Закон российской федерации об инвестиционной деятельности в рсфср; Коллегия адвокатов

Закон российской федерации об инвестиционной деятельности в рсфср

Закон российской федерации об инвестиционной деятельности в рсфср

Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-I «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (с изменениями и дополнениями)

Закон РСФСР от 26 июня 1991 г.
«Об инвестиционной деятельности в РСФСР»

С изменениями и дополнениями от:

19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г., 10 января 2003 г., 30 декабря 2008 г., 19 июля 2011 г., 26 июля 2017 г.

См. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»

Настоящий Закон в совокупности с другими законодательными актами РСФСР определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории РСФСР и направлен на эффективное функционирование народного хозяйства Российской Федерации и обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

I. Общие положения

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 1 настоящего Закона внесены изменения

Статья 1. Инвестиции и инвестиционная деятельность

1. Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

Статья 2. Субъекты инвестиционной деятельности

2. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

3. Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Статья 3. Объекты инвестиционной деятельности

Объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РСФСР, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Статья 4. Инвестиционная деятельность граждан и юридических лиц РСФСР на территории иностранных государств и иностранных инвесторов на территории РСФСР

1. Граждане и юридические лица РСФСР вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии с настоящим Законом, законодательством иностранных государств и международными соглашениями.

2. Инвестирование, осуществляемое иностранными физическими и юридическими лицами, государствами и международными организациями на территории РСФСР, регулируется настоящим Законом и Законом РСФСР «Об иностранных инвестициях», а также иными законодательными актами, действующими на территории РСФСР.

См. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

II. Осуществление инвестиционной деятельности

Статья 5. Права инвесторов

1. Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности.

Не запрещенное законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом.

2. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций.

3. Инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, имеет право контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователями таких объектов другие права, предусмотренные договором (контрактом) и законодательством, действующим на территории РСФСР.

4. Инвестор вправе передать по договору (контракту) свои правомочия по инвестициям и их результатам гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам в установленном законом порядке.

5. Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование на территории РСФСР, в соответствии с законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР.

Законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой непосредственно приобретения права собственности на них, но не исключает возможности последующего владения, оперативного управления или участия инвестора в доходах от эксплуатации этих объектов.

6. Инвестор вправе приобретать необходимое ему имущество у граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, без ограничений по объему и номенклатуре, если это не противоречит законодательству, действующему на территории РСФСР.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 6 настоящего Закона внесены изменения

Статья 6. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

1. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

соблюдать нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством СССР, РСФСР и республик в составе РСФСР;

выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции.

2. Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны иметь лицензии или сертификаты на осуществление своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности

1. Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству РСФСР и республик в составе РСФСР, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящее за пределы их компетенции.

2. Условия договоров (контрактов), заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия. В случаях, если после их заключения законодательством, действующим на территории РСФСР, установлены условия, ухудшающие положение партнеров, договоры (контракты) могут быть изменены.

3. Незавершенные объекты инвестиционной деятельности являются долевой собственностью субъектов инвестиционного процесса до момента приемки и оплаты инвестором (заказчиком) выполненных работ и услуг. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

Статья 8. Источники финансирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:

собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий,и другие);

заемных финансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);

привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);

денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов РСФСР, СССР, республик в составе РСФСР, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов;

Статья 9. Взаимодействие государственных органов РСФСР, Союза ССР, других союзных республик, республик в составе РСФСР и местных Советов народных депутатов в инвестиционной деятельности

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Взаимодействие РСФСР, Союза ССР, других союзных республик, республик в составе РСФСР в лице их государственных органов и местных Советов народных депутатов в инвестиционной деятельности осуществляется путем:

участия РСФСР в разработке Союзом ССР перспектив социально-экономического развития СССР, составлении и реализации соответствующих союзных программ, образовании на добровольной основе совместно с другими союзными республиками, республиками в составе РСФСР фондов регионального развития, резервного, инновационного, природоохранного и других фондов для финансирования общесоюзных и межреспубликанских научно-технических, экономических, в том числе аграрных, социальных, природоохранных и других программ, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий, других чрезвычайных ситуаций;

совместной разработки и реализации государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, союзными государственными органами, местными Советами народных депутатов республиканских (РСФСР) программ по развитию экономики. Республики в составе РСФСР на своей территории в пределах своей компетенции устанавливают порядок осуществления инвестиций и обеспечивают их защиту;

разработки и утверждения государственными органами республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах имеющихся у них полномочий планов социально-экономического развития соответствующих территорий, а также согласования вопросов по созданию экономических и социальных объектов, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Местные Советы народных депутатов самостоятельно, без согласования с вышестоящими органами, определяют направления использования инвестиций, осуществляемых за счет местного бюджета и привлеченных кредитов, организуют реализацию инвестиционных проектов.

2. Права принятия решений по инвестициям и условия инвестирования на территории РСФСР в объекты общесоюзной собственности, собственности других союзных суверенных республик, а также совместной собственности РСФСР и других республик определяются на основании Союзного и межреспубликанских договоров.

III. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Статья 10 изменена с 26 июля 2017 г. — Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

Статья 10. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РСФСР, обеспечивается государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции и осуществляется:

в соответствии с государственными инвестиционными программами;

прямым управлением государственными инвестициями;

введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;

предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг),амортизационной политики;

в соответствии с установленными законодательством, действующим на территории РСФСР, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;

посредством контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

принятием мер по прекращению и предупреждению нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства;

экспертизой инвестиционных проектов.

По приоритетным направлениям развития народного хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности Советами Министров РСФСР, республик в составе РСФСР определяются льготные условия.

Использование иных форм и методов регулирования инвестиционной деятельности допускается только по решению Верховных Советов РСФСР и республик в составе РСФСР.

Статья 11. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в особых условиях

Порядок и цели инвестиционной деятельности по предотвращению и ликвидации последствий крупномасштабных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории РСФСР определяются органами государственной власти и управления РСФСР, СССР, других союзных республик, республик в составе РСФСР.

Юридические лица, осуществляющие инвестиционную деятельность, обязаны по решению органов государственной власти и управления, принятому в пределах их компетенции, принимать участие в предотвращении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в обеспечении нормальных условий жизнедеятельности населения и функционирования народного хозяйства. Понесенные при этом издержки подлежат возмещению за счет соответствующих бюджетов.

Статья 12. Порядок принятия решений по государственным инвестициям из республиканского бюджета РСФСР

1. Решения по государственным инвестициям из республиканского бюджета РСФСР принимаются Верховным Советом РСФСР на основе прогнозов экономического и социального развития Российской Федерации, схем развития и размещения производительных сил, целевых научно-технических и комплексных республиканских (РСФСР) программ и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

2. Проекты целевых и комплексных программ республиканского (РСФСР) значения разрабатываются в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР с участием Советов Министров республик в составе РСФСР, исполкомов Советов народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных округов, других заинтересованных государственных органов, общественных и иных организаций, и после рассмотрения соответствующими Советами народных депутатов представляются Советом Министров РСФСР в Верховный Совет РСФСР.

3. Республиканский (РСФСР) государственный заказ на капитальное строительство как одна из форм реализации инвестиций размещается на добровольной (конкурсной) основе.

Статья 13. Экспертиза и утверждение инвестиционных проектов

1. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Советом Министров РСФСР.

2. Инвестиционные проекты целевых комплексных программ, наиболее важных и крупных объектов союзного, республиканского (РСФСР) значения после их экспертизы независимыми экспертными комиссиями, обсуждения по решению соответствующих местных Советов народных депутатов населением территорий, чьи интересы затрагиваются при их реализации, подлежат рассмотрению Верховным Советом РСФСР.

Независимые экспертные комиссии создаются по решению Совета Министров РСФСР, в их состав включаются представители соответствующих территорий, научных, общественных и других организаций и предприятий, а также могут привлекаться иностранные специалисты.

IV. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита инвестиций

Статья 14. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности

1. Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее чем через год с момента их опубликования.

2. Государственные органы и должностные лица не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В случаях принятия государственными органами актов, нарушающих законные права и интересы инвесторов и других участников инвестиционной деятельности, убытки, включая упущенную выгоду, причиненные субъектам инвестиционной деятельности в результате принятия таких актов, возмещаются им этими органами по решению суда или арбитражного суда.

Статья 15. Защита инвестиций

1. Государство гарантирует в соответствии с законодательством, действующим на территории РСФСР, защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. При этом инвесторам, в том числе иностранным, обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями.

2. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов РСФСР и республик в составе РСФСР. Порядок возмещения убытков инвестору определяется в указанных актах.

Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также арендные права в случаях их изъятия в соответствии с законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР возмещаются инвесторам, за исключением сумм, используемых или утраченных в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием.

3. Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных действующим на территории РСФСР законодательством, должны быть застрахованы.

Статья 16. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности

1. При несоблюдении требований действующего на территории РСФСР законодательства, обязательств, предусмотренных в договорах (контрактах) между субъектами инвестиционной деятельности, последние несут имущественную и иную ответственность в порядке, установленном указанными актами.

2. Государственные органы всех уровней при неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых обязательств или возложенных на них на законных основаниях обязанностей по осуществлению инвестиционной деятельности несут имущественную ответственность по своим обязательствам перед другими субъектами инвестиционной деятельности.

3. При реализации государственных заказов государственные органы РСФСР несут взаимную имущественную ответственность с другими субъектами инвестиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, включая возмещение причиненного ущерба, в том числе упущенную выгоду.

4. Споры, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности, рассматриваются в порядке, установленном законодательством, действующим на территории РСФСР.

Статья 17. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности

1. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности производится в порядке, установленном действующим на территории РСФСР законодательством.

Инвесторы возмещают другим участникам инвестиционной деятельности убытки, в том числе упущенную выгоду, вызванные прекращением выполнения своих обязательств по договорам (контрактам) с ними.

2. Правомочные государственные органы в установленном законодательством, действующим на территории РСФСР, порядке могут прекратить или приостановить инвестиционную деятельность в случаях:

признания инвестора банкротом;

стихийных и иных бедствий, катастроф;

введения чрезвычайного положения;

если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства.

Порядок возмещения ущерба участникам инвестиционной деятельности в этих случаях определяется законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

Председатель Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР.

26 июня 1991 года.

Под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики и другие участники инвестиционного процесса, которыми могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность. Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РСФСР, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

Инвестиционная деятельность граждан и юридических лиц РСФСР за рубежом осуществляется в соответствии с Законом, законодательством иностранных государств и международными соглашениями.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности и самостоятельно определяют объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекают на договорной, преимущественно конкурсной, основе физических и юридических лиц, необходимых для реализации инвестиций. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать установленные нормы и стандарты, выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемые в пределах их компетенции. Основным правовым документом, регулирующим отношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними. Закреплены источники финансирования такой деятельности.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности обеспечивается государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции в установленных Законом формах и с применением закрепленных методов.

Рассмотрены вопросы государственного регулирования инвестиционной деятельности в особых условиях (по предотвращению и ликвидации последствий крупномасштабных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций) и порядка принятия решений по государственным инвестициям из республиканского бюджета РСФСР.

Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности и защиту инвестиций независимо от форм собственности. В случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их опубликования. Государственные органы и должностные лица не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям.

Рассмотрены вопросы ответственности субъектов инвестиционной деятельности.

Определены основания, при наличии которых правомочные государственные органы могут прекратить или приостановить инвестиционную деятельность (признание инвестора банкротом; введения чрезвычайного положения; и др.). В этих случаях участникам инвестиционной деятельности возмещается ущерб.

Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 18 июля 1991 г. N 29 ст. 1005

Настоящий Закон признан утратившим силу в части норм, противоречащих Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ

Настоящий Закон признан утратившим силу в части норм, противоречащих названному Федеральному закону

Федеральный закон от 19 июня 1995 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

ЗАКОН РСФСР

от 26 июня 1991 года №1488-1

Об инвестиционной деятельности в РСФСР

(В редакции Федеральных законов от 19.06.1995 №89-ФЗ, 10.01.2003 №15-ФЗ, 30.12.2008 №309-ФЗ, 19.07.2011 №248-ФЗ, 26.07.2017 г. №205-ФЗ)

I. Общие положения


Статья 1. Инвестиции и инвестиционная деятельность

2. Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.

Статья 2. Субъекты инвестиционной деятельности

1. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса.

В качестве инвесторов могут выступать:

граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

4. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством.

5. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются договором (решением) об инвестировании в порядке, установленном законодательством РСФСР.

6. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ»

Инвестиционная деятельность — это правильное вложение инвестиций и осуществление ряда задач для получения прибыли/ Полученные денежные средства можно потратить или воспользоваться специальной банковской ячейкой для хранения. Инвестирование денежных средств вовлекается в оборот. Процедура осуществляется напрямую или косвенно.

Под понятием «инвестиции» понимается передача собственного капитала для получения в дальнейшем прибыли. В современной экономике этот термин занимает немаловажную роль. В отличие от кредитов, инвестиции подразумевают риски для инвестора. Кредит возвращается в определенные сроки, прописанные в кредитном договоре. Фактор прибыльности проекта особой роли не играет. Инвестиции можно вернуть или получить дополнительную прибыль, если они были вложены только в прибыльные проекты. Если проект претерпел неудачу, то инвестиции могут быть утрачены частично или целиком.

Описание закона об инвестировании

Настоящий Федеральный закон содержит экономические аспекты инвестиционной деятельности. Определяет правила и особенности при вложении денежных средств на территории Российской Федерации. Дополнительно описывает гарантии, которые приравниваются к защите интересов, прав и имущества субъектов инвестиционной деятельности. Он был принят Государственной Думой 15 июля 1998 года, а одобрен Советом Федерации спустя два дня того же года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года.

Краткое содержание Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Определяет экономические и правовые основы инвестиционной деятельности;
  • Глава 3 — Рассказывает о возможности государственного регулирования инвестиционной деятельности;
  • Глава 4 — Обеспечивает государственными гарантиями субъектов инвестиционной деятельности и защищает капитальные вложения;
  • Глава 5 — Определяет основы регулирования инвестиционной деятельности;
  • Глава 6 — Описывает заключительные положения.

    Последние изменения

    Как уже говорилось выше, последние изменения закона были внесены 3 июля 2016 года. В статье 11 был дополнен абзац 11. Статья определяет формы и методы регулирования инвестиционной деятельности. Абзац 11 определяет один из методов регулирования инвестиционной деятельности. Он заключается в составлении и реализации государственной политики в сфере проектирования и строительства.

    Также следует отметить, что при последней редакции пункт 3 статьи 14 был исключен.

    Ниже рассмотрены статьи, в которых не были внесены изменения, но они содержат важную информацию.

    Статья 5

    В ст 5 описывается деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Отношения с иностранными инвесторами регулируются международными договорами РФ, ГК РФ, настоящим ФЗ и иными федеральными законами. Иногда международный договор содержит правила, которые отличаются от содержания настоящего Федерального закона. В таком случае используются правила, предусмотренные международным договором.

    Статья 7

    В ст 7 настоящего закона перечислены обязанности, которые должны быть исполнены субъектами инвестиционной деятельности. Они обязаны:

  • Вести инвестиционную деятельность, базируясь на содержание международных договоров РФ и других актов закона;
  • Исполнять условия, которые предъявляются должностными лицами государственных органов. Условия не должны противоречить нормам закона РФ;
  • Использовать денежные средства для инвестиции по целевому назначению.

    Статья 16

    Ст 16 действующего закона описывает методы защиты капитальных вложений.

    Капитальные вложения могут быть:

    • Национализированы при условии равноценного и предварительного возмещения убытков государством, которые были причинены субъектами инвестиционной деятельности;
    • Реквизированы по решению государственных органов в ситуациях, которые определяются Гражданским кодексом РФ.

    Статья 17

    В ст 17 определяется ответственность субъектов инвестиционной деятельности в случае нарушения закона.

    Если предусмотренные в законе условия нарушаются (условия договора и государственного контракта), то субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законом Российской Федерации.

    Споры по инвестиционной деятельности могут быть решены в установленным в настоящем законе порядке.

    Статья 18

    В ст 18 настоящего закона определяется порядок приостановления инвестиционной деятельности в случае использования капитальных вложений. Используется порядок, который устанавливается законодательством Российской Федерации. Он определяется законодательством РФ, государственными контрактами и заключенными договорами.

    Куда можно инвестировать по закону в РФ?

    Инвестировать денежные средства можно в различные области.

    Наиболее популярные из них:

  • Бизнес;
  • Банк;
  • Инвестиции в ПИФы;
  • Покупка недвижимости.
  • Бизнес

    Инвестиционной целью согласно ФЗ-39 может стать малый бизнес. Он приносит невысокий уровень дополнительного заработка, однако стабильный. Минимальный уровень вложений — 100 тысяч рублей.

    Банковские вклады — достойный вариант. Он распространен среди россиян. Некоторые привыкли пополнять вклады после получения заработной платы. Вклады формируют привычку откладывания денежных средств и гарантируют правильное использование финансов.

    Инвестиции в ПИФы

    Оптимальное вложение денежных средств доступно при сотрудничестве с паевыми инвестиционными фондами. Денежные средства передаются только в специализированные организации. Это позволяет избавиться от значимых рисков при вложении денежного капитала.

    Покупка недвижимости

    Личная недвижимость — беспроигрышный вариант для многих россиян. В XXI веке этот метод инвестирования по-прежнему остается стабильным. Учитывается также, что ввод в эксплуатацию квартир в новостройках подразумевает подорожание их стоимости на 20-30%.

    В настоящем Федеральном законе определяются субъекты инвестиционной деятельности. Таковыми могут быть:

  • Заказчики;
  • Инвесторы;
  • Подрядчики;
  • Пользователи объектов капитальных вложений и иные лица.

    Инвесторы вкладывают денежные средства на территории Российской Федерации, базируясь на положения закона Российской Федерации. В качестве инвесторов выступают юридические и физические лица.

    Заказчики — это физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Они не вмешиваются в другую предпринимательскую работу субъектов инвестиционной деятельности. Если заказчик не является инвестором, он имеет право пользоваться, владеть и распоряжаться капитальными вложениями определенное время и в пределах собственных полномочий.

    Чтобы скачать последнюю редакцию Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с внесенными поправками, перейдите по ссылке.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 N 160-ФЗ «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    Второй закон пакета, посвященный налоговым льготам, предусматривает нулевую ставку налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для резидентов Арктической зоны. Устанавливается перечень документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения такой ставки. Также документ дополняет перечень товаров, при реализации которых налогообложение по НДС производится по налоговой ставке 0%, включая в него перевозку (транспортировку) морским транспортом товаров из пункта отправления на территории РФ до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) товаров на морские суда в целях их дальнейшего вывоза из РФ, а также работы (услуги) по ледокольной проводке морских судов (сюда включается обеспечение безопасности плавания судов в акватории Северного морского пути).

    В отношении налога на прибыль вводится отдельная категория налогоплательщиков — резидент Арктической зоны, который в целях применения пониженных налоговых ставок налога на прибыль организаций должен соответствовать определенным требованиям. Предусматривается установление нулевой ставки по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет при условии установления законом субъекта РФ пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в части зачисления в бюджет субъекта РФ. Данные ставки налога на прибыль организаций будут применяться в течение 10 налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, при соблюдении ряда условий.

    Что такое иностранные инвестиции

    Понятие и правовой режим иностранных инвестиций в России определены положениями Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (далее – «Об иностранных инвестициях в РФ»). Таковыми, согласно ст. 2 закона, являются имущественные вложения зарубежных инвесторов в объект предпринимательства на территории РФ.

    Инвестиции могут осуществляться в форме вложения материальных и нематериальных ценностей, денег или акций, имущества и имущественных прав, услуг и даже информации, при этом они обязательно должны принадлежать иностранному инвестору и быть не изъятыми из гражданского оборота.

    На зарубежную инвестиционную деятельность влияют не только правовые аспекты, но и политико-экономические факторы. Во избежание связанных с ними неблагоприятных последствий для иностранных инвесторов, ст. 4 закона предписывает иностранным инвестициям национальный правовой режим. Он, в частности, не может быть менее благоприятным, чем «правила игры», предоставленные отечественным инвесторам. При этом законодательство может предусматривать как ограничительные, так и стимулирующие исключения из этого правила.

    Кто такой иностранный инвестор

    Иностранным инвестором, согласно ст. 2 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», признается лицо, осуществляющее инвестиционную деятельность на территории РФ и являющееся:

    • ;
    • иностранной правоспособной организацией, не образующей юридического лица;
    • право- и дееспособным гражданином другого государства;
    • право- и дееспособным апатридом;
    • международной организацией;
    • другим государством.

    Правовые основы инвестиционной деятельности, установленные законодательством РФ, в равной мере гарантируют инвесторам – и иностранным, и российским – недискриминацию и соблюдение их прав и интересов, в частности: равнозначные условия ведения бизнеса, исключение неблагоприятных изменений в законодательстве, компенсацию при национализации и реквизиции, правосудие, участие в приватизации и другие. Кроме того, для привлечения зарубежного капитала в РФ законодательство предусматривает некоторые льготы.

    Рекомендуем узнать больше информации о том, кто такой .

    Нормативно-правовая база для инвестиционной деятельности

    Российское законодательство призвано к всеобъемлющему охвату и решению комплекса и многообразия проблем, потенциально возникающих у иностранных инвесторов. Согласно ст. 3 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», именно этот нормативный правовой акт наравне с другими федеральными законами, кодексами и законами субъектов Федерации является основой нормативно-правовой базы, регулирующей зарубежные капиталовложения.

    Так как в основном регулируются отношения в области иностранных инвестиций именно такими нормативно-правовыми актами, целесообразно рассмотреть их подробнее:

    • Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 18.07.2017) – определяет ряд государственных гарантий иностранным инвесторам при совершении ими инвестиционной деятельности;
    • Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ – определяет общие нормативы, связанные с ввозом и вывозом товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности и т. д.;
    • Налоговый кодекс РФ – регулирует отношения инвесторов и налоговых органов в вопросе налогообложения;
    • Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ регулирует инвестиционную деятельность в форме капитальных вложений;
    • Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – «О порядке осуществления иностранных инвестиций») от 04.2008 № 57-ФЗ – определяет некоторые ограничения для иностранных инвестиций.

    Вместе с тем государство осуществляет и универсальное правовое обеспечение, которое регламентирует общие принципы и правила, касающиеся инвестиционной деятельности субъектов. Это, в частности, Гражданский и другие кодексы, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и многие другие. Кроме того, нельзя не упомянуть международные договоры, заключенные РФ.

    Правовые формы осуществления инвестиционной деятельности

    Устанавливая национальный режим для зарубежных капиталовложений, законодатель, согласно ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», допускает право инвестора осуществлять их как угодно, если это не запрещено законом. Правоприменительная практика традиционно выделяет три правовые формы осуществления иностранных инвестиций:

    • компании с иностранными инвестициями;
    • создание филиалов и представительств зарубежных компаний;
    • инвестиции в форме договоров.

    Рассмотрим каждую из них подробнее.

    Компании с зарубежными вкладчиками

    Коммерческие организации с иностранными инвестициями традиционно создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ. Несмотря на наличие иностранного капитала, они регистрируются налоговыми органами в общем порядке, в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

    При этом правовое положение коммерческих организаций с иностранными инвестициями определяется нормативами Закона «Об иностранных инвестициях в РФ». Стоит учесть, что инвесторы могут осуществлять вложения не только в новые компании, но и приобретать доли в уже существующих обществах. С момента проведения такой сделки компания будет признаваться организацией с иностранными инвестициями.

    При организации предприятий с иностранными вложениями должны быть учтены не только права иностранных инвесторов, но и права отечественных участников: в частности, следует предотвращать создание дочерних компаний иностранных юридических лиц в РФ.

    Прочитайте подробнее о том, как работают .

    Кстати, важно различать инвестиционную и предпринимательскую деятельность: последняя осуществляется не путем вложений, а путем создания российских филиалов.

    Представительства и филиалы

    Представительства и филиалы – это, как указано в ст. 55 Гражданского кодекса РФ, обособленные структурные подразделения, через которые, согласно Закону «Об иностранных инвестициях в РФ», иностранные компании вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в РФ.

    Источники регулирования иностранных инвестиций требуют от таких филиалов и представительств обязательной государственной аккредитации, которую проводят налоговые органы. С момента ее проведения филиал и представительство приобретают право на ведение деятельности, соответствующей их целям. Несмотря на это, в силу необходимости иностранных финансовых вложений, это не только организационная форма предпринимательства, но и форма инвестиционной деятельности.

    В силу действия ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства иностранного юридического лица в России имеют различия. Так, если филиалы способны выполнять все или часть хозяйственных функций юридического лица, то представительства выполняют лишь организационно-правовые функции. Но независимо от этих отличий обе формы не являются самостоятельными юридическими лицами.

    Узнайте больше информации о .

    Инвестиции в форме договоров

    Международное частное право различает множество форм договорных отношений, но лишь некоторые из них могут иметь характер инвестиционного сотрудничества.

    Они, в частности, должны отвечать таким признакам:

    1. Иметь долгосрочный характер.
    2. Иметь инвестиционный риск неокупаемости, невозврата инвестиций и т. д.
    3. Договоры содержат обязанность целевого использования инвестиций.
    4. Вложения должны иметь коммерческий характер, т. е. быть направленными на получение дохода.

    По сути, законодательство различает множество договоров, подпадающих под такие признаки. В контексте этого инвестиционными могут быть признаны договоры различного характера и различной деятельности. Таковыми, в частности, могут быть:

    • договор о привлечении инвестиций;
    • договор коммерческой концессии;
    • договор простого товарищества;
    • договор займа для инвестирования в основные средства предприятия;
    • договор финансовой аренды;
    • соглашение о разделе продукции.

    Обратим внимание, что существующая в РФ свобода форм осуществления иностранных инвестиций, закрепленная ст. 6 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», позволяет инвесторам заключать любые договоры, носящие инвестиционный характер.

    ЛЬГОТЫ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

    Если вы инвестируете в российскую экономику, государство готово вернуть вам часть средств путем налоговых льгот и вычетов. Годовая сумма возвращенных таким образом средств может быть вполне внушительной. Впрочем, чтобы на нее рассчитывать, необходимо знать правила, установленные для различных финансовых инструментов.

    Наряду с имущественным вычетом при покупке квартиры, который получил большую известность у населения, существует вычет по операциям с ценными бумагами. Этот вид вычета достаточно молод, появился в январе 2020 года, и основная цель его введения состояла в популяризации инвестиций и финансовых рынков у населения. Реализован вычет через открытие специального счета у брокера, банка или управляющей компании — индивидуального инвестиционного счета (ИИС) с целью получить освобождение дохода по операциям с ценными бумагами от налога, либо получить возврат 13% от суммы пополнения счета при наличии официальных доходов, с которых удерживается НДФЛ.

    Освобождение от налога сумм, которые гражданин тратит на инвестиции, не является российским изобретением. Такие программы широко распространены за рубежом, в частности в США, где вовлеченность населения благодаря таким программам и программам управления пенсионными накоплениями составляет более 60% против 5% в нашей стране.

    Поскольку существует два варианта вычета, то возникает вопрос: какой вариант ИИС выбрать?

    Если ваша цель получать ежегодно доход в сумме до 52 000 рублей за счет возврата налога, вы ориентируетесь на рост стоимости актива (акций, облигаций, валюты), тогда вариант с ежегодным вычетом для вас более предпочтительный.

    Если вы уже знакомы с финансовым рынком и имеете опыт самостоятельной работы с аналогичными инструментами, тогда выбирайте вариант освобождения операций с ценными бумагами от налогообложения.

    Приятным бонусом является тот факт, что выбрать первый вариант (получить 52 000 рублей) или второй вариант (освободить финрезультат по операциям с ценными бумагами от налогов полностью) можно не в момент открытия счета, а позднее, решение можно принимать до тех пор, пока не будут поданы документы на возврат налога.

    Налоговые льготы по операциям с облигациями

    Вторым известным способом получения налоговых льгот стали облигации федерального займа (ОФЗ). Освобождение от налогообложения в отличие от ИИС были прописаны в Налоговом кодексе изначально. Логика такова, что полученный доход от облигаций ОФЗ сразу не облагается налогом, а это в свою очередь должно привлечь население в эти инструменты и сделать их более популярными. Ведь, как известно, платить налоги не любит никто. Вторым шагом по привлечению инвестиций частных лиц стало применение налоговых льгот для купонов уже коммерческих облигаций. Но в этом случае отошли от тотального освобождения, а ввели необлагаемый показатель +5% к ключевой ставке (7,5%). Но есть важная особенность: это касается только биржевых облигаций, то есть ценных бумаг, которые прошли процедуру допуска к торгам (листинг) на бирже и выпущены после 1 января 2020 года. Таким образом, купон в 12,5 % освобождён от налога. Еще одной особенностью является ставка налога на процент сверх 12,5% — это уже не 13%, а 35%. Если облигации внебиржевая, то есть не торгуется на бирже, то ставка купона облагается стандартными 13%.

    Инвестиционное страхование жизни

    Это еще один малоизвестный вычет, связанный со страховыми продуктами. Несколько лет назад банки стали активно продвигать совместный со страховыми компаниями продукт — инвестиционное страхование жизни. В этом случае часть средств размещается в инвестиционную программу, а второй частью является страхование жизни. Естественно, есть определенные условия: вычет может быть получен в размере 13% от оплаченного страхового взноса, от налогов освобождается сумма, полученная по страховой выплате. Максимальный размер страхового взноса, с которого можно получить налоговый вычет, ограничен и составляет 120 тысяч рублей, причем применяется только для договоров сроком от пяти лет. Таким образом, можно максимально возместить 15 600 рублей.

    Как видно из описанных выше примеров инвестор может, разместив в инвестиционных продуктах, например, 520 000 рублей (400 000 в ИИС и 120 000 в ИСЖ), получить возврат налогов на 52 000 + 15 600 = 67 600 руб. в год, либо воспользоваться различными способами освобождения от налогообложения полученного дохода от операций. Сумма получается внушительная. В любом случае полезно знать и обладать информацией о том, какие льготы для инвесторов установило государство.

    Есть несколько правил для тех, кто хочет воспользоваться преимуществами данного инструмента

    • ИИС может быть только один. Однако данный счет можно перевести от одного брокера к другому.
    • Максимальная сумма вычета, которую можно получать ежегодно, составляет 52 000 рублей (13% от 400 000 рублей).
    • Пополнить ИИС можно в любой момент до конца календарного года. Максимальная сумма пополнения — 1 000 000 рублей ежегодно.
    • Для возврата денежных средств требуется официальное подтверждение доходов и сумма НДФЛ, уплаченная в бюджет за период.
    • ИИС должен существовать не менее 3х лет. При закрытии счета ранее этого срока придется вернуть уже полученную сумму вычета от государства обратно в бюджет.

    Принципы регулирования инвестиций в РФ

    Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:

    • безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
    • безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
    • необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

    Рассмотрим особенности каждого принципа отдельно.

    Применение национального законодательства

    Внутреннее право, безусловно, является одной из основ регулирования инвестиционной деятельности в любом из государств, и Россия не исключение.

    Инвестиционное законодательство следует воспринимать как комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих не только инвестиционную деятельность, но и валютные отношения и контроль, трудовые правоотношения и иные аспекты инвестиционной деятельности.

    При этом нужно отметить, что в России национально-правовое регулирование иностранных инвестиций основано на специальных инвестиционных законах, что характерно для стран с переходной экономикой.

    Эти законы определяют единый режим для иностранных и отечественных инвестиций, однако не применяют коллизионного метода регулирования, прямо устанавливая порядок отношений между инвесторами и государством.

    Интересно, что в развитых странах подобного инвестиционного законодательства вообще не существует, в силу чего к иностранным инвесторам применяются те же нормы, что и для других гражданских субъектов.

    Равноправие иностранных и российских инвесторов

    Гражданско-правовое регулирование иностранных инвестиций в предпринимательском праве на территории Российской Федерации направлено на обеспечение интересов каждого инвестора, независимо от формы осуществляемых им инвестиций, национальности, объемов капиталовложений, полученной прибыли и иных субъективных аспектов их деятельности.

    Гарантии такой защиты закреплены как отечественным законодательством, так и обязательствами РФ по международным договорам и конвенциям. На такую защиту от любых неэкономических факторов вправе претендовать каждый инвестор, и государство обязано ему ее предоставить.

    Международная нормативная база об инвестициях

    Помимо национального законодательства, правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ и других странах осуществляется также и международными договорами, заключенными между государствами и иными субъектами международного права. По кругу участников их обычно делят на многосторонние, региональные и двусторонние международные договоры. Наиболее влиятельными и значимыми источниками инвестиционного права, безусловно, являются многосторонние международные договоры. Многосторонняя система регулирования иностранных инвестиций позволяет обеспечить сохранность капиталовложений на межгосударственном уровне. Рассмотрим некоторые примеры подробнее.

    Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров

    В историческом прошлом инвесторы, которые вкладывали капитал в экономику иностранного государства, в случае изменения политической ситуации в государстве-реципиенте могли лишиться вложенных средств и имущества, имея только два варианта защиты нарушенных прав. В связи с этим вторую половину XX века международное сообщество пыталось выработать механизм, защищающий права инвесторов от нарушений со стороны таких государств.

    Одним из наиболее влиятельных международных договоров, регулирующих международную инвестиционную деятельность, является Вашингтонская конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, подписанная 18 марта 1965 года.

    Являясь универсальным источником международного права, она стала фундаментом, на котором основана система мер по разрешению инвестиционных споров. Российская Федерация подписала Конвенцию 16 июня 1992 года, но до настоящего времени не ратифицировала. На данный момент участниками Вашингтонской конвенции являются более 150 государств.

    Главным ее достижением является создание автономного Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Центр стремится устранить все внешнеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как одно из самых авторитетных международных арбитражных учреждений, где все споры разрешаются путем примирительных процедур либо путем арбитража.

    Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций

    Как уже было отмечено выше, страна-реципиент зарубежного капитала, не всегда может обеспечить ему надлежащую защиту, но развитие новых форм сотрудничества привело к учреждению более действенных механизмов защиты инвестиций – страхованию.

    Результатом данного процесса стала Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, подписанная 11 октября 1985 года. Наряду с Вашингтонской конвенцией, Сеульская является важнейшим документом в вопросе защиты инвестиций. Гарантии, предоставляемые инвесторам со стороны Агентства, призваны защитить их от большинства неэкономических рисков при инвестиционной деятельности в странах–членах конвенции. Единственное, от чего не страхует агентство, – это от экономических рисков, в том числе банкротства. Агентство выступает гарантом того, что права инвесторов не будут нарушены.

    Одним из участников Сеульской конвенции является Россия, которая ратифицировала ее в 1992 г.

    Международные договоры в рамках СНГ

    Наряду с многосторонними международными договорами нельзя не обратить внимание на региональные международные соглашения, заключаемые Россией в рамках СНГ. За 26 лет существования Содружества его членами их было подписано около 500, многие из которых касались инвестиционной деятельности, например:

    • Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (1993).
    • Конвенция СНГ о защите прав инвестора (1997).
    • Договор о Евразийском экономическом союзе (2014).

    Следует учитывать, что все эти договоры и соглашения действуют лишь в рамках регионального сотрудничества стран СНГ, поскольку представленные в них положения устанавливают некоторые привилегии представителям стран СНГ.

    Электронная библиотека

    Юриспруденция / Международное частное право / 3.3 Правовое регулирование иностранных инвестиций

    Инвестиции

    – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

    Инвестиционная деятельность

    – это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получение прибыли.

    Особенностью инвестиционной деятельности, осуществляемой иностранным инвестором в России, является то, что вложение иностранного капитала производится в объект только предпринимательской деятельности на территории России: в деньги, ценные бумаги (в иностранной валюте и валюте РФ), иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, интеллектуальная собственность, а также услуги и информацию. Эти объекты должны принадлежать иностранному инвестору и быть оборотоспособными в России.

    Выделяются два вида инвестиций:

    1) прямая иностранная инвестиция

    – приобретение иностранным инвестором менее 10 % доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ, либо вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

    2) портфельные инвестиции

    – это приобретение иностранным инвестором акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг.

    Иностранными инвесторами

    · иностранная организация и иностранный гражданин, которые вправе в соответствии с законодательством своего государства осуществлять инвестиции на территории РФ;

    · лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами России и вправе в соответствии с законодательством государства своего постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ;

    · международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ;

    · иностранные государства в порядке, определяемом федеральными законами.

    Очевидно, что для успешного осуществление инвестиционной деятельности иностранными инвесторами требуется установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах. Гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы, предусмотренные национальным законодательством и международными договорами, – обязательство государства перед иностранными инвесторами по созданию безопасного режима инвестирования.

    В соответствии с федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» и федеральным законом «Инвестиционная деятельность в РФ, осуществляемой в форме капиталовложений», Россия представляет следующие гарантии прав иностранных инвесторов:

    · обеспечения неприкосновенности объекта, составляющего иностранную инвестицию;

    · стабильности условий инвестирования;

    · обеспечения права инвестора воспользоваться результатами своей деятельности;

    · правовой защиты деятельности иностранных инвесторов.

    В гарантию, обеспечивающую неприкосновенность объекта, составляющего иностранную инвестицию

    , на территории РФ входит установленная ст. 8 закона об иностранных инвестициях гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями.

    По общему правилу, имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежат принудительному изъятию. Последнее допускается по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ. При реквизиции им выплачивается стоимость реквизируемого имущества. После прекращение действий обстоятельств, в связи с которыми была произведена реквизиция, иностранный инвестор вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязан возвратить полученную им сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества. При национализации иностранному инвестору возмещается стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

    В силу ст. 16 закона об инвестиционной деятельности капитальные вложения, т.е. инвестиции в основной капитал (основные средства), могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектами инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ и ГК РФ, а реквизированы по решению государственных органов, в случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ.

    Гарантия недискриминации

    означает, что на иностранных инвесторов распространяется национальный режим. Так, согласно ч. 1 ст. 4 закона об иностранных инвестициях правовой режим деятельности иностранных инвесторов и пользования полученной от инвестиции прибыли не может быть менее благоприятными, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиции прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

    В соответствии с ч. 1 ст. 15 закона об инвестиционной деятельности государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности.

    Иностранному инвестору предоставлена гарантия использования различных форм осуществления инвестиций на территории РФ, не запрещенных законодательством РФ:

    · создания на территории РФ своих филиалов и представительств;

    · создания юридического лица, полностью принадлежащего иностранным инвесторам;

    · приобретения доли (вклад) в уставном (складочном) капитале юридического лица, созданного или вновь создаваемого на территории РФ (коммерческой организации с иностранными инвестициями);

    · долевого участия вместе с российскими лицами в различных совместных проектах;

    · приобретения акций и иных ценных бумаг российских коммерческих организаций и государственных ценных бумаг;

    · приобретения различных прав на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

    Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство РФ и не допускать недобросовестность конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории России коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).

    Гарантия стабильности условий инвестирования

    включает в себя гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства РФ.
    В случае если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ, изменяющие размеры таможенных пошлин, федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный Фонд РФ), либо вносятся в действующие федеральные законы и правовые акты изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупности налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в РФ по сравнению с совокупностью налоговой нагрузкой и режимом, действующим на день начала финансирования такого проекта, то такие новые федеральные законы и акты, а также изменения и дополнения не принимаются в отношении указанных субъектов в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. При этом должно выполняться условие, что товары, ввозимые ими на таможенную территорию РФ, используются по целевому назначению для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
    В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1млрдрублей, срок окупаемости которой превышает семь лет, Правительство РФ может принять решение о продлении указанного иностранного инвестора срока действия указанных условий и режима.

    Гарантия, обеспечивающая право инвестора воспользоваться результатами своей деятельности

    1) гарантию перехода прав и обязанностей иностранного инвестора к другому лицу;

    2) гарантию использования на территории РФ и перевода за пределы России правомерно полученных денежных сумм;

    3) гарантию права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции.

    Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда

    обязан уступить требования и перевести долг другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ.

    Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производит платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в России такой переход прав признается правомерным.

    Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории России для реинвестирования с соблюдением положений или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы России доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями.

    Беспрепятственный вывоз имущества и информации означает возможность его вывоза за пределы РФ без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

    Гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов

    на территории РФ заключается в том, что иностранному инвестору предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается законодательством РФ и международным договором РФ.

    Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ.

    Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде РФ либо в третейском суде.

    Субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором за счет средств бюджетных субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств. Помимо предоставления государственных, гарантий защиты прав иностранных инвесторов, такая защита может осуществляться посредством имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, риска гражданской ответственности и предпринимательского риска.

    Наряду с внутренним законодательством иностранные инвестиции регулируются также двусторонними и многосторонними договорами РФ.

    В качестве двусторонних договоров могут выступать торговые договоры и соглашения об иностранных инвестициях, в которых определяется правовой режим инвестиционной деятельности иностранными инвесторами, устанавливаются порядок допуска иностранных лиц к этой деятельности, объем и государственные гарантии их прав, регулируются вопросы налогообложения, процедуры передачи инвестиционных споров на рассмотрение суда и арбитража и др.

    В качестве многостороннего международного договора РФ в области регулирования иностранных инвестиций можно назвать Сеульскую конвенцию о создании Многостороннего агентства по страхованию иностранных инвестиций от 11 октября 1985 года. Основные задачи агентства:

    стимулировать поток инвестиций в производительных целях между государствами-участниками Конвенции, и особенно в развивающихся странах. Для реализации этой задачи агентство предоставляет гарантии, включая совмест

    · ное и повторное страхование, от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране резидентами из других стран;

    · проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия притоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

    Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций

    В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.

    Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.

    В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.

    Государственные гарантии иностранным инвесторам

    Законодательство РФ посредством федеральных законов, обязательств по международным договорам и иным нормативно-правовым актам гарантирует полную и всеобъемлющую защиту прав и интересов зарубежных инвесторов. Одним из основных нормативно-правовых актов, предусматривающих государственное гарантирование иностранных инвестиций, является Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

    Вышеуказанный закон наделяет инвесторов следующими правами:

    • осуществление инвестиционной деятельности в любых не запрещенных законодательством формах;
    • обладание правосубъектностью на территории РФ;
    • защита от неблагоприятных изменений законодательства;
    • объективное правосудие;
    • использование правомерных доходов по собственному усмотрению;
    • беспрепятственный вывоз документов и имущества, ввезенных в качестве инвестиций;
    • покупка ценных бумаг и участие в приватизации;
    • получение льгот.

    Правительственные органы, контролирующие инвестиции

    В соответствии с Законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций» и постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510, Кабинетом министров образована Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Ее состав определяется Правительством РФ, главой считается премьер-министр.

    В число основных задач Комиссии входит предварительное согласование сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранных инвесторов над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение, согласование возможности установления такого контроля, а также отказ в согласовании.

    При рассмотрении ходатайств инвесторов и выполнении иных функций она запрашивает в органах исполнительной власти требуемую информацию, заслушивает экспертов и принимает решения большинством голосов.

    Льгота по купонам облигаций, которые торгуются на Московской бирже

    Под данную льготу подпадают Облигации Федерального Займа (ОФЗ), Муниципальные и субфедеральные облигации, Еврооблигации МинФина. Владелец перечисленных ценных бумаг может не уплачивать ставку 13% по купону. Для облигаций с ипотечным покрытием, которые выпущены до 01.01.2007 действует ставка НДФЛ в размере 9%. Для корпоративных облигаций, которые выпущены после 01.01.2017, с начала 2020 года действует следующее правило: облагается налогом лишь разница между доходом по купону и текущей ставкой рефинансирования ЦБ +5% (8,5%+5%=13,5%).

    Вывод: В России создаются благоприятные условия для развития инвестиционного рынка, однако перечисленные льготы предполагают множество ограничений, связанных со сроками, валютами, доступными активами.
    Категории: Личные финансыМетки: ИИС налоговые льготы

    Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики

    Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.

    Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.

    Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.

    Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.

    Льгота на длительное владение ценными бумагами

    Льгота освобождает от НДФЛ при условии владения ценными бумагами не менее 3 лет подряд одним инвестором.

    Актуальна для следующих активов:

    • Инвестиционные паи фондов открытого типа, которые находятся под управлением отечественных управляющих компаний (УК)
    • Ценные бумаги, торгуемые на Московской Бирже

    Эксперты рекомендуют покупать ценные бумаги, у которых срок погашения составляет более 3 лет. Дело в том, что данная льгота не применяется к ценным бумагам, которые находились в собственности менее 3 лет по причине их выкупа или погашения.

    Стоит помнить о важном ограничении: ценные бумаги должны быть приобретены после 1 января 2014 года, а максимальный размер дохода, подпадающего под данную льготу не должен быть больше 3 млн рублей в год. Соответственно, при условии владения активами в течение 3-х лет (минимум) общая сумма составит 9 млн рублей. Например, инвестор владеющий ценными бумагами с 2014 года освобождается от уплаты НДФЛ до 12 млн рублей (3 млн * 4 года владения). Если доход составил 14 млн, то инвестор заплатит НДФЛ лишь с дохода за вычетом льготной суммы, то есть 13% от 2 млн (14 млн – 12 млн).

    Правовое регулирование инвестиционной деятельности: актуальные проблемы

    Несмотря на весьма внушительную, подробную и многообразную нормативно-правовую базу, правовое регулирование иностранных инвестиций нередко характеризуется наличием ряда проблемных вопросов. Все они по большей части касаются инвестиционного законодательства. Нам удалось выделить наиболее приоритетные проблемные вопросы.

    1. Отсутствие конкретизации ряда государственных гарантий, предоставляемых зарубежным субъектам инвестиционной деятельности: например, государство гарантирует стабильность законодательства, но, согласно ст. 9 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ», не более чем на протяжении 7 лет.
    2. Необходимость нормативного регулирования инвестиций не только на федеральном, но и на региональном уровне.
    3. Отсутствие в отечественном законодательстве каких-либо правоприменительных аспектов, касающихся разрешения споров на межгосударственном уровне, и действенных механизмов выхода на международный инвестиционный арбитраж.
    4. Отсутствие правовых институтов, прямо ответственных за реализацию государственных гарантий в отношении зарубежных компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность, а также за рассмотрение жалоб с их стороны и защиту их прав и интересов и т. д.

    http://112ak.ru/2802-zakon-rossijskoj-federacii-ob-invest/
    http://offshorefinance.ru/upravlenie-dengami/garantii-predostavlyaemye-investoram-2.html

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *