Российско-французская компания PowerJet, выпускающая двигатели SaM146 для самолета Superjet 100, из-за санкций прекратила их техобслуживание и ремонт, сообщил «Интерфаксу» источник, близкий к авиапрому.
Зарегистрированная во Франции PowerJet (по 50% у Safran Aircraft Engines и «ОДК-Сатурн» госкорпорации «Ростех») уведомила партнеров в РФ о приостановке контрактных обязательств еще в феврале, после вступления в силу ограничительных мер со стороны Евросоюза и США, сказал собеседник агентства. Полностью прекратились поставки запчастей для SaM146, техподдержка и ремонт двигателей, включая возврат ранее отремонтированных, предоставление их в лизинг.
Чтобы не допустить остановку эксплуатации SSJ100 в РФ Минпромторг предложил использовать склад запчастей и пул подменных двигателей SaM146, которые PowerJet сформировала на территории РФ еще до санкций, сообщил источник. Для этого ведомство предлагает узаконить передачу имущества иностранных компаний, отказавшихся от бизнеса в РФ, во временное управление российским профильным предприятиям.
«Интерфакс» направил запросы в Минпромторг, ОДК и Safran.
Газета Wall Street Journal ранее в марте писала, что Safran прекратила деятельность в России из-за западных санкций. Уточнялось, что речь идет о двух СП французов с «ОДК-Сатурн» — PowerJet и «Волгаэро», производящего детали для двигателей, которые в том числе реализуются за рубежом.
Сделали запасы
Импортных запчастей для обслуживания SSJ100, несмотря на санкционные ограничения, хватит «на значительное время», заявлял ранее в марте глава Минпромторга Денис Мантуров. «Мы сделали заранее запасы, причем это так называемые хабы, чтобы обслуживать технику и в стране, и за рубежом», — сказал он в интервью телеканалу «Россия 1».
Мантуров также обещал, что в 2022 году заказчики получат минимум 19 SSJ100, включая новые заводские и ранее не реализованные «белые хвосты». Для этих самолетов «полностью имеется зарубежная комплектация», говорил министр. Сертификация импортозамещенной версии «Суперджета», по его словам, ожидается в 2023 году. Эту модель планируется оснащать двигателями ПД-8, которые будет выпускать ОДК.
Локализация SaM146
В проекте SaM146 французская сторона отвечает за «горячую» часть двигателя (газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления), российская — за «холодную» (вентилятор и турбина низкого давления), а также за общую сборку и установку на планер.
При этом ранее стороны вели переговоры о частичной локализации в России производства «горячей» части. На авиасалоне в Ле Бурже в 2017 году президент PowerJet Марк Сорель заявлял, что в РФ может быть организовано литейное производство отдельных деталей. «Мы уже начали искать партнеров в России, которые бы поставляли нам дополнительные элементы двигателя», — утверждал он.
Помимо этого, обсуждалось увеличение локализации в РФ ремонта «горячей» части SaM146. В 2019 году «ОДК-Сатурн» и Safran подписали меморандум о поэтапной передаче ремонтных компетенций на российское предприятие. До конца 2020 года уровень локализации планировалось повысить с 20% до 55%, говорил глава авиакластера «Ростеха» Анатолий Сердюков.
Эксплуатанты SSJ100
Евросоюз 26 февраля объявил санкции против России в связи с военной операцией на Украине, ряд из них ударил по авиационной отрасли. В частности, введен запрет на поставки в РФ гражданских самолетов и запчастей, оказание услуг по их техобслуживанию и страхованию. Уже эксплуатируемые в стране самолеты, в соответствии с санкциями, должны быть возвращены иностранным лизингодателям. Кроме того, запрещается поставка систем и комплектующих, необходимых для производства авиатехники.
В условиях массовых арестов «санкционных» самолетов за рубежом рейсы по международным линиям продолжаются на 193 лайнерах, заявлял ранее глава Минтранса РФ Виталий Савельев. Из них 148 — российские Superjet 100. Крупнейшие эксплуатанты «Суперджета» — авиакомпания «Россия» (68), Red Wings (15), «Азимут» (15), «Ямал» (15), «Газпром авиа» (10), «Аэрофлот» (9), «ИрАэро» (7), «Северсталь» (4), «Якутия» (4).