Иностранные инвестиции: правовые аспекты, динамика развития 2020

 

Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции (ИИ) — это вложение активов, сделанные зарубежными инвесторами на территории России. Для любого государства привлечение таких инвесторов является важной необходимостью, которая обусловлена ролью конкретной страны в международной экономике.

Правовые аспекты

Правовой режим иностранных инвестиций в России регулируется тремя видами документов: Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ об иностранных инвестициях, законом от 01.04.2020 N 69-ФЗ и международными договорам, которых сейчас более 70-ти, и другими нормативно-правовыми актами.

При вложении средств в офшоры требуется повышенное внимание. В России это остров Русский, расположенный в Приморье, и остров Октябрьский в Калининградской области. Здесь действует Закон от 03.08.2018 № 291-ФЗ о специальных административных районах.

Эксперты юридической группы считают, что в основе партнерства с зарубежным инвесторами лежит еще один нормативный акт. Это Закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ о стратегических инвестициях. Он определяет некоторые ограничения для договоров на партнёрство в сфере вооружения, оборота радиоактивных и ядовитых материалов, космических технологий и авиации, разработке недр.

Цели и объекты вложений

Цель вложений ИИ в производственный сектор, интеллектуальную сферу и в иные направления экономики – получение дохода. С этой точки зрения среди наиболее востребованных объектов могут быть:

  • имущественное право на собственность;
  • научно-технический сектор;
  • нематериальные ценности;
  • основные фонды;
  • оборотные средства;
  • услуги и информация;
  • ценные бумаги;
  • целевые вклады валюты.

Большой приток активов от иностранных инвесторов выступает катализатором для развития выбранной для вложений отрасли экономики.

Происходит оптимизация работы предприятий, растет производственная эффективность. Материальные, интеллектуальные и человеческие ресурсы аккумулируются и остаются внутри страны.

Побочным эффектом выступает развитие социальной сферы, которая связана с сектором народного хозяйства. Результатом применения такого финансового механизма становится интенсивное стимулирование внешнеэкономических и культурных связей.

Формы вливания активов

Инвестировать в экономику страны принято двумя способами. Первый из них ‒ это прямые, второй ‒ портфельные инвестиции.

В первом случае происходит вложения средств в конкретный проект либо компанию. Их проводят несколькими путями:

  • приобретением зарубежным инвестором не менее 10% от доли уставного капитала;
  • вкладом в основные фонды при создании филиала иностранного юр. лица в России;
  • осуществлением лизинга определенного оборудования, имеющего таможенную стоимость не менее 1 млн. рублей.

Именно такой способ стимулирования бизнеса дает наиболее значительные дивиденды в относительно краткосрочной перспективе.

Центробанк информирует: во внебанковском секторе прямые иностранные инвестиции в первом квартале 2020 составили $0,2 млрд. Аналогичный период прошлого года дал показатели в $10,3 млрд долларов.

Портфельные вложения проводят сразу по нескольким векторам, которые формируют общий пакет. Чаще всего это выглядит, как приобретение акций бренда, развивающего различные направления бизнеса.

Иностранные инвестиции в Россию: динамика развития в 2014-2020

Геополитические конфликты, стремительный обвал цен на нефть и пандемия COVID-19 не могли не сказаться на инвестиционном секторе. Быстрый отток зарубежных активов начался еще в 2014, на фоне активной фазы войны на Донбассе. Выведенные из реального сектора 180 млрд долларов в тот год составили почти 40% от общего объема прямых инвестиций.

Постепенный возврат зарубежных партнеров в Россию так и не смог обеспечить высокие «довоенные» показатели. В начале 2014 доля такого капитала составляла 410 млрд, а в 2019 – все еще всего 398 млрд.

С начала года зафиксировано падение инвестиций на 10%, это приведёт к падению импорта на 25%.

Пример – уход от партнерства с АвтоВАЗом супер гиганта Nissan, свернувшего в России производство автомобилей бренда Datsun.

В текущем году россияне предпочитают выводить активы из страны. За два квартала выведено почти 5 млрд долларов. В ТОПе – Кипр, куда инвестировано порядка 200 млрд, Нидерланды, где аккумулировано 47 млрд, и Австрия, куда ушло 26, 6 млрд долларов.

Заключение

Прямые иностранные инвестиции в Россию все еще остаются «горячей» темой. Реальное положение вещей станет очевидным не ранее второго полугодия 2020.

Всё про иностранные инвестиции: виды, формы, значение в экономике РФ

Для отдельных категорий граждан иностранные инвестиции давно стали мантрой, заговором, надеждой на доброго дядю. Придет «забугорный учитель», безвозмездно построит завод, садик и жилой комплекс, смахнет скупую слезу и уедет. Увы, это не российские купцы (Третьяков, к примеру), благотворительностью не отличаются.

Кто такой иностранный инвестор

У нас разный менталитет. Для нас нормально разделить с ближним кусок хлеба, помочь нуждающемуся. Западный человек воспитан иначе: часто воспринимает вложения в другую страну как бизнес (обмен стеклянных бус на золото). Пример этому – отношение США к странам Ближнего Востока, Китаю или Англии – к колониальной Индии.

Я часто говорю: если не хотите закончить жизнь в резервациях, рассматривайте скромного американского пастора как инвестора. Россия – страна богатая: желающих оттяпать кусочек – легион.

Кто может быть инвестором

По отношению к России иностранным инвестором считаются зарубежные :

  • страны (порядок определяется Федеральным законодательством);
  • организации с международным статусом (действуют на основании международных договоров);
  • юридические лица;
  • организации, правовой статус которых не юридическое лицо, но законы страны-регистратора позволяют вести зарубежную инвестиционную деятельность;
  • граждане (если их законодательство дозволяет заниматься данной деятельностью);
  • лица без гражданства, проживающие вне РФ (руководствуются законами страны проживания).

Основные объекты инвестирования

Основные объекты, вызывающие у инвесторов интерес:

  • нефтег а зодобыча и переработка;
  • агропромышленный комплекс;
  • горно-рудные комбинаты;
  • сталел и тейное производство.

Одним словом, о трасли, по-прежнему пользующиеся популярностью.

Инвесторы помельче присматриваются к пивоваренным заводам, гостиницам, химчисткам, сетям быстрого питания.

Правовой статус иностранного инвестора в РФ

Ограничения, предусмотренные для иностранных инвесторов

Иностранным инвесторам создают льготные условия работы. Поэтому часто по отношению к отечественному производителю предприятия с иностранным капиталом находятся в лучших условиях.

Однако, если предприятие принадлежит к группе объектов, обеспечивающих обороноспособность и безопасность страны, покупку более 50 % уставного капитала согласовывают с Правительственной комиссией (ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хоз. общества, имеющие стратегические значения…»).

Сделки объемом от 25 % до 50 % также подлежат согласованию.

Льготы для вкладчиков

Государство с целью привлечь иностранного инвестора предусматривает для него определенные льготы.

  1. При условии, что не менее 10 % уставного капитала – иностранные инвестиции, предоставляются таможенные льготы. Освобожда е тся от уплаты налогов оборудование, комплектующие, запчасти (когда это часть уставного капитала) (ст. 150 Налогового к одекса, ФЗ «О Таможенном тарифе»).
  2. Когда доля иностранных инвестиций более 30 % в уставном капитале, разрешается экспортировать произведенную продукцию без лицензии (однако в частных случаях есть ограничения по сфере деятельности).
  3. Поддержка, дополнительные льготы и гарантии предоставляются иностранным инвесторам на региональном уровне за счет местных бюджетов и региональных средств.

Принципы налогообложения

Права иностранных инвесторов

Международные договоры по иностранным инвестициям, коих придерживается Россия, декларируют создание национального режима.

Согласно ст. 3 з акона иностранный инвестор имеет прав о :

  • б ыть долевым инвестором при создании совместных предприятий;
  • б ыть организатором и собственником предприятий и филиалов;
  • п окупать и продавать (частично, полностью) имущественные комплексы, предприятия, законченные и незаконченные объекты строительства, ценные бумаги, паи, другое имущество;
  • п риобретать права пользования землей и иными природными ресурсами;
  • п риобретать иные имущественные права;
  • з аниматься разрешенной з аконами РФ инвестиционной деятельностью.

Как осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций

  • договоры защиты (например, двухсторонние международные конвенции и договоры о взаимных гарантиях);
  • договоры регулирования.

Способы разрешения споров в России

Все споры об иностранных инвестициях (в т. ч. по вопросам компенсации) решает:

  • Верховный суд РФ;
  • Высший Арбитражный Суд РФ;

И ли же согласно международно му договор у , действующе му на территории РФ.

Если одна из сторон спора – государственное учреждение, предприятие или организация, а вопросы связаны непосредственно с хозяйственной деятельностью, нужно обращаться в суд, Третейский суд или Международный центр по урегулированию международных споров.

Антимонопольное законодательство и иностранные вкладчики

  • не менее 25 % голосующих акций АО;
  • не менее 1/3 доли в ООО;
  • имущество на сумму более 25 % активов;
  • более 50 % голосующих акций зарубежного юрлица.

Перед покупкой доли придется обращаться в ФАС РФ, когда:

  • о бщая стоимость активов покупателя и продавца более 7 млрд руб.;
  • о бщая выручка за год превысила 10 млрд руб., а общая стоимость активов более 400 млн руб.

ФАС РФ контролирует импортные поставки организаций общей суммой за год больше 1 млрд руб.

Виды и формы иностранных инвестиций

С экономической точки зрения, наибольшее распространение получили 2 формы:

  • прямые (когда вкладчик получает право управления объектом);
  • портфельные (без возможности влиять на принятие решений).

Роль иностранных инвестиций в экономике России

Несмотря на санкции, в страну продолжают поступать иностранные инвестиции. При этом весомая часть – это наши с вами деньги, вывезенные за границу во время прихватизационного дерибана. Регистрируя компанию в офшоре или же Европе и США, а затем возвращая средства, собственник отмывает деньги, имея налоговые льготы.

К акие существуют препятствия для иностранных инвестиций в Россию

  • неполную проработку (особенно в сфере льгот), несогласованность з аконов;
  • защиту на законодательном уровне лоббирующей группы, а не всех инвесторов;
  • коррупцию и преступность (тю, вы еще на Украине не были);
  • несоблюдение международных договоров;
  • сложности с валютными операциями;
  • невозможность скупить землю вместе с недрами (ага, щасссс).

В общем, как мед, так ложкой. Целиком и полностью одобряю дотошность таможни и придирки налоговой, если это не даст вывезти богатства страны за рубеж.

Способы привлечения иностранных инвестиций в Россию

В 2020 г. прогнозируется приток больших денег: Правительство предлагает поучаствовать в приватизации крупных государственных банков и компаний (среди прочих называют Совкомфлот, Роснефть и ВТБ).

Небольших инвесторов останавливает наше з аконодательство. Нужно лишь:

  • доработать нормативные акты;
  • на региональном уровне усилить поддержку со стороны властей инвестиций в малый бизнес.

Заключение

Стимулирование притока иностранных инвестиций с грамотным направлением в отдельные отрасли, на самом деле, оживляет регионы. Новые рабочие места, развитие инфраструктуры, дополнительные поступления в местные бюджеты – сказка для непуганого туземца.

Часто условия работы хуже, чем на отечественных предприятиях. Продукция отправляется за границу (если компания работает на давальческом сырье). Но когда нет сил и средств, приходится соглашаться на такие кабальные условия.

На сегодня все. Жду комментарии и лайки. Подписывайтесь на статьи: продолжением будет «россияне как инвесторы за рубежом».

Правовой режим прямых иностранных инвестиций. Особенности правового режима иностранных инвестиций в россии. Правовой режим иностранных инвестиций

Одним из наиболее значимых факторов (если не самым важным), влияющих на инвестирование в любой стране мира, является действующая нормативно-правовая база, благодаря которой определяется национальный режим регулирования инвестиционной работы и устанавливает единые принципы, методы и механизмы взаимодействия иностранных инвесторов как с субъектами экономических взаимоотношений, а также и с государственными органами.

По заявлению Президента Российской Федерации на Совете по иностранным инвестициям, было отмечена явная необходимость частных капиталовложений, которые подразумевают под собой не просто деньги, а инвестиции, включающие в себя высокие технологии, способствующие появлению рабочих мест.

Для развития экономики любого государства, приходятся одним из положительных явлений. Но при внедрении проектов инвестиций в реалии законодательства России появляются многочисленные проблемы, которые обусловлены новым институтом инвестирования, как для российского законодательства. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также имплементированы межгосударственные соглашения для урегулирования связей с иностранными инвесторами. Рассмотрим подробнее, что представляют собой эти акты и в чем заключается их правовая природа и необходимость, а также какой существует правовой режим иностранных инвестиций.

Законодательное урегулирование зарубежного инвестирования

Законодательная база и актуальная правовая доктрина в России подразумевает регулировку иностранных инвестиций и на межгосударственном, и на внутригосударственном уровне.

Учитывая главные положения действующей Конституции, высшую юридическую силу имеют имплементированные международные акты. Следовательно, обзор законодательной базы логично начинать именно с международных соглашений и конвенций.

Наибольшую практическую ценность для иностранных инвесторов в Российской Федерации содержат две конвенции — Сеульская (или МИГА), участницей таковой Россия является с 1992 года, а также Вашингтонская, которая подписана представителями от Российской Федерации, но до сих пор не является ратифицированной. Помимо этих двух основополагающих конвенций, существует огромное множество межправительственных соглашений и актов, которые направлены на двустороннее управление иностранных инвестиций как в России, так и в другом государстве, некое и является второй стороной соглашения.

Вашингтонская конвенция была создана для обеспечения защиты частных инвесторов от государства-реципиента (того, в законодательном поле которого производится инвестирование). Сама конвенция предполагает подсудность инвестиционных споров не внутреннему законодательству страны, не национальным судам, а особому созданному международному органу, который был создан под управлением МБРР. Конвенцию в РФ подписали в 1993 году, но на сегодняшний день не ратифицирована. Данная конвенция является своеобразной гарантией для инвесторов, которая обеспечивает беспристрастное, незаангажированное и всестороннее рассмотрение инвестиционного спора в случае возникновения такового.

Сеульская конвенция была создана для того, чтобы защитить частных инвесторов от возможных некоммерческих рисков (в частности, политических). Благодаря данной конвенции была создана специальная международная организация, которая занимается (Международное агентство гарантии инвестиций). Гарантии дают в тех случаях, если будет доказана обоснованность и коммерческая целесообразность капиталовложения. Агентство предусматривает покрытие нескольких видов рисков, среди которых — гражданские беспорядки, военные действия, экспроприация или подобные тому ситуации. Состоянием на 2013 год, в мире насчитывается более 170 стран-участниц Сеульской конвенции.

В СНГ было принято соглашение, выступающее гарантией инвестиций. В 1997 году в Москве была подписана Конвенция о защите прав инвестора.

Не будем углубляться в отдельные подробности законодательства, а только отметим, что суть конвенции — объединение в себе общих принципов двух вышеперечисленных конвенций с учетом законодательства стран СНГ. Отметим, что с 2007 года РФ не является страной-участницей данной конвенции ввиду того, что все существующие правоотношения с иностранными инвесторами регулируются в порядке двусторонних соглашений с каждым отдельным государством.

В законодательной базе РФ насчитывается не менее нескольких десятков международных договоренностей между сторонами о защите инвестиций с рядом стран Европейского Союза, странами Балтики, Скандинавского полуострова, Японией и некоторыми другими развитыми азиатскими странами. Анализируя ряд межправительственных соглашений, можно сделать вывод о единой закономерности во всех нормативно-правовых актах, которая проявляется в виде закрепления норм, гарантирующих возмещение страховых рисков по иностранным инвестициям, избежание национализации капиталовложений. Также необходимо отметить наличие различных соглашений для того, чтобы избежать двойное налогообложения, которых насчитывается не менее полусотни и которые прямо стимулируют увеличение иностранных инвестиций.

Законодательная база РФ по иностранным инвестициям

Международные правовые акты и созданные международные механизмы защиты иностранных инвестиций приходятся более эффективными и непредвзятыми для инвесторов, однако и национальные нормативно-правовые акты также являются важной частью формирования регуляторной политики государства в данной сфере коммерческих отношений. Конец 90-х и 2000-е года отметились появлением в российском законодательстве ряда правовых актов. Так, важнейшими из них являются Закон №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности», а также ФЗ «Об иностранных инвестициях», которые были приняты в 1999 году.

Последний названный Закон об иностранных инвестициях указывает специальные положения для иностранных инвесторов, которые ограничивают их в некоторых видах деятельности, а также указываются возможности изъятия капитала в случаях, строго определенных законом. Помимо непосредственных ограничений, в законе также имеются и положения касательно комплекса мер, создающих определенные гарантии для иностранных инвесторов.

Несмотря на то, что на сегодняшний день инвестиционное законодательство является развитым, сохраняются некоторые коллизии и противоречия правового характера. Так, до сих пор остался нереализованным законопроект, регулирующий договор коммерческой концессии с участием иностранных инвесторов. Также не существует четкого и определенного механизма регулирования гарантий инвестиционных рисков.

Подобные проблемы являются своеобразной демонстрацией для инвесторов отношения государства к лицам, которые планируют вкладывать собственные средства в определенную сферу деятельности. Общепринятая оценка безопасности инвестирования и привлекательности государства для инвестиций, поступающих в отечественные страны из-за рубежа, базируется на уровне развития правового поля (законодательных актов), экономических факторов (уровне социально-экономического развития) и управленческих особенностей (функционирования аппаратов исполнительной и законодательной власти). И несмотря на то, что государство позиционирует собственную политику и законодательную базу как благоприятную для поступления больших количеств инвестиций из-за рубежа, проблема существования барьера в виде национального законодательства все равно имеет место быть.

Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации в большей мере представлено общими позициями и положениями страны относительно иностранных капиталовложений, которые, по большому счету, являются своеобразной калькой с международных соглашений и конвенций. Однако простых декламаций и общих формулировок для привлечения иностранных инвесторов недостаточно — необходимо создавать условия, которые благоприятствуют общей экономической, политической и правовой стабильности.

Правовые гарантии для зарубежных инвесторов в РФ

Существующий закон об иностранных инвестициях закрепляет следующие положения, являющиеся гарантиями для иностранцев, которые планируют инвестировать средства в РФ:

Вывод: на данный период времени иностранным инвесторам предлагаются обширные права и возможности на российском рынке, а действующее законодательство, даже с учетом коллизий и несовершенства в некоторых вопросах инвестирования, создает благоприятные условия для иностранных инвесторов. Учитывая данный фактор, с учетом последних двадцати лет в государстве стали приняты нормативно-правовые акты, которые стали основными, а также выработаны специальные механизмы, которые представляют собой специальное государственное регулирование иностранных инвестиций. Насколько они верны и действенны, можно проверить в статистических данных по количествам инвестиций, которые поступали в РФ из-за рубежа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Теоретическое исследование проблемы значения иностранных инвестиций в мировой экономике. Характеристика сущности и видов иностранных инвестиций. Анализ современного состояния, проблематики и перспективы активизации иностранного инвестирования в Украине.

курсовая работа , добавлен 07.03.2011

Понятие, сущность и виды иностранных инвестиций, мировой опыт их государственного регулирования. Современное состояние иностранного инвестирования в России, присутствие предпринимательского капитала, проблемы и перспективы привлечения инвестиций.

курсовая работа , добавлен 10.02.2012

Типы иностранных инвестиций. Мировой опыт их государственного регулирования, перспективы привлечения в экономику России. Условия для иностранного инвестирования в РФ. Опыт зарубежных стран по обеспечению стабильности деятельности иностранного инвестора.

курсовая работа , добавлен 25.09.2014

Понятие, функции и классификация инвестиций. Анализ возможности привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. Формы зарубежного инвестирования в мировой практике. Пути повышения инвестиционной привлекательности российских предприятий.

презентация , добавлен 28.10.2016

Сущность и виды иностранных инвестиций, условия их реализации. Проблемы и перспективы активизации иностранных инвестиций в экономике Украины, оценка климата в государстве и направления его улучшения. Основные проблемы и условия привлечения инвестиций.

 

курсовая работа , добавлен 11.09.2014

Сущность и экономическое значение иностранных инвестиций. Ряд серьезных организационно-структурных преобразований, необходимых для перехода к инновационной экономике. Примеры осуществляемых РФ на взаимовыгодной коммерческой основе зарубежных проектов.

курсовая работа , добавлен 07.12.2015

Механизм привлечения и управления иностранными инвестициями. Условия осуществления иностранного инвестирования. Объекты и субъекты инвестиционной деятельности. Изучение влияния иностранных инвестиций на экономику развития принимаемого государства.

курсовая работа , добавлен 23.12.2014

Контрольная работа по предмету: «Международное право»

1.Понятие и элементы системы государственного регулирования иностранных инвестиций. 4

2. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации 7

3. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации. 19

Список литературы. 24

Список литературы
1. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (ИКСИД/ICSID). Заключена в г. Вашингтоне 18.03.1965 г. // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение к N 7, июль 2001 года.- М.: ЮРИТ-Вестник, 2001. С. 74 — 92.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 г.) // Собрание законодательства. 1998. №31. Ст. 3824.

3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая: Федеральный закон от 05 февраля 2000 г. №117-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. — №32. – Ст. 3340.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

5. Федеральный закон РФ от 29 окт. 1998 г. № 164-ФЗ (в ред. от 31.12.2014 г.) «О финансовой аренде (лизинге)» // Собрание законодательства РФ. -1998. — № 44. — Ст. 5394.

6. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ. — 1999. — N9. Ст. 1096.

7. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. — N28. Ст. 3493.

8. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.) «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ. — 2005. — N30 (ч. II). — Ст. 3126.

9. Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ (в ред. от 02.06.2016 г.) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. – 1996. — №3. — Ст. 145.

10. Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 г. N 117н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения» // Российская газета. – 2010. – 24 ноября.

11. Аникин, М. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: система государственного регулирования / М. Аникин. // Актуальные проблемы экономической теории и менеджмента / Ученые записки. — М.: ЭКОН-ИНФОРМ, 2013. — С. 3-20

12. Веселкова, Е.Е. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России на современном этапе / Е.Е. Веселкова // Законодательство и экономика. — 2012. — №3. — С. 53 — 58.

13. Вознесенская, Н.Н. Современное понятие «иностранные инвестиции» / Н.Н. Вознесенская // Закон. 2012. — № 5. — С. 167-174.

14. Игонина, Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / Л.Л. Игонина, под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. — М.: Экономистъ, 2014. — 478 с.

15. Кадырова, Г.М. Финансовый инвестиционный потенциал РФ: международные аспекты формирования и использования / Г.М. Кадырова. — М.: Анкил, 2012. — 231 с.

16. Князев, О.А. Международная инвестиционная деятельность в условиях глобализации: теория и практический опыт / О.А. Князев. — М.: МАКС Пресс, 2010. — 112 с.

17. Копосова, А.С. Совершенствование инструментов государственного финансового регулирования иностранных инвестиций в современных экономических условиях / А.С. Копосова // Управление экономическими системами — 2013. — №12(60).

18. Сухарева, Е.В. Правовое регулирование национальных инвестиций России / Е.В. Сухарева. — Всероссийская научно-практическая конференция: Инвестиции — главный фактор экономического развития России. — Москва, ИНИОН, 2015. — С. 240-250

19. Шестакова, М.П., Лазарева, Т.П., Хлестова, И.О. Международное частное право и инвестиции / М.П. Шестакова, Т.П. Лазарева, И.О. Хлестова // Журнал российского права. — 2008. — №2. – С. 12 – 16.

20. Эриашвили, Н. Д. Финансовое право: учебник / Н. Д. Эриашвили; Моск. ун-т МВД России.- 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.- 575 с.

ЦЕНА РАБОТЫ: 300 руб.

КОД РАБОТЫ: Mpr_0047

Обеспечение гарантий прав инвесторов;

Предоставление различных льгот (освобождение от налогов и сборов в части, касающейся бюджета субъектов, предоставление льготных условий пользования землей, установление льготных ставок по арендной плате за недвижимость , за пользование недрами и иными природными ресурсами);

Возможно и одновременное применение обоих этих режимов (например, Соглашение России с Японией 1998 г.). Согласно российскому Закону об иностранных инвестициях 1999 г., правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленной российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами (п. 1 ст. 4). Закон 1999 г. предусматривает два вида изъятий из действия принципа национального режима: изъятия стимулирующего характера в виде предоставления определенных льгот и изъятия ограничительного характера.

Предоставление иностранным инвесторам соответствующего режима означает, и это прямо предусмотрено в международных договорах , что не должна допускаться дискриминация. В международных документах, касающихся режима иностранных инвестиций, подчеркивается, что равный режим для инвесторов, действующих в равных обстоятельствах, а также свободная конкуренция между ними являются условиями для создания благоприятного инвестиционного климата, а правовой режим определяется как справедливый и равноправный (Руководство МБРР). Согласно Руководству по регулированию прямых иностранных инвестиций МБРР, под «справедливым режимом» понимается режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый государством национальным инвесторам в аналогичных обстоятельствах. Это касается прежде всего защиты права собственности инвесторов, контроля и извлечения материальной выгоды, выдачи разрешения на наем рабочей силы, лицензирования экспорта, импорта и других юридических аспектов. В то же время в отношении других вопросов, не касающихся национальных инвесторов, «режим, определяемый в законодательстве государства, а также отдельные правила регулирования не должны носить дискриминационного характера для иностранных инвесторов из разных государств, т.е. не должны применяться с учетом их национальной (государственной) принадлежности».

В Руководстве по регулированию прямых иностранных инвестиций обращается внимание и на то, что принимающее государство должно избегать создания неоправданно сложной процедуры регулирования или установления в законе условий, выполнение которых необходимо для осуществления допуска. Предоставление соответствующего режима не исключает, как уже отмечалось выше, установления изъятий ограничительного характера для иностранных инвестиций или же установления специального лицензирования, все дело в том, насколько широк будет перечень отраслей, включенных в этот список. Общепризнано, что государственный контроль должен осуществляться в области добычи полезных ископаемых и разработки недр.

В России действует так называемый явочно-нормативный порядок для иностранных инвестиций, согласно которому предварительного разрешения для допуска иностранных инвестиций не требуется. При таком порядке применяется лицензионная система, согласно которой для осуществления отдельных видов экономической деятельности требуется получение лицензии (разрешения) от определенных государственных органов .

2. Закон об иностранных инвестициях 1999 г. предусматривает ряд гарантий для иностранных инвесторов на территории России, а именно:

  • гарантию правовой защиты деятельности иностранных инвесторов (ст. 5);
  • гарантию использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций (ст. 6);
  • гарантию права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг (ст. 13);
  • гарантию участия иностранного инвестора в приватизации (ст. 14);
  • гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу (ст. 7);
  • гарантию обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором (ст. 10);
  • гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы России имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции (ст. 12);
  • гарантию использования на территории России и перевода за пределы России доходов , прибыли и других правомерно полученных денежных сумм (ст. 11);
  • особо следует отметить наличие в Законе гарантий компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 8).

Гарантия компенсации при национализации и реквизиции в Законе 1999 г. формулируется следующим образом: имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ.

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

В отношении гарантии предоставления права на земельные участки ст. 15 Закона 1999 г. отсылает к законодательству РФ и субъектов РФ . В литературе отмечалось, что в этом и в ряде других случаев примененный в Законе об инвестициях термин «гарантия» носит условный характер. Здесь, скорее, есть основания говорить об ограничениях.

При создании предприятия с иностранными инвестициями или при участии иностранного инвестора в приватизации возникает вопрос о том, имеет ли такое предприятие право собственности на земельный участок, на котором находится или будет построено соответствующее здание, или же такой участок предоставляется только на условиях пользования.

Согласно ЗК РФ иностранные граждане , лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка, однако Кодекс устанавливает определенные ограничения в отношении приобретения ими этих участков в собственность . Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Перечень приграничных территорий устанавливается Президентом РФ . До установления такого перечня право собственности иностранцев на приграничных территориях не допускается. Под особыми территориями понимаются территории, на которых находятся, в частности, объекты стратегического назначения, военные объекты.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности , могут предоставляться иностранным гражданам , лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в собственность только за плату, размер которой установлен ЗК РФ.

В случаях приватизации установлены ограничения в отношении приобретения иностранцами прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых находятся здания, строения и сооружения, находящиеся в их собственности.

Участки недр, континентального шельфа, лесного фонда не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц, они могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды, при условии, что эти лица наделены правом заниматься соответствующей деятельностью.

Особый режим, установленный в России для иностранцев и иностранных юридических лиц в отношении права собственности на сельскохозяйственные земельные участки, полностью распространяется на иностранных инвесторов. Они вообще не могут иметь право собственности на участки такого рода. Согласно правилам Федерального закона от 24 июля 2002 г. (вступившим в силу 27 января 2003 г.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» они могут обладать такими участками только на праве аренды (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2, ст. 3). Кроме того только право аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предоставляется юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%. Таким образом, если иностранный инвестор участвует в предприятии с иностранными инвестициями, созданном в России в качестве юридического лица российского права, и если иностранцу принадлежит более 50% капитала такого предприятия (независимо от того, в какой правовой форме оно создано: в форме акционерного общества , общества с ограниченной ответственностью), оно не может иметь право собственности на землю.

В отличие от права собственности на землю, аренда сельскохозяйственных участков иностранными инвесторами допускается. Договор аренды может быть заключен на срок, не превышающий 49 лет.

Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями, согласно ст. 15 Закона об иностранных инвестициях 1999 г., на торгах (аукционе, конкурсе).

Практическое значение для иностранных инвесторов имеет признание их прав собственности на городские земли и участки, на которых находятся промышленные, торговые и иные объекты. Несмотря на наличие изъятий, иностранные лица сохраняют право собственности на земельные участки, приобретенные ими в результате совершения гражданско-правовых сделок , в том числе в порядке приватизации.

Ранее в ряде регионов России земельные участки продавались российским юридическим лицам, контроль над которыми осуществляли иностранные инвесторы.

Из положений Земельного кодекса РФ и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. может быть сделан вывод о том, что в отношении иностранных юридических лиц, прежде всего иностранных инвесторов, обеспечивается большая правовая стабильность, чем ранее, когда соответствующие вопросы определялись многочисленными указами президента и законодательством субъектов Федерации, часто противоречивых по своему содержанию.

Однако установленная в Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения обязанность иностранного инвестора произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения или доли в праве общей собственности на такой участок, которые не могут иностранному инвестору принадлежать на праве собственности в силу ст. 3 и 5 этого Закона, распространяется на иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также на российских юридических лиц, в уставном капитале которых доля этих лиц составляет более чем 50%. Отчуждение должно быть осуществлено в течение года после вступления в силу Закона или, если участок был приобретен позднее, в течение года со дня возникновения права собственности у таких лиц.

Такое правило, установленное ст. 5 Закона, ослабляет правовую стабильность, поскольку прямо предусматривает обратное действие условий, менее льготных для инвесторов, чем это было ранее.

3. Важное значение имеет признание в Законе об иностранных инвестициях 1999 г. принципа суброгации, применяемого при международном страховании иностранных инвестиций от политических рисков. Согласно этому Закону, если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требований) признается правомерным (п. 2 ст. 7).

Признание суброгации, как отмечалось в литературе, практически означает признание обязанности уплатить компенсацию за утраченные инвестиции иностранному государству как правопреемнику (цессионарию) инвестора.

Соответственно, государство, признающее суброгацию, будет проявлять повышенную осторожность в отношении иностранных инвестиций, чтобы избежать затем конфронтации с государством, которому инвестор цедирует свои права требования после выплаты ему страхового возмещения.

4. Новым по сравнению с Законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР» 1991 г. в Законе 1999 г. является включение в него так называемой дедушкиной (от англ. grandfathers), или стабилизационной (от англ. stabilisation), оговорки, согласно которой инвестору предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, действовавшего ранее, для него и коммерческой организации с иностранными инвестициями. При этом в Законе 1999 г. установлены определенные положения, ограничивающие действие этой оговорки. Укажем лишь некоторые из них. Во-первых, оговорка не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательство в целях защиты основ конституционного строя , нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; во-вторых, оговорка применяется в отношении иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, осуществляющими приоритетные инвестиционные проекты только в отношении товаров, ввозимых для их реализации (под такими проектами понимаются проекты на особо крупные суммы или проекты, в которых особенно значительна минимальная доля (вклад) инвестора в уставном капитале такой организации (проекты должны включаться в перечень, утверждаемый правительством); в-третьих, оговорка распространяется на другие организации с иностранными инвестициями, если доля иностранного инвестора в них составляет свыше 25%. В-четвертых, действие оговорки для иностранного инвестора гарантируется, как правило, в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет.

В специальной литературе было выражено мнение, что эта весьма сложно сформулированная оговорка на практике применения не получит. В законодательстве других государств СНГ применение стабилизационной, или «дедушкиной», оговорки предусмотрено в более широком объеме. По Закону об иностранных инвестициях Казахстана 1994 г. к иностранным инвестициям в течение 10 лет в соответствующих случаях не применяется новое законодательство, а по инвестициям, осуществляемым по долгосрочным (более 10 лет) контрактам с уполномоченным органом государства, — до окончания срока действия контракта, если контрактом не предусмотрено иное. Аналогичные положения предусмотрены в Азербайджане, Грузии и Туркменистане. Конвенция СНГ о защите прав инвесторов 1997 г. вводит «дедушкину» оговорку, согласно которой в случае, если суд (в том числе Экономический суд СНГ) вынесет решение, подтверждающее факт ухудшения условий и режима инвестиционной деятельности, соответствующие законодательные нормы приостанавливаются с момента их принятия и возобновляются с момента истечения пятилетнего срока с даты вынесения решения.

5. Для государств, заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, имеет определенное значение участие в многосторонних международных соглашениях, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и уменьшить возможные риски в связи с капиталовложениями в других странах. Одним из таких соглашений, как уже говорилось, является Сеульская конвенция 1985 г. Конвенция вступила в силу 12 апреля 1988 г. В ней участвуют Великобритания, США , ФРГ и другие страны. Обратим внимание на то, что в этой конвенции участвуют Белоруссия, Армения, Грузия, Киргизия, Литва, Молдавия, Польша, Туркменистан, Азербайджан, Эстония, Казахстан, Россия, Украина, Узбекистан и др. Система государственного и частного страхования на национальном уровне благодаря Сеульской конвенции дополняется международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.

Сеульской конвенцией было учреждено многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, в функции которого входит заключение договоров страхования и перестрахования в отношении некоммерческих рисков, которым могут быть подвергнуты инвестиции стран — участниц Сеульской конвенции. Кроме того, агентство может производить дополнительные ассигнования в целях расширения деятельности по обеспечению притока инвестиций в развивающиеся страны — участницы Конвенции.

В международной практике помимо таких традиционных некоммерческих рисков, как риск от экспроприации, национализации собственности, риск причинения ущерба инвестициям в результате военных действий или гражданских беспорядков, в последнее время появились неизвестные ранее категории рисков, которые связаны с введением неконвертируемости валюты, валютных ограничений, применением определенных административных мер. Так, в специальной литературе появилось понятие так называемой ползучей экспроприации, под которой понимается введение принимающим государством запретов на репатриацию прибыли или же назначение государственного управляющего для предприятий с иностранными инвестициями.

Для решения сложных проблем, связанных как с предотвращением некоммерческих рисков, так и с компенсацией инвесторам в случае их наступления, применяется сочетание международно-правовых и гражданско-правовых методов.

Компенсационная комиссия ООН , созданная в соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН, в отношении некоммерческих рисков, связанных с военными действиями, для удовлетворения претензий иностранных инвесторов, понесших убытки в связи с войной в Персидском заливе в 1990 — 1997 гг., рассмотрела, в частности, требования правительств Индии, Южной Кореи и России к Ираку о компенсации убытков, понесенных компаниями этих стран, участвующих в производственных проектах на территории Ирака, Кувейта и иных сопредельных государств. Компании понесли убытки, связанные с потерей оборудования, эвакуацией рабочих, невыполнением Ираком обязательств по договорам с ними.

Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах

Под свободными экономическими зонами (СЭЗ) в международной практике понимаются обособленные территории государств , на которых для решения конкретных экономических и иных задач созданы особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий . Наибольшее распространение получили свободные таможенные зоны, промышленные зоны и технологические парки и технополисы. Любая экономическая зона, независимо от места ее расположения и цели ее создания, остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Зоны такого рода в различных вариантах были созданы в Китае, Вьетнаме, Болгарии, Венгрии, Южной Корее, США и ряде других стран. Создание особых экономических зон служит и привлечению иностранных капиталовложений.

В КНР был принят ряд нормативных актов , определяющих статус таких зон, целью образования которых было обеспечение более благоприятных условий для привлечения и использования иностранных капиталовложений, создание режима инвестиций , отличающегося от режима, установленного в остальной части КНР.

Так, в Положении об особых экономических зонах провинции Гуандун предусматривалось, что «в особых зонах иностранцам , китайцам, проживающим за границей, соотечественникам из Гонконга и Макао, а также их компаниям, предприятиям предлагается вкладывать капиталы с целью создания промышленных предприятий, создавать предприятия, используя одновременно инвестиции китайской стороны, заниматься производственной и прочей деятельностью» (ст. 1). Создаваемым в зонах смешанным предприятиям с участием китайского и иностранного капитала, а также предприятиям, полностью принадлежащим иностранному капиталу, в отличие от предприятий, находящихся за пределами этих зон, предоставляются особые налоговые льготы (ст. 13), полное освобождение ввозимых ими средств производства и сырья от импортных пошлин. В отношении зон создается как бы «зона свободной торговли»: вывоз продукции за границу осуществляется беспошлинно, а для вывоза в другие районы КНР устанавливаются пошлины; предусматривается особый порядок въезда и выезда иностранцев, зарубежных китайцев и «соотечественников из Гонконга и Макао»; земля не переходит в собственность иностранных инвесторов, устанавливаются максимально длительные сроки аренды земельных участков.

В России правовое положение таких зон определяется специальными положениями о них, а также Таможенным кодексом РФ, Законом о валютном регулировании 1992 г., Законом о рынке ценных бумаг 1996 г. и иными законодательными актами.

Первой такой зоной, правовой статус которой был определен парламентом России, стала зона в Находке. Специальное Постановление о ней было принято Верховным Советом РСФСР 24 октября 1990 г. Позднее принимались документы о других зонах, в частности, о создании свободной экономической зоны «Сахалин» (Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 мая 1991 г.), о хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Зеленограде (распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 21 мая 1991 г.), о статусе зоны «Янтарь» в Калининградской области (Постановление Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 г.). В отношении этой зоны принималось несколько постановлений, и первый федеральный закон о СЭЗ — Закон от 22 января 1996 г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Упомянем также Указ Президента РФ от 21 июня 1994 г. и Постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. о Технополисе «Заречном» (Свердловская область), созданном в целях развития наукоемких производств, содействия конверсии и привлечения иностранных инвестиций, и от 16 марта 1996 г. о создании научно-технологического парка «Новосибирск». Был принят также Федеральный закон от 31 мая 1999 г. об Особой экономической зоне в Магаданской области. Особый интерес в связи с расширением ЕС имеет зона в Калининграде в связи с возможностями превращения Калининградской области в «пилотный» российский регион в сотрудничестве России и ЕС.

Законы о свободных экономических зонах были приняты в Казахстане (1960, 1990, 1996), Украине (1992), Киргизии (1992), Белоруссии (1992), Молдавии (1992), Туркменистане (1993).

В отличие от других государств СНГ в России не был принят закон о СЭЗ, хотя и было разработано несколько его проектов. В ст. 2 Таможенного кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2004 г., говорится о том, что на территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ. Однако товары, помещенные на территории таких зон, рассматриваются как находящиеся вне этой таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов , а также законов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых этим Кодексом и иными федеральными законами.

Для облегчения создания предприятий с иностранными инвестициями в СЭЗ должны предусматриваться возможности для оперативного решения всех возникающих вопросов (регистрации предприятий, оформления кредитов , осуществления таможенных процедур и т.п.). Такие возможности создаются путем делегирования правомочий центральных органов. Во многих странах, где образованы специальные зоны, широкое распространение получили системы обслуживания инвесторов «в одном месте» или «за 24 часа», когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в СЭЗ, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории РФ законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:

  • упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями: предприятия с определенным объемом иностранных инвестиций подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в СЭЗ;
  • льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль ;
  • пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами;
  • особый таможенный режим , включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы;
  • упрощенный порядок въезда и выезда иностранных граждан , в том числе и безвизовый.

ГОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОВОЛЖСКИЙ (г. Саратов) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Рожко Светлана Александровна

студентка 5 курса

Сущность иностранных инвестиций в мировой экономике

http://idco.ru/inostrannye-investitsii
http://greedisgood.one/inostrannye-investitsii
http://awgm.ru/pravovoi-rezhim-pryamyh-inostrannyh-investicii-osobennosti.html

Тинькофф DRIVE [credit_cards][sale]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *