общего рейтинга Узбекистану необходимо улучшить остальные показатели.

Нужно сократить количество, стоимость и сроки разрешительных процедур при строительстве, экспорте-импорте, повысить эффективность нормативно-правовой базы и качество судопроизводства при разрешении (урегулировании) неплатежеспособности предприятий. Также необходимо дальнейшее укрепление защиты прав миноритарных акционеров.

Несмотря на меры по увеличению доли частной собственности, сохраняется доминирующая роль госпредприятий в структуре производства ВВП, что негативно влияет на конкуренцию и отраслевую эффективность, в том числе в таких ключевых секторах, как энергетика, автопром, авиация, химическая и горнодобывающая промышленность.

Отечественный рынок ценных бумаг остается неразвитым, что препятствует привлечению через его механизмы и инструменты необходимых ресурсов для финансирования развития национальной экономики.

На фоне политики «дорогих денег» и отсутствия альтернатив такая ситуация приводит к неоправданному завышению кредитного потенциала рынков и росту спроса на кредитные ресурсы банков. Результат — рост себестоимости производства и повышение потребительских цен на внутреннем рынке.

Возвращаясь к мнению экспертов Boston Consulting Group — основными рисками для инвестиционной привлекательности страны они считают:

Зависимость Узбекистана от соседних стран

  • Внутренняя нестабильность соседних государств потенциально может стать замедляющим фактором для развития.
  • Узбекистан не имеет выхода к морю и окружен странами, которые тоже не имеют выхода к морю, — это требует развития эффективной инфраструктуры и логистической системы.
  • Слабая диверсификация портфеля торговых партнеров: крупнейшие из них — Китай, Россия и Казахстан с общей долей в 45% от объемов внешней торговли страны.
  • Возможный негативный эффект от замедления экономического роста в Китае или России.
  • Сильная зависимость от отношений с соседними странами, через которые пролегают транзитные маршруты в Россию и Китай.

Возможные изменения в миграционных тенденциях

  • Резкий рост безработицы и угроза социальной нестабильности в результате возвращения трудовых мигрантов из-за смены миграционной политики в странах их пребывания.

Быстрые изменения в регуляторной сфере

  • Риски, связанные с принятием недостаточно проработанных законодательных актов.

Неопределенность и нестабильность цен на электроэнергию и энергоносители

  • Риск социальной напряженности из-за повышения цен, особенно среди неблагополучных групп населения с низкими доходами.
  • Инфляционные риски либерализации цен на фоне одновременной банковской реформы, которая призвана увеличить денежную базу.

В заключение хотелось бы отметить, что инвестиционный климат в Узбекистане, безусловно, улучшается. Повышается открытость страны, признаются трудности и проблемы, предпринимаются конкретные шаги по их преодолению. Растет интерес со стороны иностранных инвесторов, в том числе институциональных.

При условии сохранения темпа реформ, в том числе по либерализации финансового рынка, интеграции в мировые рынки капитала и созданию действенной системы защиты прав собственности, Узбекистан в ближайшем будущем может стать весьма привлекательной страной для инвестирования.

Ранее о своем опыте руководства компанией и ведения переговоров в Узбекистане специально для Spot рассказывал специалист по инвестициям и развитию глобального бизнеса Николас Гилани.

Узбекистан перенимает европейский опыт по привлечению инвестиций

Топ статей за 7 дней

«Они думали, что мы все здесь л…»: юнусабадцы продолжают бороться с застройщиком, атаковавшим их квартал (видео)

Над 11-летней уроженкой Узбекистана надругались трое 10-летних мальчиков

Как улучшить экологию Узбекистана? В первую очередь начните с себя (видео)

Подпишитесь на нас

Сегодня Председатель Правления АЕБ (Ассоциация европейского бизнеса), Президент Schneider Electric в России и СНГ Йохан Вандерплаетсе провел пресс-конференцию, в рамках которой ответил, на волнующих всех вопрос, о вступлении Узбекистана в ЕАЭС. Он назвал два главных аргумента — это решение вопросов трудовой миграции, когда мигранты смогут иметь необходимые права при устройстве на работу за рубежом и быть социально защищенными, а также повышение объемов экспорта.

Также он отметил, что несмотря на всю болезненность реформ, которые происходят сегодня в Узбекистане – у нашей страны большой потенциал и в скором времени она может занять лидирующие позиции, если будет развивать собственное производство и наконец-то решит проблемы с интернетом и нехваткой квалифицированных кадров.

Йохан Вандерплаетсе назвал Узбекистан страной с великим прошлым, которая дала миру многих влиятельных ученых, математиков и писателей. Он рассказал о своей поездке в Самарканд, о том насколько его поразила красота и величие наследия эпохи Темуридов — площадь Регистан. У страны с великим прошлым неизменно будет великое будущее, отметил Председатель Правления АЕБ.

Данная пресс-конференция была проведена Йоханом Вандерплаетсе с целью осветить вопросы, касающиеся возможностей расширения присутствия европейских деловых кругов в этой стране, работы по улучшению делового климата и повышения инвестиционной привлекательности экономики Узбекистана.

Она стала заключительным этапом в рамках визита делегации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), крупнейшего представительства иностранных инвесторов на территории ЕАЭС в Узбекистан. Делегацию состояла из глав крупных европейских компаний, среди которых: Bayer, Creon Capital, Deloitte, Generali Russia&CIS, Kuehne+Nagel, Mitsubishi Electric, Oriflame, Schneider Electric, Signify и др.

Главной целью визита стало знакомство с инвестиционным потенциалом Узбекистана, а также обсуждение конкретных шагов в развитии взаимовыгодного сотрудничества и расширении деловых связей между узбекским и европейским бизнесом.

Представители европейских компаний обсудили вопросы ведения бизнеса и поддержки иностранных инвесторов c заместителем Премьер-министра республики Элёром Ганиевым, министром инвестиций и внешней торговли Сардором Умурзаковым, министром экономики и промышленности Ботиром Ходжаевым, заместителем министра инновационного развития Ойбеком Норинбоевым, а также с председателем Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам международных отношений, внешнеэкономических связей, иностранных инвестиций и туризма Алишером Курмановым.

Нелли Каримова
Фото: Сергей Наследов

http://davaktiv.uz/ru/home-ru-ru/pravovoj-status-agentstva
http://www.spot.uz/ru/2019/10/04/invest/
http://nuz.uz/ekonomika-i-finansy/44438-uzbekistan-perenimaet-evropeyskiy-opyt-po-privlecheniyu-investiciy.html

Тинькофф DRIVE [credit_cards][sale]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *