Ликбез по финансам

Ликбез по финансам. Какие онлайн-курсы стоит пройти инвестору

Количество онлайн-курсов для частных инвесторов растет. Основные образовательные онлайн-платформы — Coursera, edX, Canvas, OpenLearning, Udacity, Udemy, — предлагают как базовые программы, так и курсы, посвященные самым современным технологиям работы на финансовых рынках. Правда, пока что большинство из них англоязычные и подготовлены американскими и европейскими университетами или компаниями. Русскоязычных онлайн-курсов для инвесторов немного, но они востребованы, поэтому можно прогнозировать рост их числа в ближайшей перспективе.

Плюсы и минусы

По мнению профессора факультета экономических наук НИУ Высшей школы экономики (ВШЭ) и автора нескольких онлайн-курсов по инвестированию Тамары Тепловой, азам управления капиталом такие курсы, безусловно, учат. Форма диалога с демонстрацией схем и графиков зачастую понятнее начинающим инвесторам, чем просто текст в учебнике. Кроме того, если говорить о курсах авторитетных университетов и компаний, они дают более актуальную и приближенную к реальности информацию, чем учебники.

Многие инвесторы согласны с тем, что онлайн-курсы — хороший выбор для новичка, стремящегося разобраться в том, как и куда ему инвестировать. По мнению председателя и управляющего партнера венчурного фонда Genezis Technology Capital Максима Шеховцева, такие курсы дают «общее понимание об инвестициях, которое полезно для любого начинающего». Хотя основой для обучения все еще остается непосредственный контакт с практикующим и опытным профессионалом.

«Главный плюс онлайн-образования — доступность и выбор. Потребители могут выбирать не только среди российских, но и мировых образовательных площадок. При этом есть возможность подобрать удобное для себя время», — считает главный инвестиционный стратег ФГ БКС Максим Шеин. Кроме того, стоимость онлайн-курсов существенно ниже по сравнению с очными. В то же время в случае с онлайн-курсами особенное значение приобретает авторитет проводящего их института или компании, так как риск получения некачественных услуг здесь также выше. По мнению Шеина, уже сейчас в БКС все чаще видят запрос от клиентов на включение образовательной части в мобильные приложения для торговли акциями.

Особенно много онлайн-курсов, посвященных инвестициям, проводят американские университеты. По словам Тепловой, у иностранных курсов есть и плюсы, и минусы с точки зрения российских пользователей. С одной стороны, они полезны, потому что объясняют ключевые положения финансовой экономики и инвестирования, кроме того, они представляют все очень наглядно, с видео из инвестбанков, диалогами и спорами разных специалистов. Российские же курсы проигрывают в форме подачи контента. С другой стороны, зарубежные университеты при подготовке своих курсов часто игнорируют специфику развивающихся рынков капитала, что ограничивает их использование российскими инвесторами.

Уровень Elementary

Одно из самых авторитетных высших учебных заведений США — Стэнфордский университет — предлагает несколько онлайн-курсов для начинающих инвесторов. Например, курс «Введение в стоимостное инвестирование» призван научить слушателей анализировать финансовые показатели компаний, прогнозировать их дальнейшее развитие и находить недооцененные активы.

Для проведения курса Стэнфордский университет пригласил Кеннета Джефри Маршалла, инвестора и основателя собственной инвестфирмы. Курс рассчитан на 10 недель. В отличие от онлайн-курсов, размещенных на публичных платформах, курс Стэнфордского университета довольно дорог — слушателям придется заплатить за него $695, при этом число студентов не может превышать 65 человек.

К приглашению опытных инвесторов прибегают многие создатели подобных курсов. Женевский университет разработал несколько курсов, посвященных инвестициям, в партнерстве с одним из крупнейших швейцарских банков — UBS. Среди подготовленных Женевским университетом курсов есть такие, как «Понимание финансовых рынков», «Обеспечение окупаемости инвестиций в долгосрочной перспективе», «Достижение инвестиционных целей».

Большинство курсов рассчитаны на четыре недели при нагрузке от часа до трех часов в неделю. Кроме профессоров Женевского университета преподавателями этих курсов являются эксперты UBS, например, глава европейского подразделения по инвестициям Темис Темистоклеус. Курс размещен на Coursera, где пользователи могут заплатить $49 за месячную подписку.

Курс «Управление инвестициями в постоянно меняющемся мире» создан французской бизнес-школой HEC Paris совместно с компанией AXA Investment Managers.

Он призван ответить на вопросы, каким инвестором являетесь лично вы, каковы ваши инвестиционные цели и возможные ограничения. В подготовке материалов для образовательной программы также участвовали практикующие инвесторы.

Несколько интересных для начинающих инвесторов курсов подготовил американский Иллинойсский университет в Урбане-Шампейн — они также размещены на Coursera. Это, например, курсы «Инвестиции I: Основы оценки эффективности» и «Инвестиции II: Уроки и практическое руководство для инвесторов».

Среди русскоязычных курсов, посвященных инвестированию, следует отметить онлайн-программу «Финансовые инструменты для частного инвестора», разработанную Высшей школой экономики. В нее включены курсы «Управление личными финансами», «Инвестиции в акции», «Портфельные инвестиции: активные и пассивные стратегии». По словам Тепловой, эти программы пользуются большой популярностью — каждую из них прослушали уже более 5000 человек. Для российских инвесторов эти курсы особенно интересны тем, что в большей мере, чем иностранные, они учитывают местную специфику.

Довольно много программ посвящено и торговле на фондовых биржах. Одной из крупнейших площадок для обучения трейдеров является Online Trading Academy, созданная еще в 1997 году. Несколько курсов, посвященных трейдингу, подготовила Индийская школа бизнеса (ISB). Они интересны тем, что в них уделяется внимание развивающимся рынкам, что может быть полезно для российских инвесторов. Эти курсы, объединенные под названием «Стратегии биржевой торговли на развивающихся рынках», также размещены на Coursera, например, «Основы биржевой торговли».

Уровень Advanced

Все чаще открываются онлайн-курсы, посвященные не традиционным направлениям, а инвестициям в новые сферы или новым методам и инструментам.

Так, уже появились программы, обучающие инвестициям в криптовалюты. Такие курсы чаще создаются не авторитетными институтами и корпорациями, а отдельными энтузиастами, занимающимися торговлей цифровыми деньгами. Например, курс «Основы криптовалют: покупка, продажа и торговля криптовалютами» подготовлен довольно известным экспертом по блокчейну Джорджом Леви. А несколько трейдеров-энтузиастов, в том числе Эйдан Келли и Дерек Блум, даже создали сайт CryptoMeister, посвященный образованию в сфере криптовалют и тому, как на них можно заработать.

Появляются и онлайн-курсы, посвященные квантовому трейдингу, при котором инвестиционные решения принимаются автоматически на основании математических моделей. Такой способ инвестирования становится все более распространенным — по подсчетам исследовательской компании Hedge Fund Research, к концу октября 2017 года активы под управлением квантовых хедж-фондов достигли $940 млрд.

Образовательные программы в этой сфере стоят на границе финансового образования и компьютерных наук, примером их являются курс «Машинное обучение в биржевой торговле», подготовленный Технологическим институтом Джорджии, курс «Аналитика финансов» Массачусетского технологического института или курс «Электронный трейдинг на финансовых рынках» компании New York Institute of Finance.

Южнокорейский университет Йонсей подготовил несколько программ по инвестированию в стартапы, в их числе «Оценка стартапов с учетом дисконтированных показателей денежных потоков», «Финансовый анализ для стартапов», «Применение правил принятия инвестиционных решений для стартапов». Эти онлайн-курсы рассчитаны на состоявшихся венчурных инвесторов, которые хотели бы узнать больше про инвестиции на начальных этапах развития компании.

В России среди платформ, посвященных непосредственно инвестированию, выделяется сервис «Инвестиции 101», запущенный при поддержке Фонда развития интернет-инициатив, Московской биржи и компании «БКС Брокер». Платформа содержит разнообразные курсы, причем как для новичков, например, «Основы инвестирования», «Основы биржевой торговли» или «Торговля на фондовом рынке США», так и для более продвинутых инвесторов («Инвестиционные риски: виды и возможности рискованных инвестиций», «Торговля утренних гэпов»). Этот сервис предусматривает практические задания и торговый симулятор для практики инвестирования.

Анализ финансовых рынков

  • 10 недель

от 3 до 4 часов в неделю

понадобится для освоения

6 зачётных единиц

для зачета в своем вузе

Курс «Анализ финансовых рынков» разработан для формирования компетенций и навыков работы на фондовом рынке. Курс позволяет погрузиться в специфику работу специалистов, занимающихся инвестиционными решениями на финансовом рынке (работая с финансовыми активами, прежде всего, с акциями), а также научиться обоснованно принимать как краткосрочные решения (руководствуясь принципами и приемами технического анализа), так и долгосрочные (в пределах года и более).

  • О курсе
  • Формат
  • Информационные ресурсы
  • Требования
  • Программа курса
  • Результаты обучения
  • Направления подготовки

О курсе

Успешное освоение курса позволит слушателю разобраться с особенностями и закономерностями функционирования рынка ценных бумаг и работы его участников, оценить влияние на результаты инвестирования микроструктуры рынка (работы фондовой биржи, влияния транзакционных издержек).

Понимание закономерностей в движении цены, причин отклонения цен от справедливой рыночной стоимости может быть использовано слушателем для самостоятельного конструирования и эксплуатации торговых систем и инвестиционных стратегий, для обоснованного консультирования в области поведения рынка ценных бумаг.

Формат

Освоение курса проверяется через тесты, задачи, кейсы. На каждой неделе слушателю даются 5-10 тренировочных тестов и не менее 10 проверочных тестов и задач. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест. По окончании курса слушатель должен выполнить итоговую работу — экзамен из тестов и расчетных задач. Максимально по курсу можно набрать 100 баллов – 60 баллов за текущий контроль и 40 баллов за экзамен.

Информационные ресурсы

Теплова Т.В. Инвестиции. М.: ЮРАЙТ, 2014.

Требования

Слушатель должен знать основные инструменты рынка ценных бумаг, принципы работы фондовых бирж.

Программа курса

Тема 1. Фундаментальный и технический анализ на рынке ценных бумаг. Введение в проблематику

Тема 2. Роль финансовых аналитиков в анализе акций

Тема 3. Поиск «качественных» компаний и акций. Сопоставление акций по финансовым показателям компаний. Почему не обязательно всегда рассчитывать справедливую стоимость акции?

Тема 4. Поиск относительно дешевых акций. Как найти недооцененные и переоцененные акции?

Тема 5. Принципы фундаментального анализа для сопоставления страновых фондовых индексов

Тема 6. Дополнительные факторы, учитываемые при оценке инвестиционной привлекательности акций в фундаментальном анализе

Тема 7. Принципы технического анализа. Понятие графика. Тенденции

Тема 8. Анализ графических фигур. Скользящие средние

Тема 9. Индикаторы цен. Индикаторы объёма

Тема 10. Осцилляторы

Результаты обучения

После завершения курса слушатели:

  • смогут понимать ключевые положения и предпосылки использования технического и фундаментального анализа при принятии инвестиционных решений на фондовом рынке;
  • будут знать основные методы технического и фундаментального анализа,
  • будут уметь самостоятельно выбирать определённый метод анализа, с помощью которого смогут проводить исследования на рынке, анализировать результаты расчетов по методам анализа и делать выводы из них, консультировать заинтересованных лиц относительно принятия инвестиционных решений на рынке акций;
  • смогут использовать специфические методы технического анализа и специальное программное обеспечение, понимать графики цен, определять нахождение цен в зонах перекупленности и перепроданности, квалифицированно читать и выделять, использовать в торговых операциях зоны поддержки и зоны сопротивления;
  • cмогут разрабатывать, обосновывать и реализовывать различные торговые стратегии;
  • разовьют компетенции работы с финансовой отчетностью компаний, будут понимать отличие показателей стандартной финансовой отчетности от аналитических финансовых показателей публичных компаний, уметь их рассчитывать и интерпретировать (EBITDA, FCF, FCFE), смогут выстраивать наборы ключевых финансовых и нефинансовых показателей, влияющих на справедливую стоимость (на базе анализа корпоративного управления, качества менеджмента);
  • смогут строить прогнозные оценки показателей и цен акций через выбор моделей оценки справедливой стоимости компании и акционерного капитала;
  • будут уметь читать отчеты финансовых аналитиков, находить их слабые места, оценивать по консенсус прогнозам динамики цен акций степень переоцененности или недооцененности;
  • освоят применение базовых принципов метода сравнительного рыночного анализа и коррекций для компаний (акций) развивающихся рынков капитала;
  • будут уметь сопоставлять фондовые рынки по анализу индексов цен акций, оценивать степень их переоцененности (недооцененности);
  • смогут оценивать ликвидность акций на рынке, ранжировать акции по ликвидности на базе нескольких показателей;
  • смогут обосновывать прогнозы краткосрочного и долгосрочного движения цен акций.

Учебно-методический комплекс, Магистерская программа «Фондовый рынок и инвестиции»

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет Экономики

Кафедра Фондового рынка и рынка инвестиций

Магистерская программа «Фондовый рынок и инвестиции»

СОСТАВ ДОКУМЕНТОВ

1. Концепция профессиональной магистерской программы «Фондовый рынок и инвестиции».

2. Базовый учебный план.

3. Рабочие учебные планы.

профессиональной магистерской программы

«Фондовый рынок и инвестиции»

Создание прикладной профессиональной магистерской программы «Фондовый рынок и инвестиции» отвечает целям и задачам подготовки высококвалифицированных специалистов в области финансовых рынков и органически вписывается в процесс перехода университета на двухуровневую систему обучения «4+2», предусматривающую наличие в ГУ-ВШЭ магистерских программ различного профиля.

1. Актуальность создания специализированной прикладной профессиональной магистерской программы по фондовому рынку и инвестициям.

Фондовый рынок – наиболее быстро развивающийся сектор экономики. С момента возникновения в начале 1990-х гг. первых бирж и выпуска первых акций он дорос до формирования современной инфраструктуры. Высокие темпы роста фондового рынка обусловили появление новых финансовых институтов, которые нуждаются в высококвалифицированных специалистах, обладающих как теоретическими знаниями в области финансов, так и практическими навыками работы на фондовом рынке. К сожалению, сложившаяся университетская система подготовки специалистов отстает от требований рынка, не учитывает динамику изменений в российской экономике и потребности финансовых институтов, нуждающихся в специалистах для работы на фондовом рынке. В условиях возрастающей роли фондового рынка в экономической системе страны такое положение дел не соответствует ни текущим, ни долгосрочным целям развития и потребностям отечественной экономики.

Важнейшей задачей современного университетского образования является формирование у студентов целостной системы знаний о сути экономических процессов, протекающих как в развитых странах, так и в странах с формирующимися рыночными отношениями. Выпускник университета должен обладать глубокими фундаментальными знаниями в области экономики и финансов и при этом уметь пользоваться теоретическими моделями в практической деятельности.

В настоящее время обучение в магистратуре рассматривается как подготовка ученых академического профиля, будущих преподавателей для работы в ВУЗах и высококвалифицированных аналитиков для исследовательских центров. Для реализации данного направления подготовки специалистов в ГУ-ВШЭ действуют магистерские программы типа «МS», которые доказали свою эффективность, и выпускники магистерских программ пользуются постоянным и устойчивым спросом на рынке труда. В то же время следует отметить, что сфера применения знаний выпускников магистерской программы теоретического профиля достаточно узкая. В настоящее время можно говорить о насыщении академических исследовательских центров и высших учебных заведений кадрами высокой квалификации. Только через ГУ-ВШЭ прошли переподготовку и повышение квалификации сотни преподавателей московских и региональных ВУЗов, включая стажировки за рубежом и обучение на магистерских программах академического профиля. В этих условиях выпускники академических магистерских программ идут работать в бизнес-структуры, где они сталкиваются с трудностями в связи с недостатком знаний прикладного характера, и им приходится переучиваться по ходу своей работы.

Потребности финансовых институтов в профессиональных кадрах, умеющих работать на фондовом рынке, в условиях 5-летнего срока обучения в определенной мере обеспечивались подготовкой специалистов прикладного профиля в рамках специальности «Финансы и кредит». Данную подготовку осуществляли многие столичные и региональные ВУЗы. Недостатком такой формы подготовки являлось то, что обучение было направлено на изучение конкретных нормативных актов и инструкций без глубокой проработки теоретических концепций развития рынка ценных бумаг, изучения зарубежного опыта функционирования финансовых рынков и возможности его применения в российских условиях.

Узко специализированная прикладная направленность подготовки студентов не соответствует современным требованиям. Не обладая глубокими теоретическими знаниями, выпускники ВУЗов не могут в своей практической деятельности воспользоваться современными экономико-математическими моделями, которые применяются на развитых рынках. Это обусловлено целым рядом факторов. С одной стороны, учебные планы ориентированы на изучение сугубо прикладных дисциплин и в них не предусмотрено изучение теоретических концепций, современных моделей и возможности применения математического инструментария для изучения процессов, протекающих на фондовом рынке. Выпускник такого ВУЗа может быть хорошим исполнителем, но не генератором идей, способным выработать эффективную инвестиционную стратегию. С другой стороны, учебный процесс построен таким образом, что студентам преподносятся модели, разработанные на зарубежных развитых рынках, которые там себя вполне оправдали и достаточно хорошо работают, без критической оценки данных моделей и возможности их применения на развивающихся рынках. При таком подходе к обучению преподаватели фактически пересказывают учебники зарубежных авторов, не адаптируя материал применительно к реалиям развивающихся рынков. И в том, и в другом случае выпускник ВУЗа приступает к работе, не будучи полностью подготовленным к практической деятельности на фондовом рынке.

Данная проблема приобретает еще большее значение при переходе от пятилетнего срока обучения на двухуровневую систему обучения (4+2): бакалавриат и магистратура. В бакалавриате в связи с краткосрочным характером обучения дать системные знания по рынку ценных бумаг на современном уровне просто не представляется возможным. Это возможно сделать только в процессе обучения студента в магистратуре. Однако программа обучения в магистратуре должна быть перестроена таким образом, чтобы выпускник магистратуры не был бы чистым теоретиком, а наряду с теоретическими знаниями обладал бы и практическими навыками работы на фондовом рынке.

Таким образом, в настоящее время потребности финансовых институтов в высоко квалифицированных специалистах для профессиональной работы с ценными бумагами удовлетворены не полностью. Данный пробел в определенной мере призвана обеспечить система аттестации специалистов, работающих с ценными бумагами. Учитывая специфику финансовых рынков и особенности деятельности инвестиционных банков, получающих доступ к колоссальным финансовым ресурсам многочисленных инвесторов, регулятивные органы всех стран, включая и Россию, предъявляют особые профессиональные требования к специалистам для работы на рынке ценных бумаг. Государственная система регулирования предусматривает достаточно жесткий контроль за профессиональным уровнем специалистов путем проведения аттестации, в основе которой лежит система сдачи соискателями специализированных экзаменов по 6-ти направлениям.

Однако существующая система подготовки специалистов для получения ими соответствующего аттестата, дающего право работы на фондовом рынке, направлена в основном на заучивание ответов на экзаменационные тесты. Эта система не удовлетворяет ни государственного регулятора (ФСФР), ни профессиональные финансовые институты, куда приходят работать аттестованные специалисты, не получившие системные знания о финансовых рынках.

Ликвидировать данный пробел в подготовке профессиональных специалистов для рынка ценных бумаг, обладающих широким кругозором и получивших комплекс знаний по финансовым рынкам, финансовым институтам и финансовым инструментам можно путем создания прикладной магистерской программы «Фондовый рынок и инвестиции». В рамках данной магистерской программы студенты должны получить глубокие теоретические знания по финансовым рынкам и одновременно овладеть профессиональными знаниями и навыками по рынку ценных бумаг, что позволит им не только получить диплом магистра, но и профессиональные аттестаты специалистов, дающих право работы на фондовом рынке.

Предлагаемая магистерская программа ориентирована на модель подготовки специалистов финансового профиля, сочетающей в себе изучение теоретических основ финансовой экономики с одновременным изучением прикладных финансовых дисциплин, с использованием современного математического инструментария, что обеспечивает преемственность теоретических и прикладных курсов. Построенная таким образом система подготовки магистров позволит студентам после завершения обучения приступить к практической работе в финансовых институтах.

Конкурентным преимуществом программы является акцент на органическое сочетание в учебном процессе теоретических и прикладных дисциплин по рынку ценных бумаг, на подготовку таких специалистов, которые хорошо подготовлены как в теоретическом плане, так и в прикладном аспекте.

Предложенная модель обучения определяет следующие основные направления магистерской программы.

1. Междисциплинарный характер подготовки специалистов, основанный на предоставлении универсальных академических знаний в области теории финансов, финансовых рынков и финансовых институтов, современной портфельной теории, конструирования сложных финансовых продуктов с заранее заданными свойствами.

2. Специализированный принцип подготовки, обеспечивающий овладение знаниями по специальным дисциплинам в области финансовых рынков и финансовых институтов, ценных бумаг, управления инвестиционным портфелем, фундаментального и технического анализа, корпоративного управления, учета и налогообложения операций с ценными бумагами. Комплекс специализированных дисциплин позволяет студентам получить систему знаний о механизме функционирования финансовых рынков и одновременно выбрать специализацию для профессиональной работы на фондовом рынке.

3. Закрепление полученных знаний и развитие практических навыков работы осуществляется студентами в ходе регулярно проводимых тренингов по специализированным дисциплинам, практики и стажировок в ведущих российских и зарубежных инвестиционных компаниях и банках. Качественное развитие этого направления позволит студентам обрести навыки последующей самостоятельной профессиональной деятельности, умение работать в качестве финансовых аналитиков, портфельных менеджеров, финансовых контролеров, специалистов по оценке рисками.

Настоящая концепция предусматривает, что выпускники магистерской программы «Фондовый рынок и инвестиции» должны получить глубокие теоретические знания, знать зарубежный опыт функционирования финансовых рынков и финансовых институтов, уметь применять полученные знания в практической деятельности. В результате диплом выпускника ГУ-ВШЭ станет более ценным и престижным.

2.Современное состояние спроса и подготовки специалистов по ценным бумагам.

Спрос на специалистов, обладающих знаниями в области финансовых рынков и финансовых инструментов, определяется темпом и уровнем развития фондового рынка и финансовых институтов. В настоящее время формируется отрасль финансовых услуг, которой требуются кадры высокой квалификации, которые знают современные модели управления финансами и умеют применять эти модели к решению вполне конкретных практических задач. В настоящее время отрасль финансовых услуг представлена широким спектром финансовых организаций. В частности, в современной России действуют:

· Более 500 паевых инвестиционных фондов, нуждающихся в финансовых аналитиках, финансовых и портфельных менеджерах, обладающих стратегическим видением;

· Более 270 инвестиционных компаний, оказывающих услуги по доверительному управлению ценными бумагами, по брокерскому и депозитарному обслуживанию физических и юридических лиц, а также осуществляющих дилерскую деятельность. Данным компаниям требуются специалисты по рынку ценных бумаг, умеющие готовить компании реального сектора к выходу на фондовый рынок путем проведения IPO и выпуска облигаций, конструировать проспект эмиссии ценных бумаг, формировать и управлять портфелем ценных бумаг;

· Более 50 фирм и более 1000 трансферт агентов, осуществляющих регистраторскую деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг, на которых возложена ответственность учета прав собственности на ценные бумаги;

· Более 1000 банков, имеющих в своем составе отделы по ценным бумагам и доверительному управлению средствами клиентов. Особенностью развития банковского сектора экономики в России является то, что российские банки одновременно совмещают классическую банковскую деятельность по кредитно — депозитным операциям и расчетно-кассового обслуживания клиентов с инвестиционной деятельностью. В современных условиях банки предъявляют повышенный спрос на специалистов по рынку ценных бумаг;

· Сеть фондовых бирж, депозитариев и клиринговых компаний, обеспечивающих функционирование организованного рынка ценных бумаг, учет прав на ценные бумаги и систему взаиморасчетов между продавцами и покупателями ценных бумаг.

Кроме указанных финансовых институтов спрос на специалистов по ценным бумагам предъявляют крупные российские и зарубежные компании для проведения реструктуризации бизнеса, размещения денежных средств на финансовых рынках, проведения эмиссий ценных бумаги и привлечения капитала в компании, формирования оптимальной структуры капитала, оценки стоимости привлекаемых финансовых ресурсов.

По мере формирования финансового рынка будет развиваться финансовая инфраструктура, будут появляться новые финансовые институты, конструироваться новые финансовые инструменты, российские компании все более активно будут интегрироваться в мировую финансовую систему. Все это позволяет ожидать, что новая магистерская программа будет весьма привлекательна как для студентов столичных ВУЗов, так и на региональном уровне, где наиболее остро ощущается недостаток квалифицированных специалистов, о чем убедительно свидетельствует опыт функционирования наших филиалов. Опыт трудоустройства выпускников ГУ-ВШЭ, окончивших магистерскую программу по финансам, в рамках которой изучались дисциплины по финансовым рынкам и финансовым институтам, подтверждает наличие устойчивого спроса на рынке труда на специалистов нашего университета, обладающих прикладными знаниями по фондовому рынку, и свидетельствует об их востребованности в финансовых институтах.

В настоящее время в ведущих Московских ВУЗах (ГУ – ВШЭ, Финансовая академия при Правительстве РФ, РЭА им. , МГИМО) созданы профильные кафедры по рынку ценных бумаг, которые ведут подготовку бакалавров и специалистов по данной проблематике. Однако анализ учебных планов и программ показывает значительный разброс в списке дисциплин, количестве часов, степени разработанности курсов. При этом ни в одном российском ВУЗе не ведется комплексная подготовка специалистов по рынку ценных бумаг, которые после окончания ВУЗа, обладали бы как теоретическими знаниями, так и практическими навыками работы на фондовом рынке. Создание прикладной магистерской программы позволит студентам получить системные знания по финансовым рынкам и одновременно обладать навыками работы на фондовом рынке. Уровень теоретических знаний должен быть подтвержден защитой магистерской диссертации, а уровень практических навыков работы на фондовом рынке должен быть подтвержден квалификационным аттестатом ФСФР по соответствующему виду деятельности.

В современных условиях ГУ-ВШЭ твердо закрепился на позициях одного из ведущих ВУЗов России по подготовке специалистов финансового профиля. В университете накоплен многолетний опыт работы по подготовке специалистов для работы в финансовых институтах и на фондовом рынке в рамках действующей академической магистерской программы «Финансовые рынки», которая направлена на подготовку финансовых аналитиков, исследователей и ученых. Учебные дисциплины этой программы должны составить ядро теоретического блока курсов новой прикладной профессиональной магистерской программы, которая должна быть дополнена блоком прикладных курсов и тренингов.

По опросам инвесторов, портфельных менеджеров и финансовых аналитиков ГУ-ВШЭ дает наилучшее образование для успешной работы на фондовом рынке. Таковы результаты рейтинга «Лучший вуз для биржевого инвестора», подготовленного информационной группой *****, входящей в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ». ГУ-ВШЭ смогла заметно опередить всех своих ближайших конкурентов, получив 91,5% положительных оценок. Итоги рейтинга представлены в приложении к концепции.

3.Квалификационные требования к выпускнику магистерской программы «Фондовый рынок и инвестиции».

Выпускник ГУ-ВШЭ, завершивший обучение на магистерской программе «Фондовый рынок и инвестиции», будет иметь качественную университетскую подготовку, как по теории финансовых рынков, так и обладать знаниями и навыками практической работы на фондовом рынке и в финансовых институтах. Выпускники программы будут обладать высокими компетенциями в области анализа финансовых рынков, формирования и управления портфелем ценных бумаг, конструирования ценных бумаг с заранее заданными свойствами, методами хеджирования финансовых рисков с использованием производных финансовых инструментов.

Подготовка студентов осуществляется по следующим основным видам их будущей деятельности:

— экспертно-аналитическая (финансовый аналитик, аналитик фондового рынка);

— управленческая (финансовый менеджер, портфельный менеджер, руководитель структурного подразделения в финансовом институте);

— консалтинговая (финансовый консультант, консультант по организации IPO, инвестиционный консультант);

— учетно-регистраторская (специалисты депозитарно-клиринговых компаний и регистраторов, а также бэк-офисов инвестиционных компаний и банков).

При подготовке магистра по программе «Фондовый рынок и инвестиции» профессорско-преподавательский состав исходит из того, что выпускник должен:

· обладать теоретическими знаниями в области финансов и фондового рынка;

· владеть методами экономического анализа и моделирования финансовых рынков, методами анализа деятельности компаний, методами фундаментального и технического анализа, методами оценки финансовых рисков, методами оценки стоимости ценных бумаг и компаний, основами корпоративного и финансового права;

· уметь анализировать отчетность предприятий и организаций и проводить диагностику их финансового состояния; управлять портфелем ценных бумаг; оценивать доходность финансовых активов, готовить аналитические обзоры; выявлять проблемные ситуации в финансовой деятельности компаний; работать с производными финансовыми инструментами; оценивать и разрабатывать мероприятия по управлению рисками;

· иметь практические навыки проведения различных операций на фондовом рынке;

· владеть на профессиональном уровне не менее чем одним иностранным языком, используемым в качестве языка профессионального общения.

4. Общая характеристика учебного плана.

Учебный план магистерской программы призван обеспечить серьезную теоретическую и профессиональную подготовку магистров, владеющих широким арсеналом методов математического и экономического анализа, имеющих навыки их применения при анализе финансовых рынков и компаний, умеющих принимать качественные финансовые и инвестиционные решения, проводить оценку финансовых активов и компаний в целом, способных находить эффективные решения по инвестированию на российском и зарубежных фондовых рынках.

Ядро магистерской программы формируется профильными кафедрами факультета экономики ГУ-ВШЭ. Учебный план магистерской программы сформирован таким образом, чтобы студенты получили углубленные знания, по теории финансовых рынков и денежного обращения (курс «Теория финансов»), методами моделирования финансовых рынков (курсы «Эконометрика финансовых рынков», «Стохастический анализ», «Нелинейное прогнозирование в экономике и финансах»). Блок теоретических дисциплин охватывает примерно 30% учебных часов. Наряду с теоретическим блоком программа содержит блок специальных профессиональных дисциплин по ценным бумагам и фондовому рынку, включающий обязательные курсы и курсы по выбору. Система курсов создает условия для глубокой теоретической подготовки магистров и получения профессиональных знаний для работы на фондовом рынке и в инвестиционных институтах.

Все дисциплины магистерской программы могут быть объединены в следующие блоки:

Блок теоретических дисциплин:

Микроэкономика (финансовый и инвестиционный аспекты)

Теория финансов

Блок дисциплин по эконометрике и математическому инструментарию:

Эконометрика-2 (финансовый аспект)

Нелинейное прогнозирование в экономике и финансах

Финансовые инструменты:

Ипотечные ценные бумаги

Производные финансовые инструменты

Новые финансовые инструменты на фондовом рынке

Фондовый рынок и операции с ценными бумагами

Неэмиссионные ценные бумаги

Оценка и анализ финансовых рынков и ценных бумаг:

Фундаментальный анализ ценных бумаг

Технический анализ на фондовом рынке

Оценка финансовых активов

Оценка стоимости компаний

Мировые фондовые рынки

Финансовые рынки в переходной экономике

Управление и организация деятельности финансовых институтов:

Управление инвестиционным портфелем

Управление финансовыми рисками

Слияния и поглощения

Учет и налогообложение операций с ценными бумагами

Учебный план магистерской программы представлен в приложении 2.

5. Обеспеченность магистерской программы профессорско-преподавательским составом

Ядром кадрового персонала магистерской программы является профессорско-преподавательский состав кафедры фондового рынка и рынка инвестиций. Кроме того, к проведению занятий по магистерской программе будут привлекаться преподаватели других кафедр экономического факультета, преподаватели факультета бизнес-информатики и факультета менеджмента для проведения занятий по профильным дисциплинам, а также специалисты-практики из ведущих финансовых институтов России. Формирование такого состава преподавателей обеспечивает межкафедральное и межфакультетское взаимодействие, а также органическое сочетание теоретических и прикладных дисциплин, способствующее получению системных знаний. Распределение профессорско-преподавательского состава по дисциплинам магистерской программы «Фондовый рынок и инвестиции» представлено в следующей таблице.

Обеспеченность магистерской программы «Фондовый рынок и инвестиции» профессорско-преподавательским составом

Дисциплина

Преподаватель

Место работы (кафедра)

Фондовый рынок и операции с ценными бумагами

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

, д. э.н., профессор, , к. э.н., доцент

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

Микроэкономика (финансовый и инвестиционный аспекты)

Макроэкономика финансовых рынков

ГУ-ВШЭ, кафедра макроэкономического анализа

ГУ-ВШЭ, кафедра теории денег и кредита

ГУ-ВШЭ, кафедра экономики и финансов фирмы

Эконометрика финансовых рынков

ГУ-ВШЭ, кафедра математической экономики и эконометрики

Нелинейное прогнозирование в экономике и финансах

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

ГУ-ВШЭ, кафедра управления рисками и страхования

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

Ипотечные ценные бумаги

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

Производные финансовые инструменты

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

Инновации на финансовых рынках

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

Неэмиссионные ценные бумаги

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

Фундаментальный анализ ценных бумаг

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

Технический анализ на финансовых рынках

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

Оценка финансовых активов

ГУ-ВШЭ, кафедра Управления проектами

Оценка стоимости компаний

ГУ-ВШЭ, кафедра экономики и финансов фирмы

Мировые фондовые рынки

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

Финансовые рынки в переходной экономике

ГУ-ВШЭ, кафедра теории денег и кредита

Управление инвестиционным портфелем

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

Управление финансовыми рисками

Компания Мэрилл Линч

Слияния и поглощения

ГУ-ВШЭ, кафедра экономики и финансов фирмы

Фонды коллективного инвестирования

, к. э.н., профессор; , к. т.н., доцент

ГУ-ВШЭ, кафедра Фондового рынка и рынка инвестиций

ГУ-ВШЭ, Институт анализа предприятий и рынков/ Кафедра микроэкономического анализа

, ст. преподаватель совместно с представителем компании Неттрейдер

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

Учет и налогообложение операций с ценными бумагами

ГУ-ВШЭ, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций

6. Направления научной деятельности в рамках магистерской программы

В процессе обучения на магистерской программе «Фондовый рынок и инвестиции» студенты с первого курса прикрепляются к научному руководителю для подготовки магистерской диссертации по наиболее актуальным научным направлениям. Основными научными направлениями исследовательской деятельности студентов при подготовке магистерских диссертаций являются:

· Исследование моделей развития фондового рынка;

· Особенности формирования и управления портфелем ценных бумаг на развивающихся рынках;

· Конструирование новых финансовых инструментов;

· Развитие инфраструктуры фондового рынка;

· Разработка моделей оценки финансовых активов;

· Принятие инвестиционных решений в условиях неопределенности;

· Развитие финансовых институтов;

· Интеграция российского фондового рынка в мировую финансовую систему;

· Секьюритизация финансовых рынков.

Наряду с научными исследованиями наличие большого количества прикладных учебных дисциплин и тренингов в данной магистерской программе позволит студентам в процессе обучения сдать базовый и ряд специализированных экзаменов для получения квалификационных аттестатов Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) для работы на рынке ценных бумаг. С февраля 2007 года ГУ-ВШЭ является аккредитованной при ФСФР организацией, имеющей право проводить обучение и принимать экзамены на получение квалификационных аттестатов для работы на финансовых рынках.

7. Особенности реализации магистерской программы

7.1. Целевой аудиторией данной магистерской программы являются специалисты финансовых институтов, работающие на финансовом рынке и имеющие высшее образование, которые не заканчивали бакалавриат ГУ-ВШЭ. В этой связи программой должны быть предусмотрены адаптационные курсы по основным дисциплинам, изучавшимся в бакалавриате, на которые опираются магистерские курсы, в частности:

— Фондовый рынок и операции с ценными бумагами

— Микро — и макроэкономика в рамках соответствующих курсов в магистратуре

7.2. В связи с тем, что большинство обучающихся будет совмещать учебу с работой, занятия следует проводить в вечернее время.

7.3. Данная магистерская программа должна быть платной. Размер оплаты должен быть установлен на уровне, обеспечивающего ГУ-ВШЭ конкурентоспособность на данном сегменте рынка образовательных услуг.

7.4. Преподавателям ГУ-ВШЭ, полностью выполняющим учебную нагрузку на своих кафедрах, проведение занятий на данной магистерской программе должно оплачиваться по коммерческим расценкам.

7.5. Руководителю магистерской программы должны быть предоставлены широкие права по формированию ППС, привлекаемого для проведения занятий как из числа преподавателей ГУ-ВШЭ, так и из числа внешних преподавателей, и определению ставок оплаты их труда.

7.6. В распоряжении руководителя магистерской программы должны находиться финансовые ресурсы для оплаты труда преподавателей, обслуживающего персонала, тиражирования раздаточного материала, приобретения литературы и др. расходов.

Зав. кафедрой Фондового рынка

и рынка инвестиций, д. э.н., профессор

Приложение 1 к Концепции

Finam-Рейтинг: Экономические ВУЗы с точки зрения инвесторов

Мы представляем результаты голосования инвесторов, определявших качество подготовки вузами России специалистов фондового рынка.

Воспроизводим дословно ту формулировку вопроса, на который отвечали участники: «Оцените, пожалуйста, качество подготовки теми или иными вузов будущих специалистов и участников фондового рынка». Можно сформулировать иначе: «В каком вузе стоит учиться, чтобы стать профессионалом фондового рынка?» Предлагаем вам выставлять оценки по трехбалльной шкале: 1 – удовлетворительно, 2 – хорошо, 3 – отлично и 0 – не могу оценить по тем или иным причинам».

В качестве списка для голосования предлагался Рейтинг экономических вузов Министерства образования и науки РФ.

Результаты голосования представлены в таблицах 1 и 2.

В таблице 1 Вузы проранжированы по отношению суммы оценок «хорошо» и «отлично» к общему количеству оценок за тот или иной вуз – это итог рейтинга, показывающий оценку качества подготовки специалистов.

В таблице 2 Вузы проранжированы по отношению количества всех оценок (как «хорошо» и «отлично» так и «удовлетворительно») к общему количеству оценок по всем учебным заведениям – своего рода рейтинг популярности, узнаваемости вуза инвесторами и специалистами фондового рынка.

Безусловным лидером рейтинга, по мнению инвесторов, является Высшая школа экономики с результатом 91,5% положительных оценок. Далее следуют Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (85,8%) и Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (85%). При этом стоит отметить, что первые два вуза являются и лидерами по узнаваемости (по количеству общих оценок).

Так же стоит отметить тот факт, что практически половина вузов скорее хорошо и отлично готовят специалистов фондового рынка, чем удовлетворительно.

И еще один момент, который хочется упомянуть – это отношение количества оценок всех Вузов к количеству принявших участие в голосовании – 2,55. Т. е. в среднем каждый участник оценивал не более чем 2,55 вуза, что говорит о достаточной объективности принявших участие в голосовании.

Вы можете оставить свои комментарии по теме рейтинга в рамках форума на этой странице.

Таблица 1: Сумма оценок «хорошо» + «отлично» к количеству оценок за ВУЗ (в процентах)

Государственный университет — Высшая школа экономики (Москва)

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (Москва)

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Российская экономическая академия (Москва)

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Новосибирская государственная академия экономики и управления

Всероссийская академия внешней торговли (Москва)

Государственный университет управления (Москва)

Байкальский государственный университет экономики и права

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

Самарская государственная экономическая академия

Дальневосточная государственная академия экономики и управления (Владивосток)

Татарско-американский региональный институт (Казань)

Казанский государственный финансово-экономический институт

Хабаровская государственная академия экономики и права

Орловский государственный институт экономики и торговли

Всероссийский заочный финансово-экономический институт (Москва)

Московский университет потребительской кооперации

Альметьевский муниципальный институт

Сибирский университет потребительской кооперации (Новосибирск)

Красноярский государственный торгово-экономический институт

Оренбургский государственный институт менеджмента

Российский государственный торгово-экономический университет

Саратовский государственный социально-экономический университет

Волжский институт экономики и менеджмента — Высшая школа коммерции

Поволжский кооперативный институт (Энгельс)

Белгородский университет потребительской кооперации

Московский городской институт управления правительства Москвы

Нижегородский коммерческий институт

Воронежский институт экономики и социального управления

Таблица 2: Количество оценок Вуза к общему количеству оценок по всем вузам (в процентах)

Государственный университет — Высшая школа экономики (Москва)

Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (Москва)

Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов

Российская экономическая академия (Москва)

Государственный университет управления (Москва)

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Всероссийский заочный финансово-экономический институт (Москва)

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Новосибирская государственная академия экономики и управления

Казанский государственный финансово-экономический институт

Московский университет потребительской кооперации

Самарская государственная экономическая академия

Дальневосточная государственная академия экономики и управления (Владивосток)

Татарско-американский региональный институт (Казань)

Российский государственный торгово-экономический университет

Московский городской институт управления правительства Москвы

Байкальский государственный университет экономики и права

Всероссийская академия внешней торговли (Москва)

Красноярский государственный торгово-экономический институт

Альметьевский муниципальный институт

Оренбургский государственный институт менеджмента

Сибирский университет потребительской кооперации (Новосибирск)

Саратовский государственный социально-экономический университет

Белгородский университет потребительской кооперации

Хабаровская государственная академия экономики и права

Нижегородский коммерческий институт

Воронежский институт экономики и социального управления

Орловский государственный институт экономики и торговли

Поволжский кооперативный институт (Энгельс)

Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

Волжский институт экономики и менеджмента — Высшая школа коммерции

http://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/359503-likbez-po-finansam-kakie-onlayn-kursy-stoit-proyti-investoru
http://openedu.ru/course/hse/FINMARKAN/
http://pandia.ru/text/79/098/51280.php

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *