Недетский бизнес: как создать успешный образовательный проект

Недетский бизнес: как создать успешный образовательный проект

Фото Xu Hui / AP / TASSФото Xu Hui / AP / TASS

Учить и воспитывать своих детей, попутно зарабатывая на обучении чужих — мечта многих мам. Отчасти поэтому в школах и детсадах трудятся преимущественно женщины. Сама природа заложила в женщинах талант к общению с детьми. При правильном подходе природный дар можно превратить в прибыльный бизнес, если с самого начала учесть некоторые нюансы.

Занять нишу

Приготовьтесь, что для того, чтобы открыть частный детский сад или образовательный центр, нужны лицензии, на получение которых (и на прочую бумажную волокиту) может уйти больше года. Самый простой в этом отношении формат — детский кружок, спортивная секция или развивающие курсы.

С учетом роста числа всевозможных детских развивающих программ на рынке, нужно предложить интересную и по возможности глобальную идею образовательного продукта. По данным Discovery Research Group, в 2017 году в России основными направлениями рынка образовательных услуг стали: раннее развитие (32%), творческое развитие (22%), интеллектуальное развитие (16%) и изучение иностранных языков (12%).

В стране сейчас около 80 сетей детских развивающих клубов, работающих как франчайзинговые структуры, например, «Бэби—клуб», «Сема», «Юниум», «Точка роста», но до сих пор нет крупных независимых объединений по отдельным направлениям — даже по таким традиционным видам детского досуга, как рисование или танцы. Практически нет сетевых спортивных клубов. Так что любое начинание в каком-то определенном виде спорта или творчества может стать первым на рынке.

Изучить рынок

Вне зависимости от тематики, успешность детского досугового клуба в мегаполисе зависит от места расположения. Родители не будут возить своих чад несколько раз в неделю на другой конец города даже в очень «раскрученный» и хороший клуб. Поэтому ориентироваться нужно на свой район и на местный родительский контингент.

Чтобы изучить местный рынок образовательных услуг, достаточно просмотреть родительские интернет-форумы, доски объявлений в школах и детсадах, а также послушать разговоры мам на детских площадках. Кстати, в случае с детскими развивающими центрами «сарафанное радио» работает лучше всего. Можно посетить со своими детьми ознакомительные занятия ближайших клубов и секций.

Посчитать рентабельность

Детский клуб начинает приносить прибыль, если его посещают не менее 200 человек. При этом записано может быть и 300 детей, но кто-то болеет, кто-то ходит на занятия не регулярно.

Самые большие статьи расходов клуба — аренда помещения и зарплата сотрудников. Если брать усредненные расчеты российских франчайзинговых образовательных компаний, при вложениях в 1,5-2 млн руб. детский клуб окупается за два-три года. Рентабельность инвестиций составляет примерно 40%, а ежемесячная выручка — около 400 тыс. руб.

Лояльность родителей и заинтересованность детей достигаются тремя составляющими: хорошим маркетингом, четкой работой отдела продаж и образовательным продуктом. Одна из типичных ошибок детских клубов — несогласованность между этими частями бизнес-процесса. В первые месяцы работы Русской шахматной школы мы очень увлеклись разработкой собственных методик и учебников, но упустили из вида рекламу и работу администраторов колл-центра. В результате о наших разработках мало кто знал, а желающие записаться в клуб могли просто до нас не дозвониться.

Думать о развитии бизнеса нужно еще до его открытия. Хотя изначально выбранная стратегия не всегда оказывается верной. Мы планировала открывать новые собственные клубы в Москве и Санкт-Петербурге. Однако выяснилось, что этот формат не оптимален. Гораздо удачнее выглядит вариант организации шахматных клубов в уже существующих образовательных учреждениях — детсадах, школах, детских центрах.

Собрать команду

Педагоги, тренеры, инструкторы, мастера — визитная карточка любого образовательного учреждения. Однако, нанимая на работу высококлассных специалистов, не стоит их переоценивать и перекупать у других школ или клубов. По опыту, даже очень хорошие преподаватели, которым вы предложили зарплату выше, чем у конкурентов, могут быстро потерять мотивацию. Педагогические кадры лучше воспитывать самостоятельно.

Количество преподавателей не всегда зависит от потока клиентов. В среднем один педагог может взять 50-60 учеников в разных группах. При этом для бизнеса лучше максимально расширить диапазон возрастов учащихся. Для занятий с малышами нужны педагоги начального обучения (обычно женщины, имеющие опыт работы воспитателями в детсадах или учителями младших классов). Кстати, женщины успешнее мужчин справляются и с административными функциями в детских клубах.

Продвигать и развивать

Если идея детского клуба изначально перспективна, то со временем вырастет и количество направлений и обучающих программ. Например, шахматные клубы становятся обучающими центрами, где проходят занятия по скорочтению и ментальной арифметике. Все популярней становится направление онлайн-курсов.

По данным Института образования НИУ ВШЭ, в среднем на дополнительное образование ребенка в России родители сейчас тратят более 3 тысяч рублей в месяц. В 2012 году эта сумма не превышала 2000 руб. Увеличилось и количество детей, посещающих всевозможные клубы, секции и кружки — по данным ВЦИОМ, услугами дополнительного образования охвачены 15,2 млн (или 54%) детей в стране. При этом рынок образовательных услуг в России стабильно растет на 2-3% в год.

Похожая картина во всем мире, причем основной тренд в дополнительном образовании — изучение высокотехнологичных отраслей (программирования, дизайна, инженерии). Родители, которые смотрят в будущее, понимают, что уже через несколько лет технологии в области энергетики, связи и искусственного интеллекта завоюют мир. Для своих детей они ищут самые лучшие кружки по физике, химии и робототехнике.

Детский клуб как бизнес — востребованное и перспективное направление. К тому же это не только прибыльное дело, но и возможность работать с детьми, а значит развивать собственные педагогические таланты. Профессия руководителя или сотрудника детского клуба — пожалуй, одна из немногих, которая не мешает, а помогает быть хорошей мамой для собственных детей.

Запуск стартапа на рынке образовательных услуг

Запуск стартапа на рынке образовательных услуг

  • Успешная бизнес-идея – это реально
  • Собственный бизнес в России и за рубежом
  • Две головы лучше, чем одна
  • Технологические инновации на рынке образовательных услуг

Стартапы в сфере образования меняют жизнь учащихся, предоставляя доступ к современным технологиям наряду со свободой выбора деятельности. Парадигма монополизации государством рынка образовательных услуг устаревает, требуются идеи пользователей, заинтересованных в оптимизации процесса познания. Частные бизнес-проекты, не требующие начального капитала от разработчиков – стартапы, в корне меняют ситуацию на современном рынке образовательных услуг.

Успешная бизнес-идея – это реально

успешная бизнес идея

Рассмотрим пять наиболее значимых мировых стартапов в области образования:

  1. Better Lesson: запущенный в конце 2011 года, проект разработали учителя, создавшие место, где преподаватели могли бы создавать и обсуждать поурочные планы, делиться профессиональными наработками с другими учителями, организовывать собственные учебные материалы. Сайт помогает учителям совершенствовать уроки. После запуска стартапа ежедневно количество участников увеличивалось на 250 человек, и менее чем через год после создания проект признаётся успешным.
  2. Clever: команда Clever разработала успешную бизнес-модель по оказанию помощи образовательным учреждениям в разработке приложений для управления личными данными студентов, упрощая доступ к информации. С момента запуска компания заработала 3 миллиона долларов США в год, количество школ, которые участвуют в стартапе, удвоилось.
  3. Codecademy: Компания предлагает онлайн-курсы, основанные на игровом методе обучения программированию, ориентированному на людей всех возрастов и уровней опыта. Стартапу удалось привлечь инвестора, вложившего 10 млн. долл. США в виде венчурного финансирования. Проект планируется распространить в старших классах общеобразовательных школ и колледжах.
  4. Coursera: Разработанный стэнфордскими профессорами в области компьютерных наук, стартап бесплатно предоставляет доступ к курсам высших учебных заведений. В настоящее время на сайте зарегистрированы 34 университета. Годовое финансирование проекта составляет 22 миллиона долларов. Coursera насчитывает 1,75 миллиона пользователей. Пока плата за пользование услугами сайта не взимается. Компания работает над способами монетизации популярных образовательных программ.
  5. Creative Live: Стартап, фокусирующийся на размещении онлайн-уроков, помогающих пользователям освоить новые навыки или хобби. За два года с момента его основания более миллиона студентов стали участниками программы CreativeLive. В конце второго года существования компания объявила о привлечении дополнительных средств общим количеством 7,5 млн. долл. США в виде венчурного финансирования. Дополнительные средства планируется освоить в текущем году с направлением на рост и развитие компании.

Для успешного осуществления проекта разработчику стартапа необходим «бизнес-ангел» – частный инвестор, вкладывающий деньги в развитие перспективной бизнес-идеи.

Само по себе участие в венчурном инвестировании не гарантирует получения прибыли. Вкладывание средств в образовательный стартап является высокорисковым предприятием.

Собственный бизнес в России и за рубежом

бизнес в России и за рубежом

Стартап-проекты в сфере образования в развитых зарубежных странах распространены больше, чем в России, по следующим причинам:

  1. Сфера образования в России консервативна, ориентирована на поддержание традиций и стабильного уклада.
  2. Для оценки успешности стартапа в образовательной сфере необходим длительный срок – порядка десяти лет. Длительный и не имеющий твёрдых гарантий проект не выгоден для инвесторов.
  3. В России традиционно постулируется бесплатность образования и всех его компонентов. Стартапы, ориентированные на применение цифровых ресурсов и технологий, в постсоветском пространстве реализовать сложнее.
  4. Частная бизнес-сфера в России менее развита, нежели за рубежом. Государство сохраняет за собой право контрольного голоса в основных крупных корпорациях. Соответственно, разработчики стартап-проектов ориентируются в первую очередь на государство.

Две головы лучше, чем одна

образовательный стартап

Для успешной разработки и последующего осуществления бизнес-проекта авторы могут объединить усилия. Цели образовательных проектов чаще всего совпадают. Все стартапы в сфере образования отличает направленность на улучшение качества образования, внедрение обучения и самообучения в течение всей жизни, развитие цифровых технологий. Объединённые усилия нескольких разработчиков позволят создать разносторонний проект, качественный и осуществимый. Для реализации проекта необходим инвестор. При собеседовании команда из нескольких человек, поддерживая друг друга, произведет выгодное впечатление, заинтересует потенциального инвестора.

Если в сфере частного бизнеса поддержку найти не удалось, проектировщики обращаются в государственные структуры. Поддержка министерства образования является весомым аргументом в пользу стартапа. Идеи, реализующиеся на государственном уровне, получают финансовые инвестиции, облегчённый доступ к администрации муниципальных учебных заведений, возможность широкого проведения рекламной кампании. Некоторые программы облагаются сниженными налогами, им предоставляется льготное оформление документов. Однако бизнес-идея должна быть действительно проработанной и актуальной – конкуренция среди стартапов нешуточная.

Технологические инновации на рынке образовательных услуг

Технологические инновации в образовании

Большая часть современных бизнес-проектов в сфере образования нацелена на предоставление дистанционного, цифрового доступа к образованию. Замещение традиционной учебной парадигмы «лектор-ученик» программой, направленной большей частью на самостоятельное добывание и осмысление знаний, открывает широкий спектр возможностей для образовательного стартапа. Цифровые лекции, IT-семинары, курсы ведущих университетов, мастер-классы известных преподавателей приобретают всё большую популярность, как за рубежом, так и в России.

Программы государственного финансирования смелых идей в области образования позволяют запустить свой бизнес-проект с минимальными затратами. Свежая идея, продуманное, аргументированное выступление, потенциальная значимость стартапа обеспечат принятие и дальнейшую реализацию идеи.

https://www.forbes.ru/forbes-woman/363209-nedetskiy-biznes-kak-sozdat-uspeshnyy-obrazovatelnyy-proekt
https://viafuture.ru/katalog-idej/obrazovatelnye-startapy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *